адм. дело N33а-1917/2024
р/с N2а-375/2023
26 февраля 2024 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре Нагорном А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца Колесникова Андрея Владимировича на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 15 февраля 2023 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Колесникова Андрея Владимировича к Министерству Юстиции Российской Федерации о признании незаконным распоряжения, исключении сведений из реестра, отказать",
УСТАНОВИЛА:
Колесников А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным решения о признании фио иностранным агентом и включении его в реестр иностранных агентов, возложении обязанности исключить административного истца из указанного реестра, мотивируя свои требования тем, что 23 декабря 2022 года административным ответчиком принято решение о включении фио в реестр иностранных агентов, с чем административный истец не согласен, поскольку уведомление о вынесенном распоряжении и копия оспариваемого распоряжения истцу не направлялись, кроме того административным ответчиком при вынесении оспариваемого распоряжение не учтено, что административный истец является научным работником Фонда Карнеги за Международный мир, ранее был старшим сотрудником филиала Фонда - Московского центра Корнеги, ликвидированного в апреле 2022 года, внесение фио в реестр иностранных агентов осуществлено в отсутствие объективной необходимости, является незаконным, нарушающим права и свободы истца, в том числе: на свободу выражения мнения, распространение информации, ограничивает профессиональную деятельность и создает препятствие и ее осуществлении, противоречит основополагающим принципам международного права, дискредитирует истца и носит политический характер.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Замоскворецкого районного суда адрес от 15 февраля 2023 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом первой инстанции, Колесников А.В. - российский обозреватель, журналист, политолог, педагог. В разные годы работал в крупных российских изданиях, таких как "Огонёк", "The New Times", "Известия", "Gazeta.ru", "Новая газета" и другие, являлся колумнистом "Российской газеты" и журнала "Профиль", постоянным автором "Независимой газеты" и газеты "Новое русское слово" (США), заведующим московским отделением литературного журнала "Время и мы" (издавался до 2001 года в США и Израиле), обозревателем программы "Человек и общество" московского бюро "Радио Свобода" (http://viperson.ru/people/kolesnikov-andrey- vladimirovich).
С февраля 2015 года по апрель 2022 года Колесников А.В. работал руководителем программы "Российская внутренняя политика и политические институты" Московского центра Карнеги - аналитического центра, занимающегося изучением проблем российской внутренней и внешней политики, общества, международных отношений, международной безопасности, экономики. Центр является представительством Фонда Карнеги за международный мир (ИНН 7700030363, https://camegie.ru, доменное имя зарегистрировано в Российской Федерации, владелец доменного имени - Фонд Карнеги за международный мир).
Колесников А.В. является членом совета АНО "Центр антикоррупционных исследований инициатив "Трансперенси Интернешнл - Р", неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру (ИНН 7709311560, https://transparency.org.ru/, доменное имя зарегистрировано в Российской Федерации, владелец доменного имени - негосударственная некоммерческая организация Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Transparency International - R", которая 07 апреля 2015 года включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).
Колесников А.В. принимал участие в семинарах, организованных структурами, аффилированными с правительством Великобритании (https://underside.todav/2022/04/19/bull-ford/).
Является автором книг, лауреатом премии Союза журналистов "Золотое перо России", лауреатом премии журнала "Огонек" за 1993 год, лауреатом премии фио в 2000 году (https://gvardiya.ru/authors/kolesnikov-andrey-vladimirovich).
