адм. дело N33а-1325/2024
р/с N2а-678/2023
08 февраля 2024 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре Цыганковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца Котрикадзе Екатерины Бесикиевны на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 14 марта 2023 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Котрикадзе Екатерины Бесикиевны к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и отмене распоряжения о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (реестр иностранных агентов), обязании исключить сведения из реестра - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Котрикадзе Е.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации о признании распоряжения о включении административного истца в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента незаконным, возложении обязанности исключить Котрикадзе Е.Б. из указанного реестра, мотивируя свои требования тем, что 28 октября 2022 года административным ответчиком принято решение о включении Котрикадзе Е.Б. в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, с чем административный истец не согласна, поскольку она является журналистом и медиаменеджером, ведущей независимого телеканала "Дождь", оспариваемое распоряжение вынесено с нарушением действующего законодательства, нарушает её права на неприкосновенность частной жизни, свободу слова и свободу выражения мнения, подвергает его дискриминации, носит политический характер.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Замоскворецкого районного суда адрес от 14 марта 2023 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом первой инстанции, 16 мая 2022 года из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в Минюст России поступила информация о том, что Котрикадзе Е.Б. - журналист, телеведущая. С 2003 г. по 2005 г. работала в программе адрес на телеканале "ТВ Центр-Москва" (ЭЛ ФС 77 - 62849 от 20 августа 2015 года). В 2006 году после возвращения в Грузию работала репортером телеканала "Алания", одновременно с этим в 2008 году она стала собственным корреспондентом по Грузии на адрес Интернешнл" (РТВИ) / "Russian TeleVision International" (RTVI)".
В 2009 году Котрикадзе Е.Б. работала на радио "Эхо Москвы".
В 2009 году Котрикадзе Е.Б. стала учредителем нового русскоязычного телеканала в Грузии "RTVi" ? "Первый информационный кавказский" (ПИК), и возглавляет его информационную службу. В 2011 году стала заместителем генерального директора телеканала.
В 2012 году после закрытия телеканала "ПИК" Котрикадзе Е.Б. заняла пост главы информационной службы и руководителя редакционной политикой на телеканале "RTVi" в адрес, затем в 2016 году ? заместителя главного редактора.
С сентября 2020 года Котрикадзе Е.Б. ? ведущая телеканала "Дождь" (ЭЛ N ФС 77 - 63468 от 02 ноября 2015 года, 20 августа 2021 года ООО "Телеканал дождь" внесено в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента).
Котрикадзе Е.Б. распространяет/распространяла материалы и сообщения для неограниченного круга лиц на следующих ресурсах:
- сетевое издание "Дождь" https://tvrain.ru/ (ЭЛ N ФС 77 - 67847 от 17 ноября 2016 года, 20 августа 2021 года ООО "Телеканал Дождь" ранее внесенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента;
- "Telegram" https://t.me/k_kotrikadze около 31 тыс. подписчиков;
- "YouTube" https://www.youtube.com/user/tdzyadko/featured около 160 тыс. подписчиков
- "Instagram" https://instagram.com/katyakotrikadze ? 30, 6 тыс. подписчиков.
За период с апреля 2021 года по апрель 2022 года выявлены факты распространения Котрикадзе Е.Б. материалов и сообщений иностранных средств массовой информации, SIA "Medusa Project", ООО "Телеканал Дождь", ООО "ЗП", выполняющих функции иностранного агента.
