адм. дело N33а-1327/2024
р/с N2а-2005/2022
08 февраля 2024 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре Аллахвердиевой Л.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Акопяна Арсена Георгиевича на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 21 декабря 2022 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление ИФНС России N 6 по адрес к Акопяну Арсену Георгиевичу о взыскании налога, удовлетворить.
Взыскать с Акопяна Арсена Георгиевича в пользу ИФНС России N 6 по адрес налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере сумма, пени в размере сумма, земельный налог в размере сумма, пени в размере сумма, пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2018 год в размере сумма, пени за несвоевременную уплату налога на имущество за 2018 год в размере сумма",
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России N 6 по адрес обратилась в суд с административным исковым заявлением к Акопяну А.Г. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере сумма, пени в размере сумма, земельному налогу за 2019 год в размере сумма, пени в размере сумма, а также задолженности, образовавшейся за 2018 год по оплате пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере сумма и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физического лица в размере сумма, мотивируя свои требования тем, что Акопян А.Г. в указанные периоды являлся плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога, в связи с чем административному ответчику направлены налоговые уведомления и требования об уплате налогов, однако уплата налогов административным ответчиком своевременно произведена не была.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, по доводам апелляционной жалобы просит административный ответчик.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства, не имеется.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Так, в силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как установлено судом первой инстанции, в собственности административного ответчика - плательщика налога, по данным ИФНС РФ за 2018-2019 года имелись следующие недвижимое имущество, облагаемое налогом:
- земельный участок по адресу: адрес, МЗК N1, 60, кадастровый N 50:20:0050408:229, дата регистрации 21 мая 2007 год.
- земельный участок по адресу: адрес, МЗК N1, 63, кадастровый N 50:20:0050415:188, дата регистрации 21 мая 2007 год.
- земельный участок по адресу: адрес, МЗК N1, 68, кадастровый N 50:20:0050408:185, дата регистрации 21 мая 2007 год.
- земельный участок по адресу: адрес, МЗК N1, 61, кадастровый N 50:20:0050408:190, дата регистрации 21 мая 2007 год.
земельный участок по адресу: адрес, МЗК N1, 62, кадастровый N 50:20:0050408:186, дата регистрации 21 мая 2007 год.
- земельный участок по адресу: адрес, МЗК N1, 67, кадастровый N 50:20:0050408:183, дата регистрации 21 мая 2007 год.
- земельный участок по адресу: адрес, МЗК N1, 64, кадастровый N 50:20:0050408:191, дата регистрации 21 мая 2007 год.
- земельный участок по адресу: адрес, 51, кадастровый N 50:20:0050408:294, дата регистрации 18 июля 2008 год.
- земельный участок по адресу: адрес, кадастровый N 50:20:0050408:187, дата регистрации 21 мая 2007 год.
- земельный участок по адресу: адрес, кадастровый N 50:20:004684:2424, дата регистрации 05 июля 1997 год.
- жилой дом по адресу: адрес, кадастровый N 50:20:004624:192, дата регистрации 23 марта 2001 год.
В адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление N 68939135 от 22 августа 2019 года о погашении задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физического лица за 2018 год в срок до 02 декабря 2019 года, а также налоговое уведомление N 61052486 от 01 сентября 2020 года об оплате налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2019 год в срок до 01 декабря 2020 года и поскольку уведомления исполнены не были, ответчику было направлено требование N 14658 по состоянию на 01 декабря 2020 года об уплате налога на имущество физических лиц и пени, земельного налога и пени за 2018 год со сроком исполнения до 17 декабря 2020 года, которое взыскано частично, а также требование N 167828 по состоянию на 23 декабря 2020 года об уплате налога на имущество физических лиц и пени, земельного налога и пени за 2019 год со сроком исполнения до 12 января 2022 года, которые исполнено не было.
23 марта 2021 года мировым судьей судебного участка N 100 адрес вынесен судебный приказ N 2а-84/2021 о взыскании с Акопяна А.Г. недоимки по налогам и пени.
