Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в
составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев по докладу судьи фио в открытом судебном заседании административное дело 2а-1274/2023
по апелляционной жалобе представителя административного истца фио Аршиновой В.А. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 02 июня 2023 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) о признании незаконным распоряжения Минюста России от 14.04.2023 года о признании фио иностранным агентом и включении его в реестр иностранных агентов, обязании Минюста России исключить сведения из реестра иностранных агентов.
В обоснование иска указал, что распоряжением Минюста России от 14.04.2023 года фио признан иностранным агентом и включен в реестр иностранных агентов, сведения размещены на официальном сайте Минюста России. Истец с данным распоряжением Минюста России не согласен, считает его незаконным, принято в нарушение норм российского законодательства и международного права. Копия распоряжения не направлялась истцу. У минюста отсутствовали основания для принятия данного решения. Решением Минюста России затрагиваются конституционные права истца и возлагаются дополнительные обязанности. У Минюста России отсутствовали основания для принятия данного распоряжения. Данное решение минюста России является дискриминационным попирает принцип равенства, провозглашенные ст. 19 Конституции РФ, нарушает право на свободу слова и распространение информации. Внесение истца в список агентов является вмешательством в его право свободно выражать свое мнение, нарушает права на неприкосновенность частной жизни, нарушает профессиональные права, невозможность осуществления профессиональной деятельности. Ограничение прав не объясняется защитой каких-либо конституционно охраняемых ценностей и интересов, обусловлено политической мотивацией, представляет собой умаление достоинства истца.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит представителя административного истца в апелляционной жалобе просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, не сообщивших об уважительных причинах своей неявки и не просивших об отложении слушания дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, находит, что решение Замоскворецкого районного суда адрес от 02 июня 2023 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N2124-1 "О средствах массовой информации" юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных
положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации (часть 3).
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (часть 4).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (часть 5).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - реестр), а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24.09.2020 N 216 (далее - Порядок), предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Порядка уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 14.04.2023 года N 491-р фио,... паспортные данные, включен в реестр иностранных агентов, в соответствии с ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
19.04.2023 года Минюстом России в адрес административного истца было направлено соответствующее уведомление, которое вручено адресату 02.05.2023, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором...
Основанием для включения фио в реестр иностранных агентов, послужили следующие обстоятельства.
По поступившим в Министерство юстиции Российской Федерации сведениям Главного управления по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Управление), фио,... паспортные данные, - комедийный актер, сценарист, продюсер, певец, музыкант и автор-исполнитель песен.
Анализ распространяемых фио материалов позволяет сделать вывод об осуществлении им политической деятельности.
Так, на "YouTube" - канале "Оля про Германию - Русские за границей" по электронному адресу https://www.youtube.com/watch?v=nTa_HHmKiYw 06.03.2023 опубликовано видео выступления фио на концерте в Германии, на котором он исполняет песни и стихи про нападение России на Украину, про то, что в России сейчас можно сесть в тюрьму очень быстро".
На "YouTube" - адрес установлены следующие публикации: видео от 24.01.2023, на котором фио исполняет музыкальную композицию "Колыбельная" - колыбельная песня матери, потерявшей сына, участвующего в специальной военной операции на Украине.
В тексте указанной композиции мать поет колыбельную младшему сыну про среднего брата, который "стал предателем" и "теперь в Европе у сатрапа в плену".
Образ убаюкивающей своего ребенка женщины воплощает собой Родину - Российскую Федерацию.
Также в композиции упоминается про старшего брата, который, стал военнослужащим: "А братик твой старший ушел по контракту, Родину не продал за латте и чизкейк...
А теперь героем воротился обратно, Целых девять месяцев страну защищал, Скоро мы ему установим оградку
И красивый памятник ? мэр обещал".
В конце колыбельной звучат слова:
"У победы, Ванечка, такая цена
Может быть, не очень я хорошая мама, Но зато великая, сынок, я страна".
Тем самым, фио высмеивает гибнущих российских солдат, принимавших участие в боевых действиях. (https://www.youtubecom/watch?v=PNGCYGD0bWQ);
видео от 14.10.2022, на котором фио исполняет музыкальную композицию "Нет вобле", в которой не скрывая того, что под словом "вобла" понимается "война", а также призывает обратиться к Президенту Российской Федерации с требованием "Немедленно остановите ужасную воблу".
