Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Ставича В.В.
судей фио, фио
при секретаре Богдановой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика призывной комиссии адрес, действующего по доверенности фио на решение Кузьминского районного суда адрес от 13 декабря 2023 по административному делу N 2а-967/2023 по административному исковому заявлению Канайкина Леонида Алексеевича к адрес Выхино-Жулебино адрес, Военного комиссара военного комиссариата (объединенного, адрес) адрес о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии в части признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязании рассмотреть вопрос о восстановлении нарушенных прав,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец фио обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к административным ответчикам адрес Выхино-Жулебино адрес, Военного комиссара военного комиссариата (объединенного, адрес) адрес о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии в части признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязании рассмотреть вопрос о восстановлении нарушенных прав. В обоснование административных исковых требований указано, что административный истец Канайкин Л.А. с марта 2004 года состоит на воинском учете в военном комиссариате адрес. В момент постановки на учет, им были предоставлены все документы об обучении в Московском Колледже милиции N 2 при ГУВД адрес, в которое он поступил в сентябре 2003 года. 29 февраля 2008 года было окончено обучение в вышеуказанном образовательном учреждении.
После прохождения военно-врачебной комиссии, Канайкин Л.А. был направлен для дальнейшего прохождения службы в территориальный ОВД РФ, приказом от 14 апреля 2008 года назначен на должность инспектора ДПС группы дорожно-патрульной службы фио ОВД N 139 УВД N 185 МВД России, с присвоением специального звания лейтенанта милиции. В сентябре 2008 года поступил в НОУ ВПО "Мордовский гуманитарный институт" по образовательной программе "Юриспруденция", по заочной образовательной форме обучения. В 2012 году окончил образовательное обучение с присвоением квалификации "Юрист". 01 октября 2008 года при переводе на новое место прохождения службы в ОВД РФ, был заключен бессрочный контракт, был назначен на должность госинспектора отделения экзаменации РЭР ОГИБДД УВД по городскому адрес ГУВД адрес. 12 мая 2022 года при переводе на новое место прохождения службы в органах внутренних дел РФ, им был заключен новый Контракт о прохождении службы в органах внутренних дел РФ, заключенный на бессрочный срок и по настоящее время проходит службу в должности старшего государственного инспектора БДД 2 отделения (по экзаменационной работе) фио ТНРЭР N 3 ГУ МВД России по адрес. По достижению 27-летнего возраста, в военном комиссариате адрес Канайкину Л.А. была выдана справка взамен военного билета от 21 марта 2016 года, сказав на тот факт, что это нормальный документ для сотрудников ОВД РФ, и кроме того, закончились бланки военных билетов. 12 мая 2022 года при переводе на новое место прохождения службы в ОВД РФ, с Канайкиным Л.А. был заключен бессрочный контракт, действующий по настоящее время с присвоением должности старшего государственного инспектора БДД 2 отделения (по экзаменационной работе) фио ТНРЭР N 3 ГУ МВД России по адрес.
После зачисления в ряды сотрудников ОВД РФ, и получения повестки, выданной на основании Указа Президента РФ об объявлении мобилизации, 10 октября 2022 года Канайкин Л.А. посетил военный комиссариат адрес для предоставления необходимых документов для постановки на специальный воинский учет. Им был задан вопрос сотрудникам военного комиссариата о возможности получения документа воинского учета - военного билета, вместо справки от 21 марта 2016 года. Сотрудниками военного комиссариата, было сообщено, что решением призывной комиссии адрес - Жулебино адрес от 08 июня 2015 года (протокол N 8) Канайкин Л.А. был зачислен в запас на основании подп. 1.1. п. 1 ст. 28 ФЗ от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", как не прошедший военную службу по призыву, не имеющий на то законных оснований. С решением (заключением) призывной комиссии административный истец не согласен, полагает, что оно является незаконным, нарушает его право на получение военного билета и влечет за собой незаконные ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанным не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в частности, связанные с возможностью поступления на государственную гражданскую и муниципальную службу. Административный истец просит признать незаконным решение (заключение) призывной комиссии адрес - Жулебино адрес от 08 июня 2015 года (протокол N 8) о признании Канайкина Л.А, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; обязать призывную комиссию рассмотреть вопрос о восстановлении нарушенных прав.
Решением Кузьминского районного суда адрес от 13 декабря 2023 г. требования административного иска удовлетворены. Судебным актом постановлено: Признать незаконным и отменить решение (заключение) адрес Выхино-Жулебино адрес, оформленное Протоколом N 8 от 08.06.2015г. о признании Канайкина Л.А. не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований. Обязать Призывную комиссию адрес повторно рассмотреть вопрос в отношении Канайкина Леонида Алексеевича, паспортные данные, в установленном порядке.
