Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей Тиханской А.В., Кирпиковой Н.С., при секретаре Галан А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В., административное дело N 2а-283/2023 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 13 февраля 2023 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления фио к Министерству Юстиции Российской Федерации о признании незаконным распоряжения, обязании исключить сведения из реестра, отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным с момента издания и отменить распоряжение Минюста России 14.10.2022 года N 1370-р о включении в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющим функции иностранного агента (далее-Реестр), обязать исключить сведения о нем из Реестра, мотивируя требования тем, что признание его таковым возлагает дополнительные обязанности; оспариваемым распоряжением не соблюден баланс публичных интересов; ограничение прав не объясняется защитой конституционно охраняемых ценностей и законных интересов. Таковое распоряжение является дискриминацией, нарушает положения Конституции Российской Федерации и статей 8, 10; применение к нему законодательства о средствах массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, свидетельствует о нарушении принципа равенства постольку, поскольку возложение дополнительного бремени в силу только получения лицом денежных средств из иностранного источника нельзя признать разумным и законным. Принятие такого распоряжения является наклеиванием унизительного и позорного ярлыка, который не позволяет осуществлять в полной мере журналистскую деятельность. Указание журналистом пометки о своем статусе на каждом его сообщении и материале автоматически искажает их суть и содержание. Внесение административного истца в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, является несоразмерным вмешательством в его права, гарантированные статьей 29 Конституции Российской Федерации.
Представитель административного истца фио судебном заседании требования административного иска поддержал.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации, действующая на основании доверенности фио, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец фио со ссылкой на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение норм материального права и полагая выводы суда не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснение представителя административного истца по доверенности фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Минюста России по доверенности фио, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В соответствии с этим суд согласно ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ распределил бремя доказывания между сторонами и, установив, что права административного истца не нарушены административным ответчиком, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правильным, мотивированным, подтвержденным имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.
Так, из материалов дела усматривается, что 14.10.2022 года Минюстом России принято распоряжение N 1370-р о включении фио в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Основанием для принятия такого решения послужила информация, поступившая из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций информации.
Так, согласно поступившей информации фио, паспортные данные, является журналистом, редактором: с 2005 года по 2020 год - являлся заместителем главного редактора газеты "Ведомости", в 2020 году совместно с фио, фио, фио и фио основал интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, "VTimes" (https://vtimes.io/ - сайт недоступен, 14.05.2021 года администратор доменного имени интернет-ресурса "VTimes.io" "Stichting 2 Oktober" внесен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента); после закрытия издания "VTimes" в июне 2021 года фио, фио и фио учредили ООО "Ви пост" (ИНН 9721137520), через которое, в октябре 2021 года, запустили новый проект - интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, "VPOST", посвященный финансовой тематике (https://vpost-media.ru/, владелец доменного имени - ООО "Ви пост").
фио распространяет и распространял сообщения и материалы для неограниченного круга лиц на следующих ресурсах: сетевое издание "Ведомости (Vedomosti)" https://www.vedomosti.ru/authors/kirill-haratyan - последняя публикация от 29.06.2020 года; интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, "VPOST" https ://vpost-media.ru/; интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, "The Moscow Times" https://www.moscowtimes.news/author/kirill-haratyan - часть сообщений и материалов распространяется на иностранном языке; интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, "Republic" https://republic.ru/authors/101468 - 15.10.2021 года владелец издания ООО "Москоу диджитал медиа" был внесен в реестр иностранных средств массовой информации, доступ к сайту ограничивается на основании требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации; "Facebook" https://www.facebook.com/100011578176167; информация о количестве подписчиков не выявлена, доступ к социальной сети ограничен.
За период с сентября 2021 года по сентябрь 2022 года выявлены факты распространения фио сообщений иностранного средства массовой информации ООО "Телеканал Дождь", выполняющего функции иностранного агента:
"Мать тут выступила весьма решительно, присоединяюсь" https://www.facebook.com/permalink.php7storyfbid=pfbid02sEJzQZgmRSddW46CXeiAcyUfV8rk8hZtPtC77H3fXNviivm3Gk7N3jRDioB6s8Anl&id=1000 11578176167) (14.11.2021 года), За период с сентября 2021 года по сентябрь 2022 года выявлены факты участия фио в создании сообщений и материалов иностранного средства массовой информации SIA "Medusa Project" и ООО "Москоу диджитал медиа", ООО "Телеканал Дождь", выполняющих функции иностранного агента: "Оживление Путина и печальные последствия этого. Колонка фио" (https://t.me/RepublicMag/14824) (13.07.2022 года); "Герои чужой войны. Простые и сложные вопросы о жизни россиян в эпоху "спецоперации"" (https://t.me/RepublicMag/14680) (05.07.2020 года); фио и фио. О чем умалчивает Путин, сравнивая себя с царем-реформатором" (https://t.me/RepublicMag/14290) (14.06.2022 года); "На Западе звучит предложение для российских олигархов: отмежеваться от Путины и войны, откупиться частью состояния и жить спокойно. Сработает ли?" (https://t.me/RepublicMag/14052) (30.05.2022 года); "Блокировка телеграм-канала Позднякова. Ковид. Проверка МВД и ФСБ для получения оружия. Утро на Дожде" (https://www.youtube.com/watch?v=GyL2WOAbTVM) (13.10.2021 года); "VTimes, созданный бывшими журналистами "Ведомостей", закрылся после того, как его объявили иноагентом. Зачем теперь делать VPost ? и какие у него шансы выжить?" (https://meduza.io/episodes/2021/10/12/vtimes-sozdannyy-byvshimi-zhumalistami-vedomostey-zakrylsya-рosle-togo-kak-ego-ob-yavili-inoagentom-zachem-teper-delat-vpost-i-kakie-u-nego-shansy-vyzhit) (12.10.2021 года); "Команда VTimes объявила о перезапуске издания с новым юридическим лицом" (https://meduza.io/news/2021/10/11/komanda-vtimes-ob-yavila-o-perezapuske-izdaniya-s-novym-uridicheskim-litsom) (11.10.2021 года).