1."РБК: Прибытие Кадырова в Мариуполь подтвердил фио" (https://t.me/k_kotrikadze/564) (28 марта 2022 года);
2."Zelensky's interview with Russian journalists ИнтервьюЗеленского" (https://www.youtube.com/watch?v=n0jyxLQ2Z50) (27 марта 2022 года);
3."Mash сообщил о смерти фио" (https://t.me/k_kotrikadze/534) (25 марта 2022 года);
4."в любой непонятной ситуации ври" (https://t.me/k_kotrikadze/511) (21 марта 2022 года);
5."Здесь ужасные кадры. Осторожно!!) (https://t.me/k_kotrikadze/500) (17 марта 2022 года);
6."За выход в эфир программы "Время" на адрес полиция задержала фио, редактора адрес. (https://t.me/k kotrikadze/489) (14 марта 2022 года);
7."В результате авиаудара по школе в адрес погибли 4 человека. Еще трое пострадали" (https://t.me/k kotrikadze/477) (13 марта 2022 года);
8."В России полностью заблокировали Twitter, сообщает проект RkN Dump Check" (https://t.me/k kotrikadze/446) (04 марта 2022 года);
9. "Полный текст исторической речи фио в связи с вторжением в Украину" (https://t.me/k_kotrikadze/401) (27 февраля 2022 года);
10. "Российские войска предположительно прорвали оборону Харькова. Это следует из сообщения главы Харьковской областной администрации фио" (https://t.me/k_kotrikadze/388) (27 февраля 2022 года);
11.""Не молчите! Скажите "нет войне!" Обращение телеканала Дождь к зрителям" (https://t.me/k_kotrikadze/371) (24 февраля 2022 года);
12."Мда. Есть ещё несколько тревожных сообщений. И это уже черт знает что" (https://t.me/k_kotrikadze/285) (11 февраля 2022 года);
13."Эксклюзивно Дождю помощник госсекретаря США фио - о том, что в Вашингтоне думают о кризисе, чего ждут и к чему готовятся" (https://t.me/k_kotrikadze/239) (29 января 2022 года);
14."Глава МИД Великобритании приедет в Москву в феврале" (https://t.me/k_kotrikadze/217) (22 января 2022 года);
15."Журналист-расследователь Thе New York Times фио рассказал, что ведет диалог о ситуации на украинской границе не только с американскими, но также с российскими и европейскими собеседниками" (https://t.me/k_kotrikadze/198) (19 января 2022 года);
16. фио во время телефонного разговора с Байденом допустил полный разрыв отношений с Западом" (https://t.me/k_kotrikadze/114) (31 декабря 2021 года);
17. фио, вероятно, пока еще не решил, что делать. Поэтому я думаю, важно, чтобы Запад однозначно дал понять: будут реальные потери" (https://t.me/k_kotrikadze/73) (16 декабря 2021 года);
18.""Если Россия снова захочет применить силу против Украины, то у этого будут последствия": генсек НАТО фио ? о предполагаемых планах Москвы вторгнуться в Украину" (https://t.me/k_kotrikadze/52) (27 ноября 2021 года);
19."Помните проект резолюции американских конгрессменов о непризнании фио президентом России после 2024 года?" (https://t.me/k_kotrikadze/37) (24 ноября 2021 года);
20. фио это, конечно, человек-легенда" (https://t.me/k_kotrikadze/13) (12 ноября 2021 года);
21."Евросоюз обсуждает введение санкций против "Аэрофлота" из-за миграционного кризиса на польско-белорусской границе" (https://t.me/k_kotrikadze/8) (10 ноября 2021 года).
За период с апреля 2021 года по апрель 2022 год выявлены факты участия Котрикадзе Е.Б. в создании сообщений и материалов иностранных средств массовой информации "Голос Америки", "Телеканал Настоящее время", ООО "Телеканал Дождь", выполняющих функции иностранного агента.
1."Телеканал Дождь временно приостанавливает свою работу. Заявление гендиректора и сотрудников Дождя" (https://www.youtube.com/ watch?v=vi2XIngcCvc) (03 марта 2022 года);
2."Главред "Дождя" фио решилвременно покинуть Россию" (https://www.сurrenttime.tv/a/tikhon-dzyadko-uyekhal-izrossii/31732420.html) (02 марта 2022 года);
3. "Главный редактор "Эха Москвы" фио сообщил, что радиостанцию отключили от эфира" (https://t.me/currenttime/7866, https://www.currenttime.tv/a/genprokuraturapotrebovala-zablokirovat-sayty-dozhdya-i-ekha-moskvy/31730787.html) (01 марта 2022 года);
4. фио признал ДАР и ЛАР в границах областей, а Совфед разрешилввести войска. Будет ли прямое столкновение?" (https://tvrain.ru/teleshow/kotrikadze_inostrannyh_del/putin_priznal dnr i lnr v_granitsah_oblastej-548360/) (22 февраля 2022 года);
5."Отмена санкций, захват Украины или переворот в Киеве: чего на самом деле хочет добиться фио от переговоров с США и НАТО" (https://t.me/tvrain153807) (27 января 2022 года);
6."Вечерний выпуск новостей на Дожде" https://tvrain.ru/teleshow/kotrikadze_inostrannyh del/putin-546508/) (25 января 2022 года);
7. "Отравление Навального, "потеря" Украины и дружба с фио: как за 2021 год Россия и Запад почти дошли до войны" (https://t.me/tvrain/52698, https://www.youtube.com/watch?v=aVVthzZ-cPA) (30 декабря 2021 года);
8. "Как Запад готовится к войне в Украине, какую цену заплатит Россия, что на саммите демократий говорили про фио"" (https://tvrain.ru/teleshow/kotrikadze inostrannyhdel/kakzapad_gotovitsjaКvojneukraine543990/?utm_source=telegram&utm_medium=social&utmcampaign=teleshow-kotrikadze_inostrannyh_del&utmterm=543990) (14 декабря 2021 года);
9."Как фио останавливает вступление Украины в НАТО, может ли Саакашвили умереть в тюрьме, кто виноват в энергокризисе в Европе" (https://tvrain.ru/teleshow/kotrikadzeinostrannyhdel/efirmedium=social&utm_campaign=teleshow-kotrikadze inostrannyh_del&utm_term=540241) (19 октября 2021 года);
10."Как фио превращается в Кадырова, почему Киев не будет спасать Саакашвили, и как Россия вернет деньги за кино в космосе?" (https://t.me/tvrain/49830) (13 октября 2021 года);
11."Минюст РФ внес "Дождь" и "Важные истории" в список иноагентов" (https://www.golosameriki.com/a/kotrikadzeinterview/6010335.htm1) (20 августа 2021 года).
