Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В. и судей Пильгановой В.М., Кирпиковой Н.С., при секретаре Гужавиной О.Н., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Троицкого районного суда г. Москвы от 16 августа 2022 года, которым постановлено:
Административные исковые требования ТОС "КП "Лесное озеро" к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным отказа в проведении проверки нарушения земельного законодательства - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Росреестра по Москве от 03.08.2020 N 16-4282/2020 об отказе в проведении проверки по факту нецелевого использования земельных участков.
Обязать Управления Росреестра по Москве провести проверку по вопросу нецелевого использования фио земельных участков на основании заявления ТОС "КП "Лесное озеро" от 24.07.2020,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Территориальное общественное самоуправление "Коттеджный поселок Лесное озеро" (далее - ТОС "КП "Лесное озеро") обратилось в Троицкий районный суд г. Москвы с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным отказа в проведении обследования и проверки нарушений земельного законодательства.
Требования мотивированы тем, что что Решением Совета депутатов п. Щаповское г. Москвы от 11.10.2017 были установлены границы коттеджного поселка индивидуальной застройки "КП "Лесное озеро" и был зарегистрирован Устав ТОС "КП "Лесное озеро". Все земельный участки, входящие в состав поселка, имеют вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", в том числе участки с кадастровыми номерами..,..,..,..,..,.., принадлежащие на праве собственности фио, однако по факту данные участки представляют собой проходы и проезды, по которым осуществляется доступ на остальные участки, расположенные в коттеджном поселке. Земельные участки, принадлежащие фио, используются не по целевому назначению, что является нарушением действующего законодательства.
Решением Троицкого районного суда г. Москвы от 11.11.2020 исковые требования были удовлетворены, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17.11.2021 данное решение суда отменено, поскольку к участию в деле не был привлечен собственник земельных участков фио, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении в суде первой инстанции представитель ТОС "КП "Лесное озеро" исковые требования поддержал; ответчик своего представителя в суд первой инстанции не направил, в письменных возражениях просил в удовлетворении иска отказать; представитель заинтересованного лица фио просила административному истцу в удовлетворении его требований отказать, полагая действия административного ответчика законными и обоснованными
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный ответчик Управление Росреестра по Москве.
Административный истец, извещался о времени и месте судебного заседания судебной повесткой, направленной по месту нахождения административного истца, которую не получил, она возвращена в адрес суда апелляционной инстанции (т. 2 л.д.40), в связи с чем представитель административного истца фио был извещен телефонограммой (т. 2 л.д. 42), между тем, в суд апелляционной инстанции не явился, заинтересованное лицо фио также в суд апелляционной инстанции не явился.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного истца и заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного решения, выслушав представителя административного ответчика фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела имеются.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Совета Депутатов поселения Щаповское в городе Москве N46/2 от 11 октября 2017 года установлены границы территории в КП "Лесное озеро", на которой осуществляется общественное самоуправление (л.д. 8).
Постановлением Администрации поселения Щаповское в городе Москве N57 от 30.08.2018 зарегистрирован Устав территориального общественного самоуправления "Коттеджный поселок "Лесное озеро" (л.д. 9).
Административный истец 24.07.2020 обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением провести проверку использования земельных участков с кадастровыми номерами..,..,..,..,..,.., согласно установленному виду разрешенного использования данных участков, привлечь фио к административной ответственности (т. 1 л.д. 16).
Административным ответчиком данное обращение было рассмотрено и 03.08.2020 за N 16-4282/2020 дан ответ, в котором сообщено о том, что использование земельных участков с кадастровыми номерами..,..,..,..,..,... под размещение газопровода, водопровода, канализации, линий электропередач не нарушает требований, установленных ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации. Также указано на то, что Управление не вправе осуществлять действия по проверке земельного законодательства по фактам указанным в письме, в связи с отсутствием в заявлении достаточных сведений, которые могут являться основанием для проведения внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства (т. 1 л.д. 17).