Колесников А.В. распространяет/распространял сообщения и материалы для неограниченного круга лиц на следующих ресурсах:
- "Twitter" https://twitter.com/AndrKolesnikov - около 10, 2 тысяч подписчиков;
- интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, "Московский Центр Карнеги" https://camegie.ru/experts/1020/;
- сетевое издание "газета.ги" https://www.gazeta.ru/comments/column/andrei kolesnikov/;
- электронное периодическое издание "MK.ru" https://www.mk.ru/authors/andreykolesnikov/ - последняя публикация от 10 марта 2021 года;
- сетевое издание "Ведомости (Vedomosti)" https://www.vedomosti.ru/authors/andrei-kolesnikov - последняя публикация от 09 июня 2020 года;
- сетевое издание "Интернет-портал "Российской газеты" https://rg.ru/author-Andrei-Kolesnikov/.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций также выявлены факты распространения Колесниковым А.В. и участия в создании материалов и сообщений иностранных агентов "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)", "Кавказ.Реалии", SIA "Medusa Project", ООО "Телеканал Дождь", "Телеканал Настоящее Время", ООО "Телеканал Дождь", "Голос Америки", "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)", адрес, "SIA "Medusa Project", "Istories fonds", "Крым.Реалии", "Сибирь.Реалии", "Deutsche Welle":
- "Последнее, что сделает Путин ? начнет войну по американскому графику": экс-спецпредставитель США по Украине о сценариях нападения" (https://twitter.com/AndrKolesnikov/status/1493963817147117570))16 февраля 2022 года);
- "Сын партнёра Путина по хоккею возглавил хоккейный СКА" (https://twitter.com/AndrKolesnikov/status/1478315326941052929) (04 января 2022 года);
- "Выдавливают из страны": Шендерович и Гельман ответили на включение в реестр "иноагентов" (https://twitter.com/AndrKolesnikov/status/1476592585577750536) (30 декабря 2022 года);
- "Лидеры ингушского протеста из-за земельного конфликта с адрес получили сроки от 7, 5 до 9 лет" (https://twitter.com/AndrKolesnikov/status/1471171887485132809) (15 декабря 2021 года);
- "В списке людей, которых российские власти объявили "иностранными агентами", сразу 22 новичка. Рассказываем максимально коротко о каждом из них" (https://twitter.com/AndrKolesnikov/status/1443295679686840336) (29 сентября 2021 года).
- "Шойгу заявил, что ему "посчастливилось и повезло" работать с осужденными Гаагским трибуналом" (https://twitter.eom/AndrKolesnikov/status/l 425715043916787714) (12 августа 2022 года);
- "Выборы как карго-культ" (ссылка на ретвит в социальной сети "Twitter" без авторского текста не формируется) (16 июля 2021 года);
- "Московский депутат фио объявила голодовку после ареста" (https://twitter.com/AndrKolesnikov/status/1406342039353049089) (19 июня 2021 года);
- "Мы живем в мире, построенном фио" (https://www.rosbalt.ru/piter/2022/03/19/1949047.html) (19.03.2022 года);
- "Политолог фио исключил взлет рейтинга Путина образца 2014 года после признания независимости ДНР и ЛНР" (https://tvrain.ru/teleshow/hereandnow/politolog kolesnikov-548344) (22 февраля 2022 года);
- "Россия "отводит" свои войска, наращивая их численность" (https://www.golosameriki.com/a/russia-is-withdrawing-its-troops/6445550.html) (17 февраля 2022 года);
- "Последнее, что сделал бы Путин, - напал на Украину в соответствии с американским графиком". Отводит ли Россия войска?" (https://ru.krvmr.com/a/rossiya-ukraina-deeskalatsiya-otvod-voysk- eksperty/31707724.html) (17 февраля 2022 года);
- "Путин перешел в отступление?" (https://www.svoboda.Org/a/putin-pereshel-v-otstuplenie/31704963.html) (15 февраля 2022 года);
- "Это не проявление слабости, это проявление путинского ехидства: вот вам, получит" (https://t.me/currenttime/6662) (02 февраля 2022 года);
- "Пора на пенсию" (https://istories.media/investigations/2022/01/31/pora-na-pensiyu/) (31 января 2022 года);
- "В Казахстане ищут погибших. Дочь Назарбаева сожалеет. В России говорят о войне | УТРО | 13.1.22" (https://www.voutube.com/watch?v=TfLxsmTOwPM) (13 января 2022 года);
