Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-774/2023 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 31 марта 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления фио к Министерству Юстиции Российской Федерации о признании незаконными решения, обязании исключить из реестра, отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным с момента принятия и отмене распоряжение Минюста России N 1744-р от 16 декабря 2022 года о включении ее в Реестр иностранных агентов (далее-Реестр), обязать исключить сведения о ней из списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, мотивируя требования тем, что является российским журналистом, главным редактором онлайн-издания Wonderzine. Оспариваемое распоряжение является дискриминацией, нарушает положения Конституции Российской Федерации; включение в реестр ограничивает ее права, предусматривает дополнительные обязанности доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что она является иностранным агентом, не представлено. Ограничение прав обусловлено политической мотивацией, преследование за профессиональную деятельность истца. Кроме того термин "иностранный агент" имеет сильную негативную коннотацию, поэтому наделение таким статусом схоже с понятием "враг народа".
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, со ссылкой на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение норм материального права и полагая выводы суда не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административного истца, действующего на основании доверенности фио, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Минюста России по доверенности Московских В.И, сочтя возможным на основании ст.ст.150-152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствии административного истца, извещенной о дате и времени судебного заседания, об уважительных причинах неявки не уведомившей, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В соответствии с этим суд согласно ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ распределил бремя доказывания между сторонами и, установив, что права административного истца не нарушены административным ответчиком, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правильным, мотивированным, подтвержденным имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.
Так, из материалов дела усматривается, что 16.12.2022 года Минюстом России принято распоряжение N 1744-р о включении фио в реестр иностранных агентов в соответствии с ч.7 ФЗ от 14.07.2022 г. N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Основанием для принятия такого решения послужила информация, поступившая из Главного управления по противодействию экстремизма МВД РФ о том, что истец фио, паспортные данные, является журналистом. На странице в социальной сети Facebook фио опубликовала пост, в котором негативно высказывается о начале специальной военной операции на адрес: "Я родилась и 20 лет прожила в украинском адрес (примерно столько же - в Москве). Я не могу поверить, что сегодня утром страна, в которой я живу, напала на страну, где живут мои родители, сестра, близкие. Что я звоню им рано утром, потому что Россия начала вторжение по всей территории страны, а в 20 минутах от моего родного города, в Калиновке взрывают военные склады. Я была в партии тех, кто считал, что война точно начнется - в этой иезуитской милитаристской логике закономерно, что с ней стартовали рядом с днем военной мощи. Но на самом деле я не верила, что война возможна, мне до сих пор сложно просто уложить эту войну в голове. Я в ужасе смотрела заседание Совбеза, сцену, где глава разведки Нарышкин, путаясь в показаниях и заикаясь от ужаса, подтверждал лояльность генералиссимусу. И думала, что министр связи Щеголев, как и я, родился в Виннице, замглавы администрации фио - в украинском адрес, а потом учился в Винницком политехе. фио - родом из Шепетовки. В следующий раз им скажут стрелять в своих детей. И им придется выстрелить" https://rn.facebook.com/story.php7story_fbid=pfbid02WoQrJYsK4P2vli3LhsH2PuzM26jRMXfK66wmMLnTh6cZbfuTp iGpbrpKs4gvcr4wl&id=l506728620 (24.02.2022 года).
