адм. дело N33а-1774/2024
р/с N2а-817/2023
19 февраля 2024 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В, судей фио, фио, при секретаре Черных В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционным жалобам административного истца Дороничева Ильи Сергеевича и представителя административного ответчика Департамента образования и науки адрес - фио на решение Мещанского районного суда адрес от 05 июля 2023 года, которым постановлено:
"Административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Департамента образования и науки адрес выразившееся в непредоставлении места фио, паспортные данные в дошкольном образовательном учреждении на закрепленной территории в соответствии с Приказом Департамента образования адрес от 04 декабря 2015 года N 3511 "О закреплении образовательных организаций за микрорайонами (территориями) адрес" с учетом территориальной доступности.
Обязать Департамент образования и науки адрес рассмотреть вопрос о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания фио, паспортные данные года рождения.
В удовлетворении остальной части требований к Государственному бюджетному учреждению адрес "Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки адрес" отказать",
УСТАНОВИЛА:
Дороничев И.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту образования адрес, Государственному бюджетному учреждению адрес "Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки адрес" о признании бездействия, выразившегося в непредоставлении его ребенку места в дошкольном учреждении с учетом территориальной доступности незаконным, признании ответа от 27 апреля 2023 года N 02-56/ЭП/03-4530/23 в части непредоставления информации о наличии свободных мест в других образовательных организациях незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, мотивируя свои требования тем, что 11 апреля 2023 года на основании заявления фио его несовершеннолетний ребенок был поставлен на учет для зачисления в дошкольное образовательное учреждение, однако место в одном из выбранных административным истцом дошкольном образовательном учреждении предоставлено не было, в связи с чем, 18 апреля 2023 года административный истец обратился в Департамент образования и науки адрес с заявлением о предоставлении его несовершеннолетнему сыну фио, паспортные данные, места в дошкольном учреждении, заявление фио было направлено Департаментом образования и науки адрес для рассмотрения по существу в адрес Москвы "Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки адрес", ответом от 27 апреля 2023 года административному истцу было разъяснено, что дошкольные группы государственных образовательных организаций в настоящий момент укомплектованы полностью, информация о наличии свободных мест в других образовательных организациях предоставлена не была, чем были нарушены права и законные интересы ребенка административного истца, гарантированные действующим законодательством Российской Федерации.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, по доводам апелляционных жалоб просят административный истец и представитель административного ответчика.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя Департамента образования и науки адрес - фио, обсудив доводы апелляционных жалоб, приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства, не имеется.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого на образование и гарантируют общедоступность и бесплатность, в том числе, дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статья 43).
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на соблюдении принципа обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Из материалов настоящего административного дела следует, Дороничев И.С, являясь отцом фио, паспортные данные в установленном порядке на интернет ресурс автоматизированной информационной системы "Зачисление в образовательное учреждение" 11 апреля 2023 года подал заявление на зачисление фио, паспортные данные в государственную образовательную организацию системы образования адрес, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Заявление Дороничева И.С. принято и ему присвоен номер 4510 0036 9994 7224 от 11 апреля 2023 года, фио зарегистрирован в электронную очередь для поступления в дошкольное образовательное учреждение.
Заявителем указаны желаемые дошкольные образовательные учреждения: ГБОУ адрес "Школа N 1955", ГБОУ адрес "Школа N1095", ГБОУ адрес "Школа N 281".
18 апреля 2023 года Дороничев И.С. обратился с заявлением в Департамент образования и науки адрес о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении.
Указанное заявление было направлено Департаментом образования и науки адрес для рассмотрения по существу в Государственное бюджетное учреждение адрес "Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки адрес".