- "Вы должны дать нам гарантии! И немедленно!" Разбор пресс- конференции Путина" (https://www.sibreal.Org/a/w-dolzhny-datj-nam-garantii-i-nemedlenno- seychas/31624591.html) (24 декабря 2021 года);
- "Вы должны дать нам гарантии! И немедленно!" Чего добивается Путин от стран Запада" (https://www.severreal.org/a/vy-dolzhny-dati-nam-garantii-i-nemedlenno-seychas/31624592.html) (24 декабря 2022 года);
- "Россия грозит конфликтом в Европе. Нобелевская речь фио | ВЕЧЕР| 10.12.21" (https://www.voutube.com/watch?v=iRyGIJWoZW4) (10 декабря 2021 года);
- "На КПРФ давят силовики. Это ведь из-за выборов - и из-за того, что коммунисты после этого вышли на улицы? Почему тогда Зюганов выглядит так, будто его все устраивает?" (https://meduza.io/episodes/2021/09/28/na-kprf-davvat-siloviki-eto-ved-iz-za-vyborov-i-protestov-ommunistov-iz-za-itogov-pochemu-togda-rukovodstvo- partii-vyglyadit-tak-kak-budto-ego-vse-ustraivaef) (28 сентября 2021 года);
- "Выборы в Госдуму-2021. Можно ли верить соцопросам в России" (https://www.dw.com/ru/vyborv-v-gosdumu-2021-mozhno-li-verit-socoprosam- v-rossii/a-59026593) (01 сентября 2021 года);
- "Отравление Навального действительно стало поворотным моментом в современной истории России. И вот почему" (https://meduza.io/episodes/2021/08/20/otravlenie-navalnogo-deystvitelno-stalo- povorotnym-momentom-v-sovremennoy-istorii-rossii-i-vot-pochemu) (20 августа 2021 года).
Также, 31 октября 2022 года в Минюст России из Главного управления по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации поступили материалы, подтверждающие политическую направленность деятельности фио.
Так, Управлением зафиксированы факты осуществления Колесниковым А.В. политической деятельности путем формирования общественно-политических взглядов и убеждений:
1) выдержки из статьи "Предбудущее время, или Можно ли Планировать жизнь после Путина" от 18 октября 2022 года, размещенной на интернет - ресурсе по электронному адресу: https://www.moscowtimes.ru/, который является официальным сайтом организации "Русская служба The Moscow Times Русская служба";
- "Планирование будущего предполагает, что при Путине с Россией не произойдет ничего, кроме погружения в архаику и отсутствия развития";
- "Если Путин не взорвет мир атомной бомбой, когда-нибудь уйдет и он, хотя у сегодняшних элит, судя по их отвязанному поведению, нет никаких сомнений в том, что и фио, и они сами будут жить вечно на этой земле, а уж Божьего суда точно не состоится";
- "Впрочем, либерализация либерализацией, но России придется разбираться и со своими границами, и с моральной и материальной ответственностью перед сопредельной страной, и с коллективной виной вперемешку с коллективной ответственностью. После десятилетий путинизма и индоктринации дикими конспирологическими доктринами страна будет испытывать серьезнейшие проблемы с качеством человеческого капитала";
- "Однако нам будет труднее, чем немцам или испанцам, выбираться из мальстрема русского гибридного тоталитаризма. Выход из путинизма - это выход из войны. Единственное целеполагание путинского режима в стадии его загнивания - это самосохранение. А сохраниться зрелый путинизм может только на пути войны";
- "Да, можно будет сравнивать постпутинский российский народ с немцами после 1945 года, только у нас не состоится внешнее принуждение к миру и самостоятельному мышлению - придется самим заниматься саморефлексией, избавляться от навязанного властью консенсуса исторического невежества и восстанавливать проржавевшие институты";
2) выдержки из статьи "Шок и трепет "спецоперации". Как российское общество прячется от реальности" от 05 августа 2022 года, размещенной на интернет - ресурсе по электронному адресу: https://camegieendowment.org/politika/87626, который является официальным ресурсом некоммерческой организации "Фонд Карнеги за международный мир" ("Carnegie Endowment for International Peace") (США);
- "Неприятная информация психологически блокируется: россияне не могут быть на стороне зла, они могут быть только на стороне добра; все, что говорится о разрушениях, убийствах, мародерстве - провокация украинцев, фейк или преувеличенная информация. Такие респонденты готовы верить, что у Путина действительно не было другого выхода, кроме упреждающей нападение на Россию "спецоперации";