"В великой в русской реке под названием Волга
Живёт небольшая рыба по имени вобла.
И хоть на первый взгляд она безобидна, Всё далеко не так просто и очевидно.
Помимо того, что вобла весьма некрасива
Данная рыба отлично идёт под пиво
И, провоцируя этим его потребление, Влечёт обыдление русского населения.
Ещё эта тварь, челюстями орудуя прочными, Питается малоподвижными безпозвоночными, Существенно сокращая их популяцию, Иными словами, уничтожая как нацию.
Короче, от этой воблы всё зло на планете:
Рушатся семьи, страдают невинные дети.
И пользуясь тем, что в нашей стране демократия, Давайте скажем все вместе - сестры и братья:
Нет вобле, Нет вобле, Нет отвратительной вобле.
Хватит жевать сопли
И потакать вобле!
Пришло время действовать -
Если не мы, то кто,... ?
Нельзя закрывать глаза на такое злодейство
Ведь наша держава ведёт военные действия.
А... вобла вот так изнутри нам гадит, Такое терпеть невозможно - достала, хватит!
Давайте на миг отвлечёмся от спецоперации
И обратимся к лидеру нашей нации:
То, что творится - недопустимо и подло.
Немедленно остановите ужасную воблу!"
В начале указанного ролика приводится информация о жительнице Тюмени, которую пытались привлечь к административной ответственности за надпись на асфальте "Нет в***е" (https://www.youtube.com/watch?v=8Q_YfcpgdGU).
На иностранном информационном интернет-портале "EurAsia Daily" по электронному адресу https://eadaily.com/ru/news/2022/10/21/zaukrainca-slepakova-bolshe-ne-lyubyat-v-ego-rodnom-pyatigorske 21.10.2022 опубликована статья "Заукраинца" фио больше не любят в его родном Пятигорске", в которой приводится цитата фио, сказанная им на концерте в израильском адрес, о том каким "кошмаром" сопровождалась его репатриация на историческую родину в Израиль и о том, что он считает Израиль своей Родиной: "Сначала я пытался добиться аудиенции в израильском консульстве в Москве. Однако мне было отказано, ибо своей очереди надо было ждать около года. Так что в ожидании звонка из консульства пришлось отвечать на звонки с незнакомых номеров и выслушивать, как меня посылают в самые отдаленные места и грозят членовредительством. Выехать в Израиль мне и моим родным помогли влиятельные люди, которых мне пришлось привлечь. Я считаю Израиль своим родным домом".
На интернет-портале "Царьград" https://tsargrad.tv/news/slepakov-neumestno-poshutil-pro-referendum-glavnoe-chtoby-putin-ne-uznal_639890 06.10.2022 опубликована статья фио НЕУМЕСТНО ПОШУТИЛ ПРО РЕФЕРЕНДУМ: "ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ПУТИН НЕ УЗНАЛ", в которой указано, что фио на своем концерте в Израиле сообщил зрителям, что теперь может говорить "у нас в Израиле".
Также фио неуместно пошутил про референдумы в городе с русскоязычным населением: "Это мои третьи гастроли в Израиле, но они особенные. Потому что я раньше говорил "у вас в Израиле", а с этого года я могу говорить "у нас в Израиле". Я готовился, я посмотрел в Википедии про Ашдод.
Я узнал, что в Ашдоде самый большой процент русскоязычного населения в Израиле. Главное, чтобы Путин не узнал, а то проведёт референдум!".
На странице в социальной сети "ВКонтакте" фио установлены следующие публикации:
видео от 02.10.2022, на котором фио исполняет музыкальную композицию "Песня патриота", в которой высмеивает Президента Российской Федерации, намеренного применить оружие при угрозе суверенитета и территориальной целостности России:
"Есть на марка автомобиля подземный дворец. Он туда... ! Димку возьмет, с ним... " (https://vk.com/video-2651603_456239367);
текст стихотворения, оскорбляющий лиц, замещающих руководящие должности в государственных органах Российской Федерации:
"Одни... на высоких постах
Сменяют других...
