адм. дело N33а-1544/2024
р/с N2а-128/2023
14 февраля 2024 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей адресВ, фио, при секретаре Аликсиной А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Астахова Павла Алексеевича - Ермакова Алексея Евгеньевича на решение Таганского районного суда адрес от 04 апреля 2023 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного иска Астахова Павла Алексеевича к прокуратуре адрес о признании ответа незаконным в части, возложении обязанности совершить действия - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Астахов П.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Прокуратуре адрес о признании ответа от 30 января 2023 года N 27-131-2023/20450016/Он1142-23 в части отказа в принятии мер по ограничению доступа к Интернет-ресурсам, на которых размещена информация в отношении административного истца, которая порочит честь и достоинство фио, подрывает его репутацию, возложении обязанности принять меры по ограничению доступа к указанной информации, мотивируя свои требования тем, что 11 января 2023 года Астахов П.А. обратился в Прокуратуру адрес с обращением, в котором просил принять меры для ограничения доступа к размещенной в сети "Интернет" информации, которая порочит честь и достоинство фио, подрывает репутацию и связана с обвинением его в совершении преступления, однако ответом от 30 января 2023 года административным ответчиком было отказано в применении указанных мер, поскольку в публикациях, указанных в обращении, фактов обвинения административного истца в совершении конкретных преступлений не выявлено. Административный истец считает ответ от 30 января 2023 года Прокуратуры адрес незаконным, необоснованным, нарушающим его права и законные интересы.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение Таганского районного суда адрес от 04 апреля 2023 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Как установлено судом первой инстанции, обращение административного истца на предмет принятия мер по удалению информации и ограничения доступа к Интернет-ресурсам, на которых размещена информация в отношении заявителя, поступило в прокуратуру адрес 20 января 2023 года. Данное обращение содержало доводы о размещении в отношении заявителя в сети Интернет недостоверной информации о причастности фио к преступным действиям.
Обращение Астахова П.А. рассмотрено Прокуратурой адрес, заявителю дан ответ от 30 января 2023 года N27-131-2023/20450016/Он1142-23 за подписью начальника отдела исполнением законов и федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму фио об отсутствии оснований для принятия мер по ограничению доступа к Интернет-ресурсам в связи с отсутствием в перечисленных в обращении материалов сведений об обвинении фио в совершении конкретных преступлений, одновременно заявителю разъяснено право на обращение в суд за защитой свих прав.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявление административного истца, поступившее на рассмотрение 20 января 2023 года, рассмотрено административным ответчиком с соблюдением срока, в соответствии с законом, административному истцу в установленном порядке дан ответ по существу поставленных вопросов, оспариваемый ответ и порядок рассмотрения обращения соответствуют нормам действующего законодательства.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ удовлетворение заявленных требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, допускается при установлении того, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и свободы административного истца; такая необходимая совокупность по настоящему делу отсутствует, оснований полагать оспариваемые действия (бездействия) незаконными и нарушающими права административного истца не имеется.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации установлено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
В соответствии со статьей 8 Федерального Закона N 59-ФЗ от 2 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении - вопросов. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
В соответствии с частью 1 статьи 10 того же Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
- обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
- запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
- принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
- дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
- уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на адрес, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными Федеральными органами исполнительной власти, представительными законодательными) и исполнительными органами государственной власти объектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами местного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры подменяют иные государственные органы.
Также согласно части 2 статьи 26 указанного Федерального закона органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Органы прокуратуры при рассмотрении обращений граждан обязаны руководствоваться в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а также Инструкцией "О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 (далее -Инструкция), которая устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на адрес, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.
Частью 1 статьи 10 Закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
В соответствии с пунктом 1.1. Инструкции установлен единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на адрес, а также порядок приема граждан, должностных и иных в органах прокуратуры Российской Федерации.
В силу пункта 3.1 Инструкции от 30 января 2013 года N 45 обращения, ступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.
По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без (решения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о правлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
В силу статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Сайт в сети "Интернет" - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет" (пункт 13 статьи 2 Закона об информации).
Обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам; доступ к информации - возможность получения информации и ее пользования; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; идентификация - совокупность мероприятий по установлению сведений о лице и их проверке, осуществляемых в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, и сопоставлению данных сведений с уникальным обозначением (уникальными обозначениями) сведений о лице, необходимым для определения такого лица (далее - идентификатор).
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
В силу части 1 статьи 10 указанного Федерального закона распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" на адрес использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 15.1-2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", недостоверной информации, которая порочит честь и достоинство гражданина (физического лица) или подрывает его репутацию и связана с обвинением гражданина (физического лица) в совершении преступления, такой гражданин (физическое лицо) (далее в настоящей статье - заявитель) вправе направить прокурору субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Генеральным прокурором Российской Федерации, заявление о принятии мер по удалению указанной информации и ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию, в случае ее неудаления (далее - заявление).