- "Путин и его пропаганда пытаются вернуть ощущение героической эпохи, апеллируя к истории, от фио до Великой Отечественной войны, но российское общество уже модернизированное, а значит, по определению фио, "постгероическое", то есть не готово идти на военные жертвы. И в этом смысле кейс "спецоперации" действительно уникален: вернуть милитаристскую архаику в постгероическую эпоху, да еще и построить на этом массовую поддержку - это большой успех в отравлении массовых представлений об истории и настоящем страны";
- "Ничтожно малое число респондентов признается себе в том, что поражение России в принципе возможно. В любом случае оно будет описано властями как "победа" и в таком виде принято общественным мнением. Однако граждане, даже поддерживающие "спецоперацию", начинают задумываться о собственной ответственности за гибель мирных жителей и разрушения";
- "Проявления недовольства возможны, но в ситуации, когда оппозиция и гражданское общество уничтожены, у людей нет возможности для эффективной самоорганизации. Впрочем, не исключено и появление "черных лебедей" для власти - протестов в неожиданных местах и по неожиданным поводам, как это было в 2020 году в Хабаровске. Но едва ли в условиях жесткого подавления гражданской активности в России возникнет массовое антивоенное движение. Нельзя не учитывать и того, что минимум через полтора года начнется подготовка к президентским выборам 2024 года, которая будет проходить в условиях дальнейшей авторитаризации системы. Возможны показательные процессы, поиски и назначения "национал-предателей" и еще большее давление на инакомыслящих с активным применением авторитарного права. Это будет отчасти раздражать население, но в то же время и пугать его, тем самым консолидируя вокруг власти".
Также, 23 декабря 2022 года из Управления в адрес Минюста России поступила информация в отношении административного истца, свидетельствующая об осуществлении последним политической деятельности:
1) выдержки из статьи "Путин против фио. Как российское общество медленно устает от войны" от 19 декабря 2022 года, размещенной на интернет-ресурсе по электронному адресу: https://camegieendowment.org/politika/88650, который является официальным ресурсом некоммерческой организации "Фонд Карнеги за международный мир" ("Carnegie Endowment for International Peace") (США);
- "С началом мобилизации власть навязала обществу иной социальный контакт - вы, мужская половина граждан страны, отдаете свои тела в качестве пушечного мяса в обмен на чувство причастности к восстановлению великой державы, персонифицированной в одном человеке, фамилия которого Путин";
- "Россия продолжает наворачивать порочные круги истории, не выбираясь и матрицы "реформа-стагнация-контрреформа", давая миру образцы предустановленной покорности населения и модели управления, которая, по замечанию современного российского философа фио, как и во времени Николая I, "пытается обратить весь народ в войско, а страну - в казарму, опираясь на крайнюю националистическую идеологию "православия-самодержавия-народности";
- "Если в течении первых шести месяцев "спецоперации" действовал социальный контакт - вы поддерживаете бойню и верховного главнокомандующего, в обмен на это мы, власть, вас в нее не вовлекаем физически, то с началом частичной военной мобилизации этот пакт был нарушен и изменен. Он преобразовался в иной социальный контакт - вы, мужская половина граждан страны, отдаете свои тела в качестве пушечного мяса в обмен на чувство причастности к восстановлению великой державы, персонифицированной в одном человеке, фамилия которого Путин";
2) выдержки из статьи "Научный путинизм. Как в России оформлятся официальная идеология" от 01 ноября 2022 года, размещенной на интернет-ресурсе по электронному адресу: https://camegieendowment.org/politika/88295, который является официальным ресурсом некоммерческой организации "Фонд Карнеги за международный мир" ("Carnegie Endowment for International Peace") (США);