28 октября 2022 года в Минюст России из Главного управления по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее ? Управление) поступили материалы политической направленности, участие в создании и (или) распространении которых принимала Котрикадзе Е.Б, а именно зафиксированы факты осуществления Котрикадзе Е.Б. политической деятельности на адрес в интересах иностранного источника в связи с оказанным на нее иностранным источником воздействием. В частности, предоставленные материалы содержат следующие публикации Котрикадзе Е.Б, посвященные теме проводимой специальной военной операции, в которых указанное лицо систематически негативно высказывается в отношении действий публичных органов власти Российской Федерации:
1) публикация в телеграмм-канале от 24 августа 2022 года: "Вот ведь жалкая попытка вспомнить о гражданских. Серьезно?! После Бучи и Мариуполя. После убийства 350 (на самом деле больше) детей. Все эти полгода российское руководство не думало о жертвах среди гражданских и утверждало, что всё идёт по плану. Но теперь надо же как-то объяснить внутренней аудитории, почему "спецоперация" так безнадежно замедлилась";
2) публикация в телеграмм-канале от 03 августа 2022 года: "Мироновы, слуцкие и прочие депутаты, а также боты (в том числе и прямо здесь, в моем канале) то и дело возвращаются к Косову, к натовским бомбардировкам Югославнии и созданному тогда прецеденту. "Почему им можно, а нам нельзя?" - позиция преступная, несомненно. Эти попытки оправдать убийство одних людей убийством других поражают своим цинизмом.
Но есть и другой нарратив: мол "косовский прецедент" разрешилРоссии признать Абхазию, Южную Осетию, "ЛДНР", аннексировать адрес и, боюсь, планировать следующие шаги";
3) публикация в телеграмм-канале от 01 мая 2022 года: "В Грузии сейчас тысячи русских. Эта страна стала главным пунктом приёма политических (и всяких других) эмигрантов из соседней страны.
Я уже писала, что в Тбилиси на каждом шагу украинская символика, люди выходят на многотысячные акции в поддержку Украины, волонтёры собирают бесконечную гуманитарную помощь для беженцев. Но это гражданское общество. А что власти? Власти пытаются усидеть на двух стульях: формально быть на стороне добра и вместе с тем не раздражать фио";
4) публикация в телеграмм-канале от 13 апреля 2022 года: "Одновременно с тем, как в Москве полиция запрещает людям слушать музыку украинского композитора, а на зданиях вывешивают эту проклятую Z, в Украине продолжается война. Одновременно с войной в Киев приезжают президенты сразу четырех стран-членов ЕС: Польши, Латвии, Литвы и Эстонии. Зеленский зовет к себе весь мир, чтобы мир своими глазами увидел последствия российского вторжения. И западные лидеры, один за другим, несмотря на понятный страх, прибывает в Киев. Они-то понимают, что Украина защищает всех нас, и ЕС в том числе. Защищает от тех, кто оставляет трупы с завязанными за спиной руками на адрес и приходит срывать концерты в Москве";
5) публикация в телеграмм-канале от 06 апреля 2022 года: "Судя по всему, масштаб преступлений настолько огромен, а доказательств непричастности России настолько нет, что пришлось сконцентрироваться на теме "фейка в Буче". Мария, как вы себе представляете заговор всех западных СМИ? Это ж вам не трусливые лжецы соловьевы-симоньяны, чтоб зубрить методички.
