адм. дело N33а-1558/2024
р/с N2а-3485/2022
14 февраля 2024 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей адресВ, фио, при секретаре Дорониной К.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца Репина Алексея Юрьевича на решение Симоновского районного суда адрес от 06 декабря 2022 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Репина Алексея Юрьевича к ГБУЗ Московский научно-практический центр наркологии Филиал N 6 о признании бездействия незаконным - удовлетворить частично.
Признать бездействие ГБУЗ Московский научно-практический центр наркологии Филиал N 6, выразившееся в не направлении ответа на обращение Репина Алексея Юрьевича от 04 мая 2022 года незаконным.
Обязать ГБУЗ Московский научно-практический центр наркологии Филиал N 6 дать ответ на обращение Репина Алексея Юрьевича от 04 мая 2022 года.
В удовлетворении административного искового заявления Репина Алексея Юрьевича к ГБУЗ Московский научно-практический центр наркологии Филиал N 6 об обязании снять с диспансерного учета - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Репин А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГБУЗ Московский научно-практический центр наркологии Филиал N 6 о признании незаокнным бездействия, выразившегося в ненаправлении ответа на обращение фио от 04 мая 2022 года, возложении обязанности дать ответ на обращение фио от 04 мая 2022 года, снять административного истца с диспансерного учета на основании его обращения от 04 мая 2022 года, мотивируя свои требования тем, что 29 апреля 2010 года, в связи с алкогольной интоксикацией, Репин А.Ю. поступил в Психиатрическую больницу N 13 Департамента здравоохранения адрес с диагнозом F10.5. "алкогольный галлюциноз", 05 мая 2010 года Репин А.Ю. был выписан под динамическое наблюдение наркологического диспансера, при этом информированного добровольного согласия в письменной форме на диспансерное наблюдение Репин А.Ю. не давал. Спустя продолжительный период времени шифр по неизвестным причинам был изменен с F10.5 на F10.2, административный истец был поставлен на диспансерный учет с диагнозом "острый алкогольный галлюциноз", что привело к принудительному прекращению права управления административным истцом транспортных средств в судебном порядке, в связи с чем, Репин А.Ю. 04 мая 2022 года в адрес административного ответчика направил заявление о снятии административного истца с диспансерного наблюдения ГБУЗ Московский научно-практический центр наркологии Филиал N 6, указанное заявление было получено административным ответчиком 12 мая 2022 года, однако до настоящего времени ответ на заявление фио административным ответчиком не направлен.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Симоновского районного суда адрес от 06 декабря 2022 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Как установлено судом первой инстанции, с 29 апреля 2010 года по 05 мая 2010 года Репин А.Ю. находился на стационарном лечении в Психиатрической больнице N 13 Департамента здравоохранения адрес, ему поставлен диагноз "алкогольный галлюциноз" F10.5.
Согласно выписке из истории болезни, полученной из ГБУЗ "ПКБ N 13 ДЗМ, административный истец был госпитализирован в связи с появлением на фоне тяжелого алкогольного эксцесса зрительных и слуховых обманов без дезориентировки.
Репин А.Ю. выписан домой 05 мая 2010 года под динамическое наблюдение НД по месту жительства в связи с улучшением состояния и пожеланием больного, ему была рекомендована поддерживающая психотерапия.
01 июня 2010 года в Филиал N 6 (Наркологический диспансер N 6) ГБУЗ "МНПЦ наркологии ДЗМ" из Психиатрической больницы N 13 адрес поступила выписка в отношении истца. 01 июня 2010 года административный истец был взят на динамическое наблюдение с диагнозом "Острый алкогольный галлюциноз F 10.5" - протокол ВК N 1957от 10 июня 2010 года, на основании приказа Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" (отменен приказом Минздрава России от 13 декабря 2018 года N 877), который не предусматривал обязательный характер наличия информированного добровольного согласия.
Данный диагноз был перешифрован в связи с изменениями Международной классификацией болезней 31 мая 2011 года "Алкогольная зависимость 2 степени", а затем 07 июня 2012 года по настоящее время "Синдром зависимости от алкоголя 2 степени F 10.2".
Удовлетворяя требования административного искового заявления в части признания бездействия, выразившегося в ненаправлении ответа на обращение фио от 04 мая 2022 года незаконным и возложении обязанности дать ответ на данное обращение, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком в нарушение норм действующего законодательства ответ на обращение фио от 04 мая 2022 года дан не был.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1 ст. 10); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (п. 3 ст. 5); ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме (ч. 4 ст. 10).
В силу статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года N 286-ФЗ, вступившего в силу с 04 июля 2016 года (далее Федеральный закон N 323-ФЗ), диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5).
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными (часть 6).
Порядок и периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (часть 7).
В соответствии с Приказом Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ", диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
Диспансерное наблюдение проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) по "психиатрии-наркологии", по месту жительства или месту пребывания пациентов с учетом права пациента на выбор медицинской организации.
Диспансерное наблюдение осуществляют врачи-психиатры-наркологи (врачи-психиатры-наркологи участковые) медицинских организаций, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях:
1) наличие у пациентов с диагнозом "синдром зависимости" (код заболевания по МКБ-10 - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии:
подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет;
подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;
2) наличие у пациентов с диагнозом "употребление с вредными последствиями" (код заболевания по МКБ-10 - F1x.1) подтвержденной стойкой ремиссии не менее года.
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимается врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в случае:
смерти пациента;
изменения пациентом постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой медицинской организацией территории (на основании письменного заявления пациента об изменении места жительства в целях прекращения диспансерного наблюдения в медицинской организации);
письменного отказа пациента от диспансерного наблюдения.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, учитывая, что обращение фио от 04 мая 2022 года административным ответчиком до настоящего времени не рассмотрено, ответ на данное обращение в нарушение требований действующего законодательства административному истцу не дан, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении требований административного истца о признании незаконным бездействия ГБУЗ Московский научно-практический центр наркологии Филиал N 6, выразившегося в не направлении ответа на обращение фио от 04 мая 2022 года, а также возложении обязанности дать ответ на данное обращение. При этом учитывая, что заявленные административным истцом требования о возложении на административного ответчика обязанности снять фио с диспансерного наблюдения на основании его обращения от 04 мая 2022 года, являются производными от заявленных административных истцом требований о признании бездействия по не рассмотрению его обращения незаконным, поскольку, как указывает административный истец в административном исковом заявлении, он просит прекратить диспансерное наблюдение в связи с его письменным отказом, изложенным в обращении от 04 мая 2022 года, от данного наблюдения, на основании п. 13 Приказа Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н, в настоящее время разрешение данных требований является преждевременным.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении вышеприведенных норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности вынесенного судом первой инстанции решения в связи с не назначением судом наркологической экспертизы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку исследованные судом первой инстанции доказательства, представленные в материалах дела, содержат достаточный объем сведений, позволяющих установить факт наличия у административного ответчика заболевания, являющегося основанием для прекращения права управления транспортными средствами, установление дополнительных обстоятельств для разрешения настоящего административного искового заявления не требовалось.
Иных доводов, в том числе влекущих отмену решения суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда адрес от 06 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 16 февраля 2024 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.