- "Предложение идеологии разбудило спрос на нее. А сама идеология обрела материальное воплощение и была подкреплена конкретными политико-военными актами. Специальная идеологическая операция продолжается. Причем, судя по всему, даже более успешно, чем военная";
- "Идеология путинизма не систематизирована, но она существует и разбросана по речам, статьям и интервью. Война потребовала более четкой ее артикуляции. Канонизация оказалась необходимой еще и потому, что воинственный, антилиберальный, антизападный, изоляционистский, палерналистский, жестко авторитарный режим Путина в период между 2020-м и 2022 годом вошел в стадию зрелости";
- "Происходящее входит в противоречие с Конституцией России, которая прямо запрещает существование доминирующей официальной идеологии. Но, во-первых, кто вообще обращает внимание на Основной закон, и, во-вторых, уже раздаются голоса в пользу правки Конституции";
- "Агрессивный русский национализм, перемешанный с империализмом (включая территориальный аспект "Русского мира", простирающегося очень широко, в том числе в западном направлении), русским мессианизмом, идеей "особого пути", десятилетиями и даже столетиями давал основания превосходства духовной сути русской нации. Превосходства над Западом, который, согласно представлениям идеологического истеблишмента, находится в состоянии перманентного упадка, причем десятилетиями, если не столетиями".
3) Выдержки из статьи "Военно-полицейская экономика. Как экономическая система России движется к ресурсному истощению" от 14 октября 2022 года, размещенной на интернет - ресурсе по электронному адресу: https://camegieendowment.org/politika/88170, который является официальным ресурсом некоммерческой организации "Фонд Карнеги за международный мир" ("Carnegie Endowment for International Peace") (США):
- "По сути экономика России становится полумобилизационной и военной, точнее, военно-полицейской. Для системы, которая, несмотря на регулярное вмешательство государства в экономику, давно утратила навыки мобилизаций любого рода, это серьезное испытание";
- "Бюджетный фетишизм, который еще называют "бюджетобесием", - вполне естественное состояние для экономики с гипертрофированным государственным сектором, где в структуре реальных доходов населения основную часть занимают зарплаты и социальные платежи, а не поступления от частного бизнеса или собственности";
- "Государству нужно кормить бюджетный сектор, чтобы он подчинялся ему не менее дисциплинированно, чем армия: например, учителям нужно не только индоктринировать детей основами путинизма, но и обеспечить правильное проведение выборов. Миллоны силовиков, опора режима, получают деньги из защищенных статей бюджета, которые никто не станет резать даже в ходе неизбежного секвестра как минимум на 25% в ближайшую бюджетную трехлетку";
- "Об инвестиционном климате в стране можно уже говорить сугубо метафорически. Россия в современном мире - редкий пример экономики без существенного объема иностранных инвестиций. И это уже проблема не количественных показателей выпуска, а качественной и современной структуры экономики. Риски ее примитивизации, ухода высоких технологий, а значит, и упрощения потребления очень велики".
Кроме того, 19 мая 2022 года в Минюст России поступили сведения Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), согласно которым Колесников А.В, паспортные данные, получил следующую поддержку от иностранных источников: в феврале 2022 года одной операцией поступило сумма от La Times Ар Disbursement (США); в октябре 2021 года одной операцией поступило сумма от Macro-Advisory Limited (Великобритания); в декабре 2021 года одной операцией поступило сумма от The Rand Corporation (США); в период с декабря 2021 года по апрель 2022 года десятью операциями поступило сумма от Представительства Фонда Карнеги за международный мир (США); в период с декабря 2021 года по февраль 2022 года двумя операциями поступило сумма от РОО "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова" (25.12.2014 года включена в реестр иностранных агентов).