Что вы скажете фио и фио (русская служба ВВС), которые видели чудом выживших детей, видели детей и нечеловеческое горе? Что вы скажете о видео с обезумевшими от этого кошмара мирными жителями, которые рассказывают CNN и прочим "заговорщикам", кто именно по ним стрелял? Ну и просто ради интереса: что там с позорнейшим мародерством? Как быть с российскими солдатами, которые снова (подобное было в Грузии в 2008) тырят всё подряд, включая пылесосы? Как же это происходит с человеком? Вот она видит катастрофу, понимает и знает лично ответственных, но начинает их оправдывать. Что стоит на кону для неё? Загадка";
6)публикация в телеграмм-канале от 27 марта 2022 года: "Государственное как бы информационное агентство сообщает, что "огромные колонны" идут защищать Донбасс от оккупационных войск.
Поразительно, как эти люди бесстыдно врут. Чёрное называют белым. Вторжение ? освобождением. Убийство ? спасением. Агрессора ? миротворцем";
7) публикация в телеграмм-канале от 14 марта 2022 года: "Что бы ни случилось, помни ключевые слова: специальная военная операция ЛНР-ДНР, украинские националисты. Господин Конашенков с новым брифингом и прежней пропагандистской чушью";
8) публикация в телеграмм-канале от 03 марта 2022 года: "Почему в Украине идет войны. Потому что фио нужна эта страна в тотальном подчинении, в Союзном государстве, в Таможенном союзе, в общем, чтоб было как с марка автомобиля ? он мог бы ею распоряжаться по собственному усмотрению.
Можем лишь констатировать: множество мирных людей в эти дни прячутся в метро и бункерах, убежищах и подвалах. Родители в панике вывозят детей, мужчины берут в руки оружие. фио назвал происходящее специальной военной операцией. Почему не объявил войну? Зачем эти виляния? Впрочем тут мы пришли к главному: история с началом Россией боевых действий в Украине ? это история неправды, ставшей враньем, ставшей большой ложью, потом чудовищной ложью, потом госполитикой, и наконец судьбой целых государств";
04 июля 2022 года в Минюстр России поступили сведениях из Росфинмониторинга, согласно которым Котрикадзе Е.Б, паспортные данные, по 43 операциям получила от ООО Телеканал Дождь (ранее внесенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента) в период с октября 2020 года по март 2022 года денежные средства в размере сумма; в ноябре 2021 года 1 операцию - сумма от SREDA FOUNDATION (Люксембург);
Кроме того, в августе 2020 года поступило сумма от гражданина Грузии; в мае 2021 года поступило сумма от гражданина Украины.
На основании поступивших документов распоряжением Минюста России от 28 октября 2022 N 1450-р Котрикадзе Е.Б. включена в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.
После принятия решения 28 октября 2022 года о включении административного истца в список Минюстом России с учетом требований пункта 15 Порядка 31 октября 2022 года направлено уведомление N 10-125968/22 о включении в список, которым он проинформирован о принятом Минюстом России решении с разъяснением установленных законодательством требований.
Направление уведомления подтверждается списком внутренних почтовых отправлений. Корреспонденция вернулась с отметками адрес срок хранения".
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции, у Минюста России имелись основания для принятия такого распоряжения в силу 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", распоряжение не нарушает и не ограничивает права и свободы административного истца.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.
Вместе с тем, осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.
Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29). Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации.
При применении законодательства, регулирующего вопросы свободы слова и свободы массовой информации, судам необходимо обеспечивать баланс между правами и свободами, гарантированными статьей 29 Конституции Российской Федерации, с одной стороны, и иными правами и свободами человека и гражданина, а также охраняемыми Конституцией Российской Федерации ценностями, с другой.
На основании положений статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" физическое лицо, распространяющее предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), может быть признано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников.
Физическое лицо, распространяющее сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующее в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации.
К указанным лицам могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.
Информация о таком физическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций является Министерство юстиции Российской Федерации.
Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержден Приказом Министерство юстиции Российской Федерации от 24 сентября 2020 года N 216.
В соответствии с пунктами 8, 9, 14, 16 указанного Порядка решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Порядка, уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что административным ответчиком законно и обоснованно, в пределах предоставленных полномочий, принято оспариваемое заявителем распоряжение о включении физического лица в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, основанием к которому явились установленные в ходе проведения проверочных мероприятий и мониторинга деятельности Котрикадзе Е.Б. достоверные сведения о получении иностранного финансирования и распространении сообщений и материалов для неограниченного круга лиц, содержащие достаточно проверяемых данных об обстоятельствах, указанных в статье 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", сомнения в обоснованности принятого Министерство юстиции Российской Федерации распоряжения отсутствуют.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Факт получения денежных средств от иностранного источника в связи с осуществляемой журналистской деятельностью административным истцом не оспаривается.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе аналогичны тем, что указаны в административном исковом заявлении, и повторяют правовую позицию административного истца, выраженную им при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в ввиду чего признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 14 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 09 февраля 2024 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.