Разрешая спор, суд первой инстанции, сославшись на Федеральный закон от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ст. ст. 42, 71 Земельного кодекса Российской Федерации, на Положение о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года N 1, пришел к выводу об удовлетворении административного иска, при этом исходил из того, что выводы должностного лица Управления Росреестра по Москве об отсутствии нарушений требований земельного законодательства при использовании земельных участков являются преждевременными и необоснованными, поскольку проверка обстоятельств, изложенных в заявлении ТОС "КП "Лесное озеро" административным ответчиком фактически не проводилась.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции не может согласиться в силу следующего.
Пунктом 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В силу подпункта 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство основывается, в том числе, на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно положениям пункта 1 статьи 25 и пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного кодекса (в том числе право собственности и право пользования), возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" и удостоверяются документами в порядке, предусмотренном указанным законом.
Исходя из п. 1 и 5.1.14 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции федерального государственного земельного контроля (надзора) (за исключением случаев, когда указанные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1081 "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)" утверждено Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре) (далее - Положение).
Согласно п. "а" п. 5 Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением: обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации предметом государственного земельного надзора, в том числе являются соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Согласно положениям статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации объектом государственного земельного надзора являются объекты земельных отношений, а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности (пункт 3).
Подпунктом 5 пункта 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено право должностных лиц органов государственного земельного надзора, уполномоченных на осуществление государственного земельного надзора, в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия выдавать контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием срока их устранения.
Процедура проведения проверки в период действия спорных правоотношений регламентировалась Административным регламентом осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора" (далее - Регламент), утвержденным приказом Росреестра от 18 июня 2019 года N П/0240.
В соответствии с абз. "в" пп. 3 п. 43 Регламента основанием для проведения административной процедуры (проверки) является мотивированное представление должностного лица Росреестра (территориального органа) по результатам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Росреестр (территориальный орган) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также сведений из средств массовой информации о фактах нарушения имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.
Основанием для начала административной процедуры является издание приказа (распоряжения) о проведении внеплановой проверки (п. 87 Регламента). В приказе (распоряжении) о проведении внеплановой проверки указываются сведения, предусмотренные п. 51 Регламента.
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, органом государственной власти, органом местного самоуправления, индивидуальным предпринимателем или гражданином в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний Росреестра (территориального органа) (п. 88 Регламента).
Внеплановые проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки (п. 89 Регламента).
Документарная внеплановая проверка проводится в порядке, определенном п. 61 - 70 Регламента (п. 92).
Согласно п. 71 Регламента плановая выездная проверка проводится, если необходимо: 1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении Росреестра (территориального органа) документах юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, гражданина; 2) оценить соответствие деятельности юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, гражданина обязательным требованиям.
Из ответа административного ответчика от 03.08.2020 за N 16-4282/2020 усматривается, что Управлением проведен анализ доводов, изложенных в обращении с учетом сведений, находящихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), что свидетельствует о том, что административным ответчиком ответ дан на основании документарной проверки. Кроме того, из данного ответа не следует, что административному истцу было отказано в проведении внеплановой выездной проверки.
Из объяснений представителя Управления Росреестра фио, данных в суде апелляционной инстанции, следует, что в рамках обращения ТОС "КП "Лесное озеро" была проведена документарная проверка, оснований для проведения внеплановой выездной проверки, установленных Регламентом, не имелось.
Указанные положения регламента судом первой инстанции учтены не были.
Из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Такая необходимая совокупность условий по настоящему делу отсутствует.
При этом судебная коллегия отмечает, что обращение ТОС "КП "Лесное озеро" рассмотрено административным ответчиком в порядке, установленным Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ответ дан в предусмотренные законом сроки, по существу поставленных в обращении вопросов и в рамках компетенции должностного лица государственного органа, содержание ответа соответствует нормам действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения требований административного истца у суда первой инстанции не имелось.
При таком положении решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным. В связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
Решение Троицкого районного суда г. Москвы от 16 августа 2022 года отменить принять по делу новое решение, которым ТОС "КП "Лесное озеро" в административном иске к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным отказа в проведении проверки нарушения земельного законодательства - отказать.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.