На ютуб-канале "Телеканал Дождь" (в соответствием с лицензионным договором N 270422 от 27.04.2022 года между ООО "Телеканал Дождь" и "TV Rain" SIA и договором от 25.04.2022 года N 25/04 об отчуждении исключительного права ООО "Телеканал Дождь" предоставил лицензиату "TV Rain" SIA права на распространение сообщений и материалов на сайте https://tvrain.ru, на YouTube-каналах ООО "Телеканал Дождь" и в Telegram-канале "Телеканал Дождь") фио в роли ведущего высказывает собственную позицию, а также берет интервью у различных лиц, выступающих с критикой внешней политики Российской Федерации, Президента Российской Федерации, а также действий Вооруженных сил Российской Федерации в связи с проводимой на адрес специальной военной операцией:
-Как Путин использует детей в политических целях. Плющев об иноагентах, Венедиктове и войне https://www.youtube.com/watch?v=lHuMSGYFV9o (28.10.2022 года);
-Провал мобилизации в Москве. Гееборцы во власти. фио о несанкционированном концерте https://www.youtube.com/watch?v=7nlD0-KLmU (20.10.2022 года);
-Как украинцы в российской власти убивают своих земляков. Медведев в розыске. Певчих о Путиной и отце https://www.youtube.com/watch?v=T7n305LK_e4 (13.10.2022 года);
-Путин без чувств: почему его не волнует Херсон, и будет ли ядерный удар. фио (18.11.2022 года включен в список иноагентов) о статусе террориста https://www.youtube.com/watch?v=Crp3nl38s8I (16.11.2022 года);
-Война с культурой: как Z-патриоты атакуют Пугачеву. фио о выборе между совестью и страной https://www.youtube.com/watch?v=dTpTqQUNR70 17.09.2022, а также берет интервью у внесенного в список иноагентов фио;
-"Нас сильно не любят": фио о творчестве при военной цензуре, Украине и "Норд-Осте" https://www.youtube.com/watch?v=bzEej-d9oC8 (21.10.2022 года);
-Почему Путин слушается Пригожина? фио об "осквернении" портрета президента и задержаниях https://www.youtube.com/watch?v=lFoH2hFkLcg (03.11.2022 года);
-"Боюсь не вернуться": фио (внесен в список иноагентов) о юморе против страха, сложностях в эмиграции и войне https://www.youtube.com/watch7v-wxuKfCIUQis (11.11.2022 года).
Также фио является главным редактором онлайн-издания Wonderzine, интернет-сайт которого 07.04.2022 года заблокирован по решению Роскомнадзора (https://www.rbc.ru/rbcffeenews/623b7dda9a79477b7fa5 е246). При этом сайт данного издания продолжает свою работу на адрес - https://www.wonderzine.com.ua/, а также остаются действующими иные площадки данного издания на адрес и в Телеграм.
Так в телеграм-канале "Wonderzine" на постоянной основе публикуются сообщения созданные лицами, включенными в реестр иностранных агентов SIA "MedusaProject", фио, ОВД-Инфо:
- издание "Медуза" рассказывает историю 22-летней Аскатлы ? первой открытой трансгендерной девушки в российской армии. Аскатла родилась и выросла в Улан-Удэ, а в 17 лет начала испытывать сильную гендерную дисфорию. В 19 лет девушку забрали в армию, а после срочной службы она решилаподписать контракт. https://t.me/wonderzinemag/6124 (10
.11
.2022 года)
- Есть повод поставить фотографию с фио ? мы с ней в один день попали в список иноагентов. А еще фио и другие хорошие люди. Как вы понимаете, когда ты уже в федеральном розыске, то иноагентство как-то не особо трогает. https://t.me/wonderzinemag/6182 (18.11.2022 года);
- "Для меня страшнее было бы уехать из страны". История Паладди https://t.me/wonderzinemag/5057 (24.06.2022 года).
Таким образом, административный истец, находясь под иностранным влиянием в форме поддержки от иностранных источников в виде предоставления информационных площадок для распространения негативных мнений о проводимой на адрес специальной военной операции, государственных органах Российской Федерации, Президенте Российской Федерации и Вооруженных силах Российской Федерации, а также в публикации сообщений лиц, признанных иностранными агентами, осуществляет следующие виды деятельности, предусмотренные ст. 4 Федерального закона N 255-ФЗ: политическую деятельность в форме распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике, формирования общественно-политических взглядов и убеждений.
Указанные факты подтверждают соответствие фио законодательно определенным признакам иностранного агента, указанным в ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 255-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 и 7 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ, лицо, намеревающееся действовать в качестве иностранного агента, обязано до начала своих действий подать в уполномоченный орган заявление о включении его в реестр.
