адм. дело N33а-1911/2024
р/с N2а-1263/2023
26 февраля 2024 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре Нагорном А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Рамазановой Земфиры Талгатовны - Передрука Александра Дмитриевича на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 14 июня 2023 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного иска Рамазановой Земфиры Талгатовны к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и отмене распоряжения о включении в реестр иностранных агентов, обязании исключить сведения из реестра - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Рамазанова З.Т. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным решения о признании административного истца иностранным агентом, включении ее в реестр иностранных агентов, возложении обязанности исключить Рамазанову З.Т. из указанного реестра, мотивируя свои требования тем, что 10 февраля 2023 года административным ответчиком принято решение о включении Рамазановой З.Т. в реестр иностранных агентов, с чем административный истец не согласна, поскольку копия распоряжения ей не направлялась, о данном решении Минюста Рамазанова З.Т. узнала из официального сайта Минюста России. Кроме того, у административного ответчика отсутствовали основания для принятия данного решения, поскольку Рамазанова З.Т. является российской рок-певицей, музыкантом, композитором, продюсером, поэтом, автором песен, под иностранным влиянием никогда не находилась. Оспариваемое решение является дискриминационным, попирает принципа равенства, провозглашенные ст. 19 Конституции РФ, нарушает право на свободу слова и распространение информации, унижает достоинство, понижает положение и репутацию, нарушает права на неприкосновенность частной жизни, нарушает профессиональные права.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Замоскворецкого районного суда адрес от 14 июня 2023 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом первой инстанции, распоряжением Минюста России от 10 февраля 2023 года N 160-р Рамазанова З.Т, паспортные данные, включена в реестр иностранных агентов, в соответствии с ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
14 февраля 2023 года Минюстом России в адрес административного истца было направлено соответствующее уведомление, которое возвращено отправителю за истечением срока хранения, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80095281313662.
По сведениям Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, поступившим в Министерство юстиции Российской Федерации 18 апреля 2022 года, Рамазанова З.Т. - артист, российский музыкант, исполнительница собственных песен.
Рамазанова З.Т. распространяет (распространяла) сообщения и материалы для неограниченного круга лиц на следующих ресурсах:
- интернет-сайт, не зарегистрированный в качестве СМИ https://www.zemfira.ru - 5, 3 тыс. человек в месяц, владелец домена скрыт;
- "YouTube" https://www.youtube.com/user/zemfira - 375 тыс. подписчиков.
Судом также установлено, что 10 февраля 2023 года в Минюст России из Главного управления по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Управление) поступили материалы, подтверждающие распространение Рамазановой З.Т. материалов и сообщений, предназначенных для неограниченного круга лиц.
При этом в материалах Управления также содержатся факты, подтверждающие осуществление Рамазановой З.Т. политической деятельности.
Так, в видео "Земфира - Не стреляйте (LIVE @ London 03 ноября 2022 года)", опубликованном 09 ноября 2022 года на "Youtube"-канале "zemfira", Рамазанова З.Т. заявила следующее:
"Сегодня 253-й день войны. Войны, которую развязала моя страна";
"Я хочу выразить поддержку Украине. Я понимаю, что больше никогда не сыграю в Украине. Но я очень хорошо помню эти концерты. Харьков, Днепр, Киев, Донецк, моя любимая Одесса - я прекрасно всё это помню. И, конечно, этого у меня никто не отнимет, это навсегда со мной. Но вместе с тем мне очень жаль Россию. Я очень люблю мою Россию.
Я неоднократно проехала ее вдоль и поперек, я видела светлые лица на своих концертах - и это тоже всегда будет со мной.
Но прямо сейчас идёт война... абсолютно бессмысленная, жестокая.
И прямо сейчас моя страна уничтожает Украину и саму себя. Очень хочется мира, нет войне".
По сведениям Федеральной службы по финансовому мониторингу, поступившим 02 августа 2022 года, Рамазанова З.Т. в период с октября 2021 года по февраль 2022 года 3 операциями получила сумма от Orchard Enterprises NY Inc (Великобритания).
Помимо этого, в марте 2022 года 1 операцией поступило сумма от немецкой кредитной организации.
В период с ноября 2021 года по май 2022 года 3 операциями поступило сумма от ирландской кредитной организации.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции, у Минюста России имелись основания для принятия такого распоряжения в силу Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" распоряжение не нарушает и не ограничивает права и свободы административного истца.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.
Вместе с тем, осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.
Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29). Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации.
При применении законодательства, регулирующего вопросы свободы слова и свободы массовой информации, судам необходимо обеспечивать баланс между правами и свободами, гарантированными статьей 29 Конституции Российской Федерации, с одной стороны, и иными правами и свободами человека и гражданина, а также охраняемыми Конституцией Российской Федерации ценностями, с другой.
Федеральный закон от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (нормы которого приведены в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривает правовое регулирование, допускающее признание физического лица выполняющим функции иностранного агента в случае, если оно получает поддержку и (или) находится под иностранным влиянием в иных формах, осуществляя деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона.
В статье 2 названного Федерального закона под иностранным влиянием, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами.
Перечень иностранных источников приведен в ст. 3 указанного Закона и включает как иностранные государства, так и их органы публичной власти, организации (международные и иностранные), иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранные структуры, иные лица, перечень которых содержится в данной норме права.
В ст. 4 названного Федерального закона даны признаки политической деятельности, согласно которым таковой признается деятельность в определенных сферах, включая сферу государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия.
Данной нормой права также определены и формы осуществления политической деятельности, в частности - распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" в целях ведения единого реестра уполномоченному органу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставляются сведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (за исключением результатов оперативно-розыскной деятельности), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Сведения, необходимые для ведения единого реестра, предоставляются уполномоченному органу иными государственными органами и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" в случае выявления лица, действующего в качестве иностранного агента, которое не подало заявление, предусмотренное частью 1 или 2 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает решение о включении такого лица в реестр в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня выявления, о чем уведомляет такое лицо в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (ч. 7).
Решение о включении в реестр сведений об иностранном юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица принимается уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (ч. 8).
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что административным ответчиком законно и обоснованно, в пределах предоставленных полномочий, принято оспариваемое заявителем распоряжение о включении физического лица в реестр иностранных агентов, основанием к которому явились установленные в ходе проведения проверочных мероприятий и мониторинга деятельности Рамазановой З.Т. достоверные сведения о том, что административный истец получает поддержку от иностранного источника, а также распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы, содержащие негативные мнения о специальной военной операции, участвует в создании указанных сообщений и материалов, а также осуществляет политическую деятельность в форме распространения мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике, содержащие достаточно проверяемых данных об обстоятельствах, указанных в Федеральном законе N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", сомнения в обоснованности принятого Министерство юстиции Российской Федерации распоряжения отсутствуют.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе аналогичны тем, что указаны в административном исковом заявлении, и повторяют правовую позицию административного истца, выраженную им при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в ввиду чего признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 14 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 29 февраля 2024 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.