Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В. и судей Пильгановой В.М., Афанасьевой И.И., при секретаре Цыганковой А.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. дело по апелляционной жалобе фио на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 28 ноября 2022 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление ИФНС России N 24 по г. Москве - удовлетворить.
Взыскать с фио в пользу ИФНС России N 24 по г. Москве недоимку по уплате налога на имущество физических лиц за период с 2018 года по 2020 год в размере сумма, пени в размере сумма, земельного налога за период с 2018 года по 2020 год в размере сумма, пени в размере сумма, а всего на общую сумму сумма
Взыскать с фио в доход бюджета г. Москвы государственную пошлину в размере сумма,
УСТАНОВИЛА:
Истец ИФНС России N 24 по г. Москве обратилась в Нагатинский районный суд г. Москвы с административным исковым заявлением к фио о взыскании недоимки по уплате налога на имущество физических лиц за 2018-2020 годы в размере сумма, пени за просрочку платежа в размере сумма, недоимки по уплате земельного налога за 2018-2020 годы в размере сумма, пени в размере сумма
Требования мотивированы тем, что налогоплательщику фио был исчислен земельный налог за 2018-2020 годы и налог на имущество физических лиц за 2018-2020 годы, и направлены налоговые уведомления N 848734429 от 23.08.2019, N 68676155 от 01.09.2020, N 79510974 от 01.09.2021. В связи с тем, что земельный налог уплачен не был, административному ответчику выставлены требования: N 19326 от 11.02.2019, N 20012 от 10.07.2019, N 19285 от 22.12.2020, N 2452 от 11.02.2020, N 201576 от 15.12.2021 и N 53722 от 23.12.2020, задолженность по которым административным ответчиком не погашена. 17.03.2022 мировым судьей судебного участка N 41 района Зябликово г. Москвы на основании заявления Инспекции вынесен судебный приказ о взыскании с налогоплательщика недоимки по уплате налога на имущество, земельного налога и пени, который 24.03.2022 был отменен в связи с поступлением возражений от должника. На дату формирования административного искового заявления задолженность фио не погашена.
Суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе с учетом уточнений фио ставит вопрос об отмене решения суда решения суда и принятии нового решения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления, выслушав представителя административного ответчика фио - фио, возражения представителя административного истца фио, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом уточненийсудебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, фио в 2018-2020 годах имела в собственности: - земельный участок, площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: адрес; - земельный участок, площадью 7 305 кв.м, расположенный по адресу: адрес; - квартиру, площадью 99, 2 кв.м, расположенную по адресу: адрес; - квартиру, площадью 38, 7 кв.м, расположенную по адресу: адрес; - жилой дом, площадью 155, 9 кв.м, расположенный по адресу: адрес, адрес; - строение, площадью 7, 4 кв.м, расположенное по адресу: адрес; - строение площадью 18, 9 кв.м, расположенное по адресу: адрес; - строение, площадью 622 кв.м, расположенное по адресу: адрес; - строение, площадью 7, 4 кв.м, расположенное по адресу: адрес; - строение, площадью 919, 5 кв.м, расположенное по адресу: адрес; - строение, площадью 517, 1 кв.м, расположенное по адресу: адрес; - строение, площадью 622 кв.м, расположенное по адресу: адрес; - квартиру, площадью 55, 5 кв.м, расположенную по адресу: адрес (л.д. 16, 17-18).
Налоговым органом за 2018 год был исчислен земельный налог в сумме сумма и налог на имущество физических лиц в сумме сумма, о чем фио было направлено через организацию почтовой связи уведомление с расчетами данных налогов N 848734429 от 23.08.2019 с указанием необходимости их уплаты не позднее 02.12.2019 (л.д. 48-49, 50); за 2019 год был исчислен земельный налог в сумме сумма и налог на имущество физических лиц в сумме сумма о чем административному ответчику через личный кабинет направлено налоговое уведомление с расчетами N 68676155 от 01.09.2020 с информацией, необходимой для перечисления налогов в бюджетную систему Российской Федерации (л.д. 45, 46, 47); за 2020 год был исчислен земельный налог в сумме сумма и налог на имущество физических лиц в сумме сумма, о чем фио было направлено через личный кабинет уведомление с расчетами данных налогов N 79510974 от 01.09.2021 с указанием необходимости их уплаты не позднее 01.12.2021 с информацией, необходимой для перечисления налогов в бюджетную систему Российской Федерации (л.д. 42-43, 44).
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов, налоговым органом в соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес фио посредством почтовых отправлений направлены требования: N 19326 от 11.02.2019 об уплате недоимки по указанным налогам и пени в срок до 26.03.2019 (л.д. 36); N 20012 от 10.07.2019 об уплате недоимки по указанным налогам и пени в срок до 01.11.2019 (л.д. 19), N 2452 от 11.02.2020 об уплате недоимки по налогам и пени в срок до 07.04.2020 (л.д. 31); N 19285 от 22.12.2020 об уплате недоимки по налогам и пени в срок до 25.01.2021 (л.д. 34); N 53722 от 23.12.2020 об уплате недоимки по налогам и пени в срок до 26.01.2021 (л.д. 39); N 201576 от 15.12.2021 об уплате недоимки по налогам и пени в срок до 01.02.2022 (л.д.25-26) Данные требования также были направлены через организацию почтовой связи и в личный кабинет налогоплательщика.
Поскольку обязанность по уплате налогов ответчиком исполнена не была, ИФНС N 24 по г. Москве обратилась к мировому судье судебного участка N 41 района Зябликово г. Москвы с заявлением о выдаче судебного приказа (л.д. 51-53)...
17.02.2022 мировой судья судебного участка N 41 района Зябликово г. Москвы был вынесен судебный приказ N 2а-35/2022 в отношении фио о взыскании недоимки, который, ввиду поступления от должника возражений относительно его исполнения (л.д. 14-15), определением мирового судьи от 24.03.2022 был отменен (л.д. 13).
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь положениями ст. 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, при этом обоснованно исходил из того, что административным ответчиком не была исполнена в срок возложенная на него законом обязанность по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц, доказательств обратного не представлено, в связи с чем правомерно на указанную задолженность были начислены пени, при этом налоговым органом соблюден порядок взыскания, расчет взыскиваемых сумм является правильным, административным ответчиком не опровергнут.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается в силу следующего.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности землепользования.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах или досрочно, причем налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно положениям статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно статей 402, 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Установив, что ответчик является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц, свою обязанность по уплате указанного налога в установленном законом порядке не выполнил, при этом налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм задолженности и пени, в связи с чем подано заявление о вынесении судебного приказа, в установленные законом сроки после отмены судебного приказа 24.03.2022 административным истцом 27.07.2022 предъявлен настоящий административный иск.
При таком положении довод апелляционной жалобы фио о пропуске административным истцом срока на обращение с иском в суд является несостоятельным.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нагатинского районного суда города Москвы от 28 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации.
Полный текст апелляционного определения изготовлен 28 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.