Кроме того, вышеизложенные обстоятельства также свидетельствуют об осуществлении административным истцом политической деятельности на адрес в интересах иностранного источника в связи с оказанным на него иностранным источником воздействием, то есть полном соответствии указанного лица критериям физического лица, выполняющего функции иностранного агента, предусмотренным ч. 1 ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", действовавшей до вступления в силу Федерального закона N 255-ФЗ.
В случае выявления лица, действующего в качестве иностранного агента, которое не подало заявление, предусмотренное ч. 1 или 2 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ, уполномоченный орган принимает решение о включении такого лица в реестр в срок не позднее, чем десять рабочих дней со дня выявления, о чем уведомляет такое лицо в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Согласно подпункту "е" п. 9 Порядка основанием для включения в реестр в том числе является распоряжение Минюста России, издаваемое на основании результатов анализа сведений об объектах государственного контроля, представляемых в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ, а также предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно - телекоммуникационной сети "Интернет"), распространяемых (размещаемых) объектами государственного контроля.
Проанализировав представленную совокупность информации, Минюст России 16.12.2022 года вынес распоряжение о внесении фио в Реестр иностранных агентов.
Во исполнение требований ч. 7 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ, в течение 5 рабочих дней, в адрес административного истца направлено уведомление N 10-149190/22 от 19.12.2022 года о включении ее в реестр иностранных агентов, уведомление вернулось с отметками адрес срок хранения" после неудачной попытки вручения адресату.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства, в удовлетворении заявленных требований отказал и исходил из того, что необходимая совокупность обстоятельств, подтверждающих нарушение прав административного истца и несоответствие закону оспариваемого распоряжения административного ответчика по настоящему административному делу, не установлена.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правомерными и не усматривает оснований не согласиться с ними, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, подтверждены доказательствами.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.
Вместе с тем, осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.
Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29).
В случае выявления деятельности физического лица, выполняющего функции иностранного агента, которое не подало заявление (уведомление) в порядке, установленном частью 2 статьи 2.1 Закона N 272-ФЗ, Минюст России включает данное лицо в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.
Под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"(статья 1).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ под видами деятельности, указанными в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей.
В силу пункта 1 части 5 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ политическая деятельность осуществляется в форме участия в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений.
На основании части 6 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ к видам деятельности, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, относятся:
1) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации). Перечень таких сведений определяется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
2) распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), и (или) участие в создании указанных сообщений и материалов;
3) финансирование деятельности, указанной в пунктах 1 и 2 настоящей части.
Суд первой инстанции, установив, что Минюстом Российской Федерации представлены доказательства, подтверждающие обоснованность решения и право на принятие оспариваемого решения, соблюдение порядка его принятия и информирования, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит обжалуемое решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований законным и обоснованным, оно принято в соответствии со статьей 227 КАС РФ; юридически значимые обстоятельства по делу определены верно, исходя из требований части 9 статьи 226 КАС РФ; между сторонами законно распределено бремя доказывания (статья 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ); собранных по делу доказательств достаточно для принятия правильного решения; оценка доказательствам дана по правилам статьи 84 КАС РФ; все фактические обстоятельства дела тщательно исследованы и доказаны; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; доводам сторон и представленным ими доказательствам в решении дана надлежащая правовая оценка о том, что действия Минюста России основаны на законе, прав и законных интересов административного истца не нарушают.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, исследования доказательства по делу, которые отвечали принципам достоверности, доводы административного истца об обратном основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы повторяют позицию административного истца, изложенную в административном иске, не содержат сведений, которые не были проверены судом и влияли бы на исход рассмотрения дела.
Нормы материального права при рассмотрении дела судом применены правильно, нарушений такого толка судом не допущено и ссылка на это в апелляционной жалобе безосновательна.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не имеется; решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 31 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 07 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.