По информации Федеральной службы по финансовому мониторингу, поступившей из Главного управления Минюста России по Москве 28.09.2022 года фио, паспортные данные, по договору, заключенному с Региональной общественной организацией "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова" (ИНН 7709051150, 25.12.2014 года включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента) в декабре 2021 года получил сумма
Также, фио в период с октября 2021 года по март 2022 года 8 операциями получено сумма от французской организации "Open Press".
Проанализировав представленную совокупность информации, Минюст России 14.10.2022 года вынес распоряжение о внесении фио в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функцию иностранного агента.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства, в удовлетворении заявленных требований отказал и исходил из того, что необходимая совокупность обстоятельств, подтверждающих нарушение прав административного истца и несоответствие закону оспариваемого распоряжения административного ответчика, по настоящему административному делу не установлена.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правомерными и не усматривает оснований не согласиться с ними, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, подтверждены доказательствами.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.
Вместе с тем, осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.
Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29). Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации.
При применении законодательства, регулирующего вопросы свободы слова и свободы массовой информации, судам необходимо обеспечивать баланс между правами и свободами, гарантированными статьей 29 Конституции Российской Федерации, с одной стороны, и иными правами и свободами человека и гражданина, а также охраняемыми Конституцией Российской Федерации ценностями, с другой.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее 11 реестр), а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года N 216 (далее - Порядок), предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с частями 3, 7 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации,
выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.
Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.
Согласно абзацу 3 подпункта 1 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций является Минюст России.
Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента утвержден Приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года N 216.
В соответствии с пунктами 8, 9, 14 указанного Порядка решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Таким образом, с учетом требований части 6 статьи 6 Закона "О средствах массовой информации" решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
На основании части четвертой статьи 6 Закона о СМИ иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны в соответствии с действующим законодательством: сопровождать материалы, издаваемые и (или) распространяемые ими, вне зависимости от формы и способа распространения на адрес, указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента; представлять документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников (один раз в полгода); документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников (ежеквартально); один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей, деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган; в течение одного месяца со дня признания физического лица, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом Минюст России. Иных обязанностей на истца не возлагается.
Суд первой инстанции, установив, что Минюстом Российской Федерации представлены доказательства, подтверждающие обоснованность решения и право на принятие оспариваемого решения, соблюдение порядка его принятия и информирования, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит обжалуемое решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований законным и обоснованным, оно принято в соответствии со статьей 227 КАС РФ; юридически значимые обстоятельства по делу определены верно, исходя из требований части 9 статьи 226 КАС РФ; между сторонами законно распределено бремя доказывания (статья 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ); собранных по делу доказательств достаточно для принятия правильного решения; оценка доказательствам дана по правилам статьи 84 КАС РФ; все фактические обстоятельства дела тщательно исследованы и доказаны; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; доводам сторон и представленным ими доказательствам в решении дана надлежащая правовая оценка о том, что действия Минюста России основаны на законе, прав и законных интересов административного истца не нарушают.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о том, что решение Министерства юстиции РФ нарушает права административного истца, были тщательно исследованы, при этом суд пришел к выводу о соблюдении прав истца Министерством юстиции РФ.
Вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе о том, что статус иностранного агента может быть присвоен любому лицу, получившему денежные средства от иностранного источника, судебная коллегия находит несостоятельными, данным статусом наделяются определенные физические лица, чья деятельность сопряжена с распространением печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов для широкого круга лиц, чье мнение формируется по воздействием таких изданий, указанное распространение подразумевает прозрачность взглядов лица, которое формирует информацию и не ставит под сомнение, что она сформирована под влиянием финансирования со стороны иностранного источника.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, доводы административного истца об обратном основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.
Нормы материального права при рассмотрении дела судом применены правильно, нарушений такого толка судом не допущено и ссылка на это в апелляционной жалобе безосновательна.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не имеется; решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 13 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца фио - без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 26 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.