Административным ответчиком подана апелляционная жалоба на постановленное решение, в которой истец просит решение отменить, как вынесенное в нарушение действующего законодательства, указывает, что судом неверно определены обстоятельства, подлежащие установлению при рассмотрении административного дела, неправильно применены нормы материального права.
Представитель административного ответчика, действующий по доверенности фио в суд апелляционной инстанции явился, просил решение отменить по доводам апелляционной жалобы.
Административный истец Канайкин Л.А. в суд апелляционной инстанции явился, просил решение суда оставить без изменений.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Положениями ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента РФ, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.
На призывную комиссию в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Названный Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", конкретизируя положения пункта 2 его статьи 22, определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
В силу его статей 23 и 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 года N 663 (далее - Положение о призыве на военную службу).
В силу пункта 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Этим же Положением предусмотрено, что заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.
Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Пунктом 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 года N 663, определено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение о предоставлении призывнику отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19 вышеуказанного Положения).
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о воинской обязанности и военной службе проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия государственного органа, должностного лица только в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие не соответствуют нормативному правовому акту и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом первой инстанции установлено, что Канайкин Л.А, паспортные данные, состоит на состоит воинском учете с марта 2004 года в военном комиссариате адрес.
В сентябре 2003 года Канайкин Л.А. поступил на обучение в Московский Колледж милиции N 2 при ГУВД адрес.
29 февраля 2008 года было окончено обучение в вышеуказанном образовательном учреждении. После прохождения военно-врачебной комиссии, Канайкин Л.А. был направлен для дальнейшего прохождения службы в территориальный ОВД РФ, приказом от 14 апреля 2008 года назначен на должность инспектора ДПС группы дорожно-патрульной службы фио ОВД N 139 УВД N 185 МВД России, с присвоением специального звания лейтенанта милиции. В сентябре 2008 года поступил в НОУ ВПО "Мордовский гуманитарный институт" по образовательной программе "Юриспруденция", по заочной образовательной форме обучения. В 2012 году окончил образовательное обучение с присвоением квалификации "Юрист".
01 октября 2008 года при переводе на новое место прохождения службы в ОВД РФ, был заключен бессрочный контракт, был назначен на должность госинспектора отделения экзаменации РЭР ОГИБДД УВД по городскому адрес ГУВД адрес.
12 мая 2022 года при переводе на новое место прохождения службы в органах внутренних дел РФ, им был заключен новый Контракт о прохождении службы в органах внутренних дел РФ, заключенный на бессрочный срок и по настоящее время проходит службу в должности старшего государственного инспектора БДД 2 отделения (по экзаменационной работе) фио ТНРЭР N 3 ГУ МВД России по адрес.
Как следует из выписки из решения призывной комиссии адрес Выхино-Жулебино адрес от 08.06.2015 г, административный истец Канайкин Л.А. на основании п. 1.1 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, по достижении возраста 27 лет.
21.03.2016 г. административному истцу взамен военного билета была выдана справка АС N 0006045, в соответствии с которой он зачислен в запас по ст. 28 п. 1.1 ФЗ РФ от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Разрешая настоящий спор, оценив представленные по делу доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ от 28.03.1998 года, Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 года N 663, проанализировав установленные фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, применительно к нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение является незаконным, поскольку при установленных по делу обстоятельствах административный истец не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, так как на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, административный истец военным комиссариатом до достижения им 27 лет не вызывался, каких-либо сведений о вручении ему повестки материалы дела не содержат, обязанность по самостоятельной явке в военный комиссариат у административного истца в силу закона отсутствовала.
Кроме того, исходя из сведений, содержащихся в материалах личного дела призывника, административный ответчик с достоверностью располагал информацией о месте жительства административного истца.
Поскольку каких-либо достоверных и бесспорных доказательств, подтверждающих тот факт, что в юридически значимый период времени в отношении Канайкина Л.А. предпринимались действия по призыву его на военную службу, в материалы дела не представлено, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Судебная коллегия по административным делам, считает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и не противоречат требованиям закона.
Как указано выше, полномочия по принятию мер по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей прохождение военной службы по призыву, возложены на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения, призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии.
Суд первой инстанции, при принятии решения, обоснованно исходил из того, что административным ответчиком не представлено доказательств надлежащего проведения мероприятий по призыву на военную службу в отношении административного истца.
При наличии таких данных, оснований для отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований у суда первой инстанции не имелось.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение.
Доводы жалобы фактически повторяют позицию, изложенную представителем административного ответчика адрес Выхино-Жулебино адрес, Военного комиссара военного комиссариата (объединенного, адрес) адрес в суде первой инстанции, все эти доводы судом проверялись, им дана надлежащая судебная оценка, что нашло обстоятельное и мотивированное отражение в судебном постановлении, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно, существенных нарушений норм процессуального права, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кузьминского районного суда адрес от 13 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 февраля 2024г.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.