Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мухортых Е.Н., судей фио, фио, при помощнике судьи Капковой Ю.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Чертановского районного суда адрес от 24 января 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Министерства имущественных отношений адрес к Калинину Александру Сергеевичу о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Министерство имущественных отношений адрес обратился в суд с иском к Калинину А.С. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:31:0032503:5089, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, по адресу: адрес, г. адрес, адрес "Ветераны Столицы", уч.N 619, с "земли сельскохозяйственного назначения" на "ведение садоводства". Требования мотивированы тем, что в соответствии с уведомлением Росреестра по адрес от 10.07.2020 г. N15ВХ-28119 изменен вид разрешенного использования земельного участка. Поскольку направленное истцом ответчику Калинину А.С. уведомление о необходимости внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с приложением соответствующего расчета осталось без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Представитель истца Министерства имущественных отношений адрес в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещался надлежащим образом.
Ответчик Калинин А.С. в судебное заседание явился, просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку заявил, что не изменял вид разрешенного использования.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец Министерство имущественных отношений адрес в лице своего представителя фио по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, выслушав ответчика фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение постановлено судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, требованиями действующего законодательства и оснований к его отмене или изменению не имеется.
Судом установлено, что Калинин А.С. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 50:31:0032503:5089, категория земель: земли сельскогохозяйственного назначения, вид разрешённого использования для ведения садоводства, расположенного по адресу: адрес, г. адрес, адрес "Ветераны Столицы", уч.N 619, на основании договора купли-продажи земельного участка от 08.03.2002, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.47).
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" "выбор предусматривающего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах адрес и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, осуществляется при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом адрес, с учетом разницы между установленной кадастровой стоимостью земельного участка и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
Порядок внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории адрес, установлен статьей 5.1 Закона адрес от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в адрес", а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства адрес от 31.12.2013 N 1190/57 "Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития адрес, и перечня муниципальных образований, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается".
В соответствии с ч.19 ст.5.1 Закона N23/96-ОЗ, плата взимается в бюджет адрес по нормативу 100% при изменении ВРИ земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную).
Плата взимается при изменении вида разрешенного использования земельного участка на основании следующих нормативных актов.
Решения Правительства адрес о включении земельного участка в границы населенного пункта и об одновременном изменении его вида разрешенного использования земельного участка (ч. 1 ст. 5.1 Закона N 23/96-03);
Решения органа местного самоуправления муниципального образования адрес об изменении вида разрешенного использования земельного участка (ч. 3 ст. 5.1 Закона N 23/69-03);
Разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, предоставленного уполномоченным органом (ч. 5 ст. 5.1 Закона N 23/96-03);
Правил землепользования и застройки (ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона N 23/96-03).
В соответствии с пунктами 13.36.1, 13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений адрес, утвержденного постановлением Правительства адрес от 29.10.2007 г. N842/27, органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение ВРИ земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Министерство имущественных отношений адрес (Минмособлимущество).
Кроме того, процедура изменения вида разрешенного использования объектов недвижимости установлена Земельным Кодексом РФ, Градостроительным Кодексом РФ, Законом адрес от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в адрес", ФЗ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", согласно которой решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается органом местного самоуправления муниципального образования адрес на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка. Если новый вид разрешенного использования земельного участка предусматривает строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, то за такое изменение собственник должен внести плату. Пунктами 8 и 9 ст. 5.1 вышеуказанного Закона МО установлено, что такая плата вносится в тридцатидневный срок со дня получения уведомления, и в случае невнесения платы решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования отменяется органом местного самоуправления.
Согласно пунктам 3, 4 и 8 статьи 5.1 Закона адрес от 07.06.1996 г. N23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в адрес" плата взимается за принятие органом местного самоуправления муниципального образования адрес решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, и отменяется при невнесении такой платы.
Обязательным условием взимания платы является совершение лицом действий, прямо регламентированных данным Законом, а именно - обращение в орган местного самоуправления муниципального образования адрес и принятие этим органом местного самоуправления соответствующего решения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств обращения ответчика фио в органы местного самоуправления муниципального образования адрес с заявлением об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, и орган местного самоуправления муниципального образования адрес не принимал решения об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.
Судом принято во внимание, что орган местного самоуправления муниципального образования адрес не совершал каких-либо действий, предусмотренных процедурой, изложенной в статье 5.1 Закона адрес от 07.06.1996 г. N23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в адрес", которые давали бы истцу основания требовать уплаты ответчиком предусмотренных Законом платежей.
Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и представленным доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, в связи с чем, оснований для отмены законного и обоснованного решения по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Фактически изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку выводов суда, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29 апреля
2002 года земельный участок по адресу: адрес, г. адрес, адрес "Ветераны Столицы", уч. N 619 предназначен для ведения садоводства, относится к землям сельскохозяйственного назначения.
Само по себе приведение вида разрешенного использования в соответствие с классификатором не является основанием для отмены судебного решения, поскольку не может служить основанием для возложения на ответчика обязанности нести расходы по установлению соответствия вида разрешенного использования земельного участка федеральному классификатору.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд разрешилспор на основании норм права, подлежащих применению, с достаточной полнотой исследовал все доказательства собранные в ходе разрешения спора, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для признания выводов суда ошибочными и отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чертановского районного суда адрес от 24 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.