27 апреля 2023 года административному истцу поступил ответ N 01-56/ЭП/03-4530/23, в соответствии с которым, дошкольные группы государственных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, выбранные административным истцом в электронном заявлении, в настоящий момент укомплектованы полностью, разъяснен порядок выбора новых образовательных организаций для постановки на очередь.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, частично удовлетворил заявленные требования, исходя при этом из того, что у административного истца имелись все необходимые объективные предпосылки для получения места в детском саду (достижение ребенка требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган), однако мер к устройству сына административного истца в дошкольном образовательном учреждении Департаментом образования предпринято не было, свободные места в других организациях данного или смежных районов в доступной близости от места проживания ребенка, в том числе возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм административному истцу, как того требует законодательство об образовании, не предлагались, чем существенно были нарушены права ребенка на бесплатное дошкольное образование. Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований фио о признании ответа от 27 апреля 2023 года N 02-56/ЭП/03-4530/23 в части непредоставления информации о наличии свободных мест в других образовательных организациях незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что обращение административного истца от 18 апреля 2023 года, рассмотрено 27 апреля 2023 года, заявителю направлен мотивированный ответ, нарушения порядка рассмотрения обращения, установленного Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" отсутствуют.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правомерными и не усматривает оснований не согласиться с ними, полагая, что они сделаны с учетом нормативных положений главы 32 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статьи 62 и 289 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.
Согласно статье 5 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
В силу статьи 67 того же Федерального закона получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (часть 1).
Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом (часть 2).
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3).
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 названной статьи и статьей 88 указанного Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).
Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в образовательных организациях адрес согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона адрес от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в адрес" относится к полномочиям органов исполнительной власти адрес в области образования.
В силу пунктов 2, 3 статьи 14 Закона адрес от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий осуществляет развитие сети организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры; обеспечивает развитие дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования в адрес, принимает меры по совершенствованию городской государственной системы бесплатного образования, сохранению гарантированного уровня доступности образовательных услуг. Правительство Москвы осуществляет свои полномочия в том числе, через подведомственные ему органы исполнительной власти адрес.
Департамент образования и науки адрес является отраслевым органом исполнительной власти адрес, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования с учетом региональных социально-экономических особенностей адрес, обеспечивающим функционирование в интересах жителей адрес системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования (пункт 1 Положения о Департаменте образования, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 447-ПП).
Согласно пунктам 4.2.16, 9.5 Положения о Департаменте образования именно к ведению данного органа исполнительной власти адрес относится принятие решений об организации предоставления общего образования в государственных образовательных организациях в адрес.
Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 августа 2013 года N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).
Согласно изложенным положениям законодательства Российской Федерации, у Департамента образования и науки адрес присутствует обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе принять меры для решения вопроса об устройстве ребенка в другое (не из числа указанных административным истцом при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение, однако в данном случае мер к устройству ребенка в другом дошкольном образовательном учреждении Департаментом образования предпринято не было, свободные места в других организациях данного или смежных районов в доступной близости от места проживания ребенка, в том числе возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм административному истцу, как того требует законодательство Российской Федерации об образовании, не предлагались, из чего следует, что административным ответчиком было допущено незаконное бездействие, существенно нарушившее право ребенка на бесплатное дошкольное образование.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона, гражданин при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Статьей 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения. В силу положений части 2 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Из представленных в материалах дела доказательств усматривается, что Дороничевым И.С. были соблюдены необходимые условия для получения ребенку места в детском саду, однако, Департаментом образования и науки адрес в условиях отсутствия места в испрашиваемом заявителем дошкольном учреждении, не приняты все меры для решения вопроса об устройстве ребенка административного истца в другое дошкольное образовательное учреждение, не проверено наличие свободных мест в других аналогичных организациях в доступной близости от места проживания ребенка, не установлена возможность избрания одной из вариативных форм дошкольного образования, возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм не предлагалась, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявленные административные исковые требования в части признания бездействия Департамента образования и науки адрес, выразившегося в непредоставлении места в дошкольном образовательном учреждении ребенку административного истца, незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении фио подлежат удовлетворению. Вместе с тем, основания для признания ответа ГБУ адрес "Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки адрес" от 27 апреля 2023 года в части непредоставления информации о наличии свободных мест в других дошкольных образовательных учреждениях отсутствуют, поскольку обращение фио от 18 апреля 2023 года рассмотрено административным ответчиком в установленном законом порядке, ответ дан в предусмотренные законом сроки, по существу поставленных в обращении вопросов и в рамках компетенции должностных лиц государственного органа, содержание ответа соответствует нормам действующего законодательства, права и законные интересы административного истца не нарушены.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилхарактер правоотношений, лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановилрешение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Доводы апелляционных жалоб о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемом апелляционном определении.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении вышеприведенных норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда адрес от 05 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения составлен 20 февраля 2024 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.