Заявление должно содержать: 1) фамилию, имя, отчество, паспортные данные заявителя, контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты, почтовый адрес); 2) доменное имя сайта в сети Интернет", его сетевой адрес, указатель страницы сайта в сети "Интернет", позволяющие идентифицировать информацию, указанную в части 1 настоящей статьи; 3) мотивированное обоснование недостоверности размещенной информации (часть 2 статьи 15.1-2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
В течение десяти рабочих дней со дня получения заявления или уточненных заявителем сведений (в случае их представления после направления заявителю уведомления, указанного в части 3 настоящей статьи) прокурор субъекта Российской Федерации или его заместитель в порядке, установленном Генеральным прокурором Российской Федерации, проводит проверку содержащихся в заявлении сведений и составляет заключение о наличии оснований для принятия мер по удалению недостоверной информации, которая порочит честь и достоинство заявителя или подрывает его репутацию и связана с обвинением заявителя в совершении преступления, и ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию, в случае ее неудаления или уведомляет заявителя об отсутствии таких оснований. Заключение, копии заявления и прилагаемых к заявлению документов незамедлительно направляются Генеральному прокурору Российской Федерации (часть 4 статьи 15.1-2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Приказом Генпрокуратуры России от 26 августа 2019 года N 596 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения уведомлений и заявлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет".
Согласно пункту 9.1. Инструкции о порядке рассмотрения уведомлений и заявлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 26 августа 2019 года N 596 заявления граждан (физических лиц) о принятии мер по ограничению доступа к недостоверной информации в сети "Интернет", которая порочит честь и достоинство гражданина (физического лица) или подрывает его репутацию и связана с обвинением в совершении преступления, рассматриваются прокурорами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним военными и иными специализированными прокурорами.
Пунктом 9.2. Инструкции предусмотрено, что заявление должно содержать:
1) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), паспортные данные заявителя, контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты, почтовый адрес);
2) доменное имя сайга в сети "Интернет", его сетевой адрес, указатель страницы сайта в сети "Интернет", позволяющие идентифицировать информацию, указанную в пункте 9.1 настоящего раздела;
3) мотивированное обоснование недостоверности размещенной информации. При наличии решений уполномоченных органов, подтверждающих доводы заявителя, заверенные копии таких решений прилагаются к заявлению.
Согласно пункту 9.5. в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления или дополнительных (уточненных) сведений прокуроры субъектов Российской Федерации или их заместители, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры и их заместители проводят проверку содержащихся в заявлении сведений и составляют заключение о наличии оснований для принятая мер по удалению недостоверной информации, которая порочит честь и достоинство заявителя или подрывает его репутацию и связана с обвинением заявителя в совершении преступления, и ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию, в случае ее неудаления или уведомляют заявителя об отсутствии таких оснований.
Заключение, копии заявления и прилагаемых к заявлению документов, а также материалы проверки незамедлительно направляются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, военными прокурорами - в Главную военную прокуратуру.
Согласно пункту 9.6. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации документы, перечисленные в пункте 9.5 настоящего раздела, направляются в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму.
В соответствии с пунктом 9.7. в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанного заключения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации проверяется его обоснованность, после чего Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем принимается решение об обращении в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по удалению недостоверной информации, которая порочит честь и достоинство заявителя или подрывает его репутацию и связана с обвинением заявителя в совершении преступления, и ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим данную информацию, в случае ее неудаления либо об отсутствии оснований для обращения в Роскомнадзор.
О принятом решении в течение 5 рабочих дней информируются прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные прокуроры или Главный военный прокурор, которыми не позднее двух рабочих дней направляется соответствующее уведомление заявителю.
Из представленных в материалах дела доказательств усматривается, что административным ответчиком распространяемая относительно административного истца информация была оценена с соблюдением норм действующего законодательства, в частности, Инструкции о порядке рассмотрения уведомлений и заявлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", изложенные в заявлении административного истца сведения об информации, размещенной в сети "Интернет", не могут быть оценены как достоверно указывающие на совершение административным истцом конкретных преступлений, наказание за которые предусмотрено Уголовным кодексом Российской Федерации, и порочащие честь и достоинство административного истца или подрывающих его репутацию, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответ Прокуратуры адрес от 30 января 2023 года соответствует требованиям норм действующего законодательства, требуемая административным истцом мера прокурорского реагирования не могла быть применена в отношении информации, распространяемой в отношении фио, ввиду того, что для ее внесудебного блокирования недостаточно, чтобы сообщения носили негативный характер, права и законные интересы административного истца не нарушены, основания для удовлетворения заявленных административных требований отсутствуют.
Несогласие административного истца с содержанием полученного ответа на обращение само по себе о его незаконности и необоснованности не свидетельствует, на ненадлежащее и необъективное рассмотрение обращения не указывает, поскольку обращение считается рассмотренным надлежащим образом не только в случае удовлетворения содержащейся в нем просьбы. Органы прокуратуры самостоятельно определяют способ изложения ответа на поступившие обращения. В свою очередь суд не вправе вмешиваться в их полномочия, обязывая принять по итогам рассмотрения обращения то или иное конкретное по содержанию решение, которое, по мнению заявителей, представляется им соответствующим положениям ст.15.1-2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации".
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении вышеприведенных норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные судом первой инстанции.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таганского районного суда адрес от 04 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 16 февраля 2024 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.