Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Гербекова Б.И., судей фиоМ, фио, при секретаре (помощнике) Азарцевой Е.Р.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, дело по апелляционной жалобе истца Бесфамильной М.А. на решение Дорогомиловского районного суда адрес от 24 марта 2023 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Бесфамильной Марины Анатольевны к АО "СК "Югория - жизнь", ПАО МКБ" о признании договора страхования недействительным, взыскании денежных средств отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Бесфамильная М.А. обратилась в суд с иском к ответчикам АО "СК "Югория - жизнь", ПАО МКБ" о признании договора страхования недействительным. В обоснование требований указала на то, что 26.04.2021 она обратилась в отделение ПАО "МКБ" для переоформления вклада. В ходе беседы менеджер банка ввела её в заблуждение, сообщив о том, что участие в программе страхования жизни является неотъемлемой частью договора вклада, не требующей внесения денежных средств. Как выяснилось позднее, истец подписала договор страхования жизни NЮН-3-008060-2021, в соответствии с которым на неё возложена обязанность по внесению страховой премии в размере сумма ежегодно. Кроме того, с вклада истца была перечислена сумма в размере сумма в счет внесения первоначальной страховой премии по договору.
На заявление истца о возврате страховой премии ответчик ответил отказом.
Истец просит расторгнуть договор страхования, взыскать с ответчика в свою пользу истца страховую премию в размере сумма, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере сумма, компенсацию морального вреда в размере сумма, расходы по оплате юридических услуг в размере сумма
Представитель истца Майорова И.В. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, указывая, что истца ввели в заблуждение при заключении договора вклада.
Представитель ответчика АО "СК "Югория - жизнь" фио в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика ПАО "МКБ" в судебное заседание не явился, в судебное заседание не явился, извещен.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит истец Бесфамильная М.А. по доводам апелляционной жалобы.
АО СК "Югория-жизнь" в настоящее время переименовано в АО "СК "Ю-лайф".
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика АО "СК "Ю-Лайф" по доверенности фио, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене обжалуемого решения.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от дата N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об организации страхового дела) страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона об организации страхового дела объектами страхования от несчастных случаев и болезней могут быть имущественные интересы, связанные с причинением вреда здоровью граждан, а также с их смертью в результате несчастного случая или болезни (страхование от несчастных случаев и болезней).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 9 названного Закона страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.
Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Согласно статье 934 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Исходя из положений названных норм права в их взаимосвязи, следует, что страхование от несчастных случаев представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических лиц, связанных с причинением вреда их здоровью, а также с их смертью в результате несчастного случая или болезни. Защита указанных имущественных интересов осуществляется путем выплаты страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам обусловленной договором страхования суммы (страховой суммы) при наступлении предусмотренного договором страхового случая и возможна только при наличии у страховщика такой обязанности.
Согласно ст. ст. 420, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей; граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
По договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор. (п. 1 ст. 934 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение о застрахованном лице; о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая); о размере страховой суммы; о сроке действия договора. (п. 2 ст. 942 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положениями ст. 943 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
При заключении договора страхования страхователь и страховщик могут договориться об изменении или исключении отдельных положений правил страхования и о дополнении правил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 958 ГК РФ договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. Страхователь (выгодоприобретатель) вправе отказаться от договора страхования в любое время, если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала по обстоятельствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи. При досрочном прекращении договора страхования по обстоятельствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование.
При досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 26.04.2021 года между истцом и АО "СК "Югория-Жизнь" заключен договор страхования жизни фио. Старт в будущее" NЮН-З-008060-2021 на условиях Правил страхования жизни N15 от 30.06.2020 года, с которыми страхователь ознакомлен при заключении договора.
Общий размер страховой премии по Договору страхования составил сумма
Разрешая спор, суд первой инстанции применил приведенные выше нормы закона, а также ст. 178 ГК РФ и исходил из того, что с условиями страхования истец до заключения договора была надлежаще ознакомлена, доказательств введения ее в заблуждение, недействительности договора, не представлено, полная информация об условиях страхования доведена до истца, содержится в договоре и приложениях к нему.
Также суд учел, что в силу указания ЦБ РФ N3854-У "О минимальных стандартах (требованиях) к условиям и порядке осуществления отдельных видов добровольного страхования" от 20.11.2015 г, истец имела возможность отказаться от договора страхования в течение 14 дней с даты его заключения, указанным правом не воспользовалась.
Кроме того, по заявлению ответчика в порядке п. 2 ст. 199 ГК РФ суд первой инстанции применил последствия пропуска истцом годичного срока исковой давности, установленного п. 2 ст. 181 ГК РФ, который исчислял с даты заключения оспариваемого договора (26.04.2021 г.), тогда как иск подан 21.08.2022 г.
Отказ в удовлетворении основного требования о признании договора недействительным повлек отказ в удовлетворении производных исковых требований истца о взыскании страховой премии, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда в размере, юридических расходов.
Доводы апелляционной жалобы истца о недобросовестности ответчика, введении истца в заблуждение, о том, что договор заключался ею в период между медицинскими операциями на глазах, ввиду плохого зрения она не могла ознакомиться надлежащим образом с условиями договора, были предметом исследования суда первой инстанции и мотивированно отклонены с указанием на то, что истец, действуя разумно, имела возможность отказаться от подписания каких-либо документов без ознакомления с ними, вся информация об условиях страхования была ей предоставлена.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неверно применил последствия пропуска срока исковой давности, не учел, что при заключении договора страхования она была введена в заблуждение, ввиду которого о заключении договора узнала в связи с тем, что не поступали проценты по вкладу также несостоятельны.
Требования истца о признании сделки недействительной основаны на положениях ст. 178 ГК РФ, поскольку истец утверждала, что была введена в заблуждение относительно природы сделок и их условий. Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год (ч. 2 ст. 181 ГК РФ).
Вопреки доводам истца, о заключении оспариваемого договора, подписанного ею собственноручно, ей было известно с момента его подписания, а потому суд верно определилначало течения срока исковой давности датой подписания договора.
Доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней фактически аналогичны тем, которые были предметом исследования судом первой инстанции и подтверждения не нашли, сводятся к несогласию с выводами суда, на обоснованность и законность судебного решения не влияют, выводов суда первой инстанции по настоящему спору не опровергают, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, несогласие заявителя с оценкой доказательств не может служить основанием к отмене судебного решения.
Обстоятельства дела установлены судом правильно, доказательствам дана надлежащая оценка, нарушения норм материального или процессуального права не допущено.
адрес ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дорогомиловского районного суда адрес от 24 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.