Кроме того, Колесников А.В. также является получателем опосредованного иностранного финансирования от российских юридических лиц: в декабре 2021 года одной операцией поступило сумма от Фонда "Президентский центр фио"; в декабре 2021 года одной операцией поступило сумма от Фонда наследия фио.
Помимо этого, 22 декабря 2022 года Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) представлена обновленная информация, согласно которой Колесников А.В. в период с августа 2022 года по ноябрь 2022 года четырьмя операциями получил 1 768, 79 сумма прописью от Carnegie Endowment for International Peace (США).
23 декабря 2022 года распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации N 1799-р Колесников А.В. включен в реестр иностранных агентов.
26 декабря 2022 года в адрес административного истца направлено уведомление N 10-152763/22 о включении фио в реестр иностранных агентов, уведомление получено административным истцом 31 декабря 2022 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции, у Минюста России имелись основания для принятия такого распоряжения в силу Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" распоряжение не нарушает и не ограничивает права и свободы административного истца.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.
Вместе с тем, осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.
Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29). Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации.
При применении законодательства, регулирующего вопросы свободы слова и свободы массовой информации, судам необходимо обеспечивать баланс между правами и свободами, гарантированными статьей 29 Конституции Российской Федерации, с одной стороны, и иными правами и свободами человека и гражданина, а также охраняемыми Конституцией Российской Федерации ценностями, с другой.
Федеральный закон от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (нормы которого приведены в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривает правовое регулирование, допускающее признание физического лица выполняющим функции иностранного агента в случае, если оно получает поддержку и (или) находится под иностранным влиянием в иных формах, осуществляя деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона.
В статье 2 названного Федерального закона под иностранным влиянием, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами.
Перечень иностранных источников приведен в ст. 3 указанного Закона и включает как иностранные государства, так и их органы публичной власти, организации (международные и иностранные), иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранные структуры, иные лица, перечень которых содержится в данной норме права.
В ст. 4 названного Федерального закона даны признаки политической деятельности, согласно которым таковой признается деятельность в определенных сферах, включая сферу государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия.
Данной нормой права также определены и формы осуществления политической деятельности, в частности - распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" в целях ведения единого реестра уполномоченному органу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставляются сведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (за исключением результатов оперативно-розыскной деятельности), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Сведения, необходимые для ведения единого реестра, предоставляются уполномоченному органу иными государственными органами и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" в случае выявления лица, действующего в качестве иностранного агента, которое не подало заявление, предусмотренное частью 1 или 2 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает решение о включении такого лица в реестр в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня выявления, о чем уведомляет такое лицо в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (ч. 7).
Решение о включении в реестр сведений об иностранном юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица принимается уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (ч. 8).
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что административным ответчиком законно и обоснованно, в пределах предоставленных полномочий, принято оспариваемое заявителем распоряжение о включении физического лица в реестр иностранных агентов, основанием к которому явились установленные в ходе проведения проверочных мероприятий и мониторинга деятельности фио достоверные сведения о том, что административный истец находится под иностранным влиянием путем предоставления ему поддержки от иностранных источников в виде денежных средств, распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц печатные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), участвует в создании указанных сообщений и материалов, а также осуществляет политическую деятельность в форме распространения мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике, содержащие достаточно проверяемых данных об обстоятельствах, указанных в Федеральном законе N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", сомнения в обоснованности принятого Министерством юстиции Российской Федерации распоряжения отсутствуют.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе аналогичны тем, что указаны в административном исковом заявлении, и повторяют правовую позицию административного истца, выраженную им при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в ввиду чего признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 15 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 29 февраля 2024 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.