Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в
составе председательствующего судьи фио, судей фио, адресВ, при секретаре фио, рассмотрев по докладу судьи фио в открытом судебном заседании административное дело 2а-1489/2023
по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Чертановского районного суда адрес от 15 ноября 2023 года, которым отказано в удовлетворении требований.
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии муниципального образования Чертаново Южное адрес, военному комиссару ОВК адрес о признании незаконным решения от 27.09.2023г. об отказе в рассмотрении заявления, обязании рассмотреть заявление на заседании призывной комиссии. Иск мотивирован тем, что 27.09.2023г. административный истец подал заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу в военный комиссариат (объединенный, адрес). Заявление подано административным истцом перед новой призывной кампанией в октябре - декабре 2023 года, в нем содержались новые доводы о том, что несение военная служба противоречит убеждениям административного истца. Заявление было адресовано призывной комиссией, но подавалось через военный комиссариат, как это предписывает федеральный закон; 22.10.2023г. административный истец получил ответ от 12.10.2023г. N 3092 от Военного комиссара, что у Военного комиссара не имеется оснований для вынесения данного заявления на заседание призывной комиссии для рассмотрения, ссылаясь на то, что Административный истец ранее уже подавал заявление на АГС, результатом рассмотрения которого является отказ в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу по решению Призывной комиссии.
В указанной связи административный истец просит суд признать незаконным действие военного комиссара, выразившееся в отказе передать на рассмотрение Призывной комиссии муниципального образования "Чертаново Южное" повторно поданное заявление на альтернативную гражданскую службу от 27.09.2023г.; обязать Военного комиссара передать на рассмотрение Призывной комиссии повторно поданное заявление на альтернативную гражданскую службу от 27.09.2023г.; обязать призывную комиссию рассмотреть, поданное административным истцом, заявление на альтернативную гражданскую службу от 27.09.2023г.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит административный истец в апелляционной жалобе, полагая, что неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца и его представителя, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, не сообщивших об уважительных причинах неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Судом установлено, что 20.03.2023г. фио обратился в военный комиссариат адрес с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
04.04.2023г. фио направлен ответ на указанное заявление, в котором сообщалось, что ему необходимо явиться 18.04.2023г. в военный комиссариат адрес, на заседание призывной комиссии для рассмотрения заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
18.04.2023г. решением призывной комиссии муниципального образования "Чертаново Южное" адрес фио было отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Данное решение призывной комиссии фио обжаловал в Чертановский районный суд адрес.
15.05.2023г. решением Чертановского районного суда адрес фио в удовлетворении административных исковых требований к призывной комиссии муниципального образования "Чертаново адресМоскв, ОВК адрес о признании незаконным и отмене решения от 18.04.2023г, обязании вынести заключение в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу - отказано, решение вступило в законную силу 21.08.2023г.
27.09.2023г. фио повторно обращается в военный комиссариат адрес с аналогичным заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
12.10.2023г. фио направлен ответ, в котором ему было разъяснено, что оснований для вынесения данного заявления на рассмотрение призывной комиссии, не имеется в связи с тем, что данный вопрос уже рассматривался призывной комиссией и в его удовлетворении было отказано.
Установлено, что административный истец уже обращался к административному ответчику с аналогичным заявлением. Решением призывной комиссии от 18.04.2023г, фио было отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в связи с чем фио подлежит призыву на военную службу.
При этом Федеральный закон от 25.07.2002г. N113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" не возлагает на призывную комиссию обязанность повторно рассматривать заявление призывника о замене ему военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если в удовлетворении данного заявления с теми же основаниями уже было отказано.
Заявление административного истца от 27.09.2023г. было рассмотрено военным комиссаром и заявителю в установленный законом срок дан ответ по существу заявленного требования.
обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно Федеральному закону от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22 Закона N 53-ФЗ), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22 Закона N 53-ФЗ).
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ
"О воинской обязанности и военной службе" граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом.
Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года
N113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".
На основании части 1 статьи 3 Федерального закона от 25 июля 2002 года
N113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (далее Федеральный закон
от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ) на альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией принято соответствующее решение.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N113-ФЗ направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает: - подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее - также заявление); - рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене; - явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу; - явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.
Вместе с тем, гражданин Российской Федерации, который не уклоняется от исполнения обязанностей военной службы, имеет право заявить о наличии у него убеждений или вероисповедания, противоречащих несению военной службы. Пропуск установленного законом срока, в течение которого заявление должно быть подано призывником, не является препятствием для его обращения в призывную комиссию с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 11 вышеуказанного Закона граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:
до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу
в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года. Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
Согласно статье 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии. О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.
Процедура рассмотрения призывной комиссией заявления о замене военной службы альтернативной гражданской службой связана с оценкой выступлений на заседании призывной комиссии самого гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, с анализом документов, представленных гражданином, и дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.
По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа гражданину в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой приведен в пункте 4 статьи 12 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе".
В соответствии с абзацем 3 пункта 4 статьи 12 Федерального закона
от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).
Гражданину, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вручается повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.
Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом
"О воинской обязанности и военной службе".
Отказывая в удовлетворении требований, суд правомерно исходил из того, что административный истец уже обращался к административному ответчику с аналогичным заявлением. Решением призывной комиссии от 18.04.2023г. фио было отказано в замере военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в связи с чем фио подлежит призыву на военную службу. Поскольку Федеральный закон от 25.07.2002г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" не возлагает на призывную комиссию обязанность повторно рассматривать заявление призывника о замене ему военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, заявление административного истца от 27.09.2023г. было рассмотрено военным комиссаром и в установленный законом срок дан ответ. Также не предусмотрена возможность подачи заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу применительно к призывной компании, следующей за призывной кампанией, в которую лицо подлежит призыву на военную службу и в отношении которой у призывника отсутствуют основания для освобождения от призыва.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Разрешая спор, судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. Действующим законодательством рассмотрение вопроса о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой отнесено к компетенции призывной комиссии.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и материалам дела предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чертановского районного суда адрес от 15 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 февраля 2024г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.