Одни... в своих гневных постах
Ругают других
... Или чиновничий аппарат:
Если ты не.., Как армянину на Арарат, Попасть туда сложно так"
(https://vk.com/wall-2651603_29265).
На иностранном "YouTube" - канале "DW на русском" по электронному адресу https://www.youtube.com/watch?v=0egw_sNXVjc 25.02.2022 опубликовано видеообращение фио, в котором он публично обращается к Президенту Российской Федерации:
"Я хочу сказать, что я конкретно против той войны которая прямо сейчас развязывает Россия против народа Украины. Я считаю что это катастрофа и преступление вообще".
По поступившим в Министерство юстиции Российской Федерации сведениям Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, фио распространяет (распространял) сообщения и материалы для неограниченного круга лиц на следующих ресурсах:
интернет-источник, не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, "Семен Слепаков" http://slepakov.com/ - около 3, 7 тыс. посетителей в месяц;
социальной сети "Instagram" https://www.instagram.com/slepakovsemyon/ - около 1, 4 млн подписчиков, доступ к социальной сети ограничен;
социальной сети "Facebook" https://www.facebook.com/semen.slepakov.tnt/ - около 734 тыс. подписчиков, доступ к социальной сети ограничен;
"YouTube" - адрес https://www.youtube.com/@user-vs9kz2uo8r/ - около 89, 7 тыс. подписчиков;
"Telegram" - канале "Семен Слепаков" https://t.me/slepakovsemyon - около 72 тыс. подписчиков.
По поступившим в Министерство юстиции Российской Федерации сведениям Федеральной службы по финансовому мониторингу, фио является получателем опосредованного иностранного финансирования 1 операцией в январе 2021 года сумма и 28 операциями с октября 2021 по декабрь 2022 года сумма
Довод административного истца о том, что факт внесения в соответствующий список, возлагает на него ряд дополнительных обязанностей, суд признал несостоятельными, поскольку согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) лица, которые на день вступления в силу Федерального закона N 255-ФЗ включены в реестры, предусмотренные частью пятой статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I "О средствах массовой информации", частью четвертой статьи 29.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", список, предусмотренный частью 3 статьи 2.1 Закона N 272-ФЗ, сохраняют (приобретают) статус иностранного агента и подлежат включению в реестр, предусмотренный статьей 5 Федерального закона N 255-ФЗ. Перечень обязанностей, возлагаемых на иностранного агента установлен статьей 9 Федерального закона N 255-ФЗ. Необходимость соблюдения норм, предусмотренных действующим законодательством, не нарушает конституционных прав Истца.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями действующего законодательства, в том числе положениями Закона РФ "О средствах массовой информации", приказа Минюста России N 216 от 24.09.2020, исследовав, в том числе обозрев представленные суду доказательства, подтверждающие получение фио средств из иностранных источников, оценив их по правилам статьи 84 КАС РФ в совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что в ходе судебного разбирательства достоверно установлены факты распространения фио с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц, а равно получения денежных средств от иностранных источников.
При таких данных, оспариваемое распоряжение принято Минюстом России при наличии законных к тому оснований в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации". Решение согласовано с МИД России. Распоряжение принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции.
Вместе с тем, включение фио в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, осуществленное в соответствии с законом, не может быть признано ограничивающим права и свободы, не является дискриминацией, не свидетельствует о нарушении принципа равенства, права административного истца на свободу слова и распространение информации, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, применил закон, подлежащий применению, и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы административного истца не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и опровергаются представленными в материалах дела доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение фио в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, влечет за собой ограничение прав, не преследующее правомерной цели, не являющееся необходимым в целях защиты конституционно охраняемых ценностей и интересов, политически мотивировано, не могут быть приняты во внимание, поскольку были предметом оценки суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в решении суда.
Ссылки в апелляционной жалобе на нарушение судом принципа состязательности не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены состоявшегося решения суда, поскольку в соответствии с требованиями статей 84, 176, 178 КАС РФ все обстоятельства дела установлены судом на основании доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. При этом факт получения денежных средств из иностранных источников административным истцом не опровергнут.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов, не влияют на полноту установленных в ходе рассмотрении дела судом фактических обстоятельств дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления и считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным; принятым в строгом соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 02 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 марта 2024г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.