Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей Лукашенко Н.И., Милых М.В., при секретаре Аликсиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N2а-1429/2022 по иску Кригера Михаила Александровича к МВД России о признании условий содержания не соответствующими требованиям ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, взыскании компенсации морального вреда
по апелляционным жалобам представителя административного истца Кригера М.А. по доверенности фио, представителя административного ответчика МВД России по доверенности Фархутдиновой Ю.А. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 29 ноября 2022 года о частичном удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Кригер М.А. обратился в суд с иском к МВД России о признании условий содержания не соответствующими требованиям ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, взыскании компенсации морального вреда в размере сумма
В обоснование требований административный истец указал, что 03.08.2019 г. принимал участие в мирном собрании, был задержан и доставлен в ОМВД России по адрес. Задержание состоялось 03.08.2019 г. в 17-38, освобожден 05.08.2019 г. в 12-40, до 18-00 находился в Тверском районном суде адрес. За все это время питание и питьевая вода, постельное белье не представляли. Считает, что такие условия содержания являются ненадлежащими, не соответствуют ст. 3 Конвенции по права человека и основных свобод.
Решением Замоскворецкого районного суда адрес от 29 ноября 2022 года постановлено:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице МВД России в пользу Кригера Михаила Александровича компенсацию в размере сумма
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Представителем административного истца Кригера М.А. по доверенности фио подана апелляционная жалоба, в которой он настаивает на удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая об отсутствии оснований для удовлетворения требований Кригера М.А.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание суда апелляционной инстанции лиц, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных административных исковых требований Кригера М.А.
Судом установлено, что 3 августа 2019 года Кригер Михаил Александрович был доставлен в ОМВД России по адрес.
В ОМВД России по адрес в отношении Кригера М.А. был составлен протокол адрес N 0670437 о доставлении лица, совершившего административное правонарушение от 3 августа 2019 года; протокол адрес N 0605937 об административном задержании от 3 августа 2019 года; протокол адрес N 117768 об административном правонарушении от 3 августа 2019 года, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ; протокол адрес N 1177654 от 3 августа 2019 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ. От ознакомления с вышеуказанными протоколами Кригер М. А. отказался.
5 августа 2019 года постановлением Таганского районного суда адрес Кригер М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде ареста на 10 суток.
Срок отбывания административного ареста исчислялся с 3 августа 2019 года с 18 часов 20 минут, в срок административного ареста зачтено время административного задержания с 18 часов 20 минут 3 августа 2019 года до 12 часов 40 минут 5 августа 2019 года. Данное постановление вступило в законную силу 16 августа 2019 года.
19 августа 2019 года постановлением Таганского районного суда адрес Кригер М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Данное Постановление вступило в законную силу 6 ноября 2019 года.
Административное задержание в соответствии со ст.27.3 КоАП РФ представляет собой кратковременное ограничение свободы физического лица и может быть применено для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.
В соответствие со ст.27.5 КоАП РФ срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 ст.27.5 КоАП РФ.
Согласно ч.3 ст.27.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущее в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
В силу части 1 статьи 27.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 настоящего Кодекса, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.
Согласно части 2 статьи 27.6 Кодекса условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок оказания медицинской помощи таких лиц определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил оборудования служебных помещений для задержанных, утверждённых приказом МВД России от 30 апреля 2012 года N 389 "Об утверждении наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан" норма санитарной площади в помещении для задержанных составляет четыре квадратных метра на одного человека.
На основании пункта 10 Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинское обслуживания таких граждан, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 года N 627, за поведением задержанных лиц, находящихся в специальных помещениях, устанавливается наблюдение должностными лицами органа, в ведении которого находится специальное помещение.
Пунктом 11 постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 года N 627 предусмотрено, что норма площади, устанавливаемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2 кв. метров. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна.
Пунктов 7 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом МВД РФ от 10 февраля 2014 г. N 83, предусмотрено, что лица, подвергнутые административному аресту, принимаются в место отбывания административного ареста круглосуточно при наличии следующих документов: постановления об административном аресте; паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона "О порядке отбывания административного ареста" от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ норма санитарной площади в помещении, предназначенном для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, составляет четыре квадратных метра на одного человека.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О порядке отбывания административного ареста" от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ лица, подвергнутые административному аресту, обеспечиваются бесплатным питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Указанным лицам создаются бытовые условия, отвечающие требованиям санитарии, гигиены и правилам пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 2 Порядка применения норм питания и материально-бытового обеспечения для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время, установленный приказом МВД России от 19 октября 2012 г. N 966, зачисление задержанных на питание и материально-бытовое обеспечение осуществляется на основании процессуальных документов.
Нормы питания административного истца утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205.
Согласно пункту 11 постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 года N 627 задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах).
Пункт 29 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом МВД РФ от 10 февраля 2014 г. N 83 устанавливает, что администрация места отбывания административного ареста организует согласно распорядку дня места отбывания административного ареста ежедневные прогулки лиц, подвергнутых административному аресту, в дневное время продолжительностью не менее одного часа.
Из Журнала учета выдачи постельных принадлежностей и рационов питания Отдела МВД России по адрес вх. N 2353 от 04 марта 2019 года следует, что 3 августа 2019 года от питания и постельных принадлежностей Кригер М.А. дважды отказывался, 4 августа 2019 года от питания Кригер М.А. дважды отказывался, от постельных принадлежностей Кригер М.А. отказался один раз, после 4 августа 2019 года Кригер М.А. получил 1 комплект постельных принадлежностей. При этом сведения от 5 августа 2019 года о выдаче постельных принадлежностей и рационов питания Кригер М.А. отсутствуют, в то время как он убыл из ОМВД в 12-40, далее находился в суде.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что не обеспечение питанием Кригера М.А. 5 августа 2019 года свидетельствует о нарушении пункта 2 Порядка применения норм питания и материально-бытового обеспечения для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время; учитывая характер нарушения прав административного истца, его тяжесть, суд пришел к выводы о взыскании в пользу Кригера М.А. компенсации в размере сумма
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда о частичном удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела и нормам закона, регулирующего рассматриваемые правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка по правилам статьи 84 КАС РФ; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
Разрешая спор, судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела; нарушений норм процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Доводы апелляционной жалобы административного истца не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения, о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела и приведших к принятию неправильного решения, не свидетельствуют.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика не могут быть приняты во внимание; они, по сути, направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств и при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены либо не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств в настоящем случае согласно закону отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 29 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 февраля 2024 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.