05 апреля 2022 года данный судебный приказ отменен исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка N 100 адрес мировой судья судебного участка N 397 адрес на основании заявления должника, содержащего возражения по поводу исполнения судебного приказа.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, удовлетворил заявленные требования, исходя при этом из того, что административным истцом представлены доказательства, подтверждающие обязанность ответчика уплатить указанные налоги, при этом административный ответчик самостоятельно и добровольно обязанность по уплате налогов в полном объеме не исполнил, требования о погашении задолженности, в том числе уплату пени оставил без внимания.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правомерными и не усматривает оснований не согласиться с ними, полагая, что они сделаны с учетом нормативных положений главы 32 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статьи 62 и 289 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.
Так, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме, обязанность своевременно уплачивать налоги, обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности землепользования.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах или досрочно, причем налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Статьей 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового Кодекса РФ.
Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 Налогового кодекса РФ).
Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Принимая во внимание, что задолженность по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за 2019 год и пени административным ответчиком не погашена, при этом, срок и порядок взыскания с Акопяна А.Г. задолженности по данному налогу соблюден, и налоговый орган не утратил право обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу и пени за указанный период, административные исковые требования налогового органа подлежат удовлетворению в полном объеме.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении вышеприведенных норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Несогласие административного ответчика с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Доводы административного ответчика о том, что решением Замоскворецкого районного суда адрес от 24 ноября 2021 года по делу N2а-1166/2021 с Акопяна А.Г. уже была взыскана задолженность по налогам за тот же период, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку по указанному делу с административного ответчика была взыскана задолженность по земельному налогу - за 2018-2019 год в размере сумма, пени в размере сумма, по налогу на имущество физических лиц за 2018-2019 год в размере сумма, пени в размере сумма, по налоговым требованиям N 41557, N18385, N45611, то есть за другие налоговые периоды, по иным налоговым требованиям и суммам к уплате.
Доводы административного ответчика о том, что налоговый орган незаконно направил документы с использованием личного кабинета налогоплательщика в связи с тем, что Акопян А.Г. не регистрировался в личном кабинете налогоплательщика и не пользуется им, являются несостоятельными ввиду следующего.
В соответствии со статьей 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно подпункту 1 пункта 8 Приказа ФНС России от 22 августа 2017 года N ММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием, в частности, логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком.
Для обеспечения получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании Заявления на получение доступа представляет физическому лицу регистрационную карту по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, в которой указывается логин и первично присвоенный физическому лицу пароль (пункт 10 названного приказа).
Согласно представленным материалам дела, налоговые уведомления и требования об уплате земельного налога и пени, налога на имущество физических лиц и пени были направлены в личный кабинет Акопяна А.Г, на основании его личного заявления, получение доступа к которому носит заявительный характер, при этом, правовое значение для разрешения вопроса о получении налогоплательщиком документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, имеет факт получения налогоплательщиком доступа к личному кабинету, который не зависит от наличия либо отсутствия у налогоплательщика желания фактического использования личного кабинета.
Доводы административного истца о том, что налоговый орган в лице ИФНС России N 6 по адрес принимал участие в процедуре банкротства, однако никаких заявлений о погашении текущих налогов не заявлял, во внимание судебной коллегией не принимается ввиду следующего.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Согласно пункту 5 статьи 213.28 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" кредиторы могут предъявить свои требования к должнику по текущим платежам после окончания производства по делу о банкротстве в порядке, установленном процессуальным законодательством.
Как следует из материалов дела, дело о банкротстве в отношении Акопяна А.Г. было возбуждено 04 мая 2018 года Арбитражным судом адрес, 18 июня 2018 года Арбитражным судом адрес вынесено решение о признании Акопяна А.Г. несостоятельным (банкротом), и в отношении него введена процедура реализации имущества, в связи с чем, налоговые требования о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019 год и пени, земельному налогу за 2019 год и пени, а также задолженности, образовавшейся за 2018 год по оплате пени за несвоевременную уплату земельного налога и налога на имущество физического относятся к текущим платежам и удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве.
Иные доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные судом первой инстанции.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 21 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 12 февраля 2024 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.