адм. дело N33а-2032/2024
р/с N2а-872/2023
28 февраля 2024 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре Богдановой Ю.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца ООО "Лиза Норм" - фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 17 апреля 2023 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления ООО "Лиз Норм" к Министерству Юстиции Российской Федерации о признании незаконными распоряжения, обязании исключить сведения, отказать",
УСТАНОВИЛА:
ООО "Лиза Норм" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным распоряжения о включении The Bell в реестр иностранных агентов, возложении обязанности исключить The Bell из указанного реестра, мотивируя свои требования тем, что административный истец является владельцем доменов https//thebell.io и https//club.thebell.io, указанных в реестре иностранных агентов в качестве информационных ресурсов The Bell, сведения на информационных адрес Bell распространяется через юридическое лицо ООО "Лиза Норм", созданное фио 09 декабря 2022 года распоряжением Минюста России The Bell был включен в реестр иностранных агентов, с чем не согласен административный истец, поскольку о включении The Bell в реестр административному истцу стало известно из сведений, размещенных на официальном сайте Минюста России, копия оспариваемого распоряжения получена не была, кроме того оспариваемое распоряжение вынесено с нарушением требований действующего законодательства, является незаконным и необоснованным, нарушающим права административного истца на свободу слова и выражения мнения, влечет дополнительные обязательства, является дискриминацией истца, носит политический характер.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Замоскворецкого районного суда адрес от 17 апреля 2023 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом первой инстанции, интернет - ресурс The Bell, как средство массовой информации, не зарегистрировано, предположительно владельцем интернет - ресурса является российская журналистка и радиоведущая фио
The Bell был основан в 2017 году как "стартап", занимающийся не только рассылкой новостей по электронной почте, но и представляющий из себя полноценный ресурс".
Основная тематика публикаций - экономика и политика.
По некоторым данным, издание The Bell финансируется из-за рубежа сыном основателя "Вымпелкома" и фонда фио адрес - фио и "Европейским фондом за демократию" (European Endowment for Democracy).
Интернет-ресурс представлен в следующих социальных сетях: "Facebook" https://www.facebook.com/TheBell.io - 25 тысяч подписчиков; "YouTube" https://www.youtube.com/channel/UCZYAVRjkis5ANUZs58d5JHQ - 1, 4 тысячи подписчиков; "ВКонтакте" https://vk.com/thebell_io - 11 тысяч подписчиков; "Instagram" https://www.instagram.com/thebell_io/- 16 тысяч подписчиков; "Twitter" https://twitter.com/thebell_io - 3 тысячи подписчиков; "Twitter" https://twitter.com/ru_thebell - 6, 7 тысяч подписчиков; "Twitter" https://twitter.com/TheBellTech - 400 подписчиков; "Telegram" https://t.me/Bell_daily - 17, 1 тысяч подписчиков; "Telegram" https://t.me/thebell_io - 55 тысяч подписчиков; "Telegram" https://t.me/Bell_tech - 12, 8 тысяч подписчиков; "Одноклассники" https://ok.ru/thebell - 5.5 тысяч подписчиков.
Также установлено, что интернет - ресурс The Bell реализует следующие проекты:
- образовательный проект для предпринимателей и менеджеров IN SCHOOL (https://ru.inschool.ai/);
- закрытое сообщество Bell.Club, где в неформальной обстановке проводятся встречи членов клуба, а спикерами становятся лидеры российского и международного бизнеса (https://club.thebell.io/);
- Bell.Club Live - YouTube - канал, герои которого в прямом эфире рассказывают истории успехов, провалов и поисков решений в бизнесе (https://www.youtube.com/channel/UC7_VjEuPizTvqvPWr8NLnTA, 6, 16 тыс. подписчиков).
Также Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций была предоставлена информация о распространении The Bell материалов и сообщений СМИ-иноагентов.
Кроме того, из информации, поступившей 09 декабря 2022 года в Министерство юстиции Российской Федерации из Главного управления по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации, следует, что The Bell является проектом, основанным фио, (01 апреля 2022 года включена в реестр иностранных агентов) и позиционирующим себя как медиа об экономике, финансах, технологиях, бизнесе и образовании.
Проект The Bell включает в себя:
- сайт "The Bell" - https://thebell.io;
- сетку Телеграмм-каналов "The Bell" - https://t.me/thebell_io, около 109 000 подписчиков, "The Bell News", "The Bell Tech";
- аккаунт в социальной сети "Вконтакте" - "The Bell" - https://vk.com/thebellio, около 26 000 подписчиков;
- "Bell.club" - https://thebell.club, "Bell.club/Live" - https://www.youtube.com/ @bell.clublive7311/featured;
- "In school" - https://ru.inschool.ai/ - международный образовательный проект, занимающейся продажей курсов в сфере бизнеса (преподавателями являются сотрудники иностранных вузов) и организаций "образовательный бизнес-поездок" (на сайте размещено приглашение на поездку в Италию, в ходе которой будет проходить занятия с преподавателями SDA Bocconi Scool of Management (международная бизнес-школа) и посещение крупных компаний (Pirelli, Twinset Milano), а также встречи и ужины с гостями "Русских норм";
- Youtube-канал "Русские норм" - https://www.youtube.com/channel/ UCo3S90QDrM79i7yPmixnSSQ, около 415 000 подписчиков.
На указанном канале размещаются интервью фио с политическими деятелями.
При этом, в материалах Главного управления по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации также зафиксировано, что генеральный директор (фио) и главный редактор The Bell (фио) являются иностранными агентами.
Кроме того, установлен факт создания контента на Youtube-канале "Русские норм!" совместного с фио, включенным в реестр иностранных агентов.
Выдержка из интервью с фио: фио: "Так что, когда мы говорим про наших, тех, кто перешел границу Украины с оружием в руках, тех, кто идет убивать украинских граждан, для меня - не наши. Перешел - ты бандит, значит тебя убьют, что поделать.", фио: "Если человека в армию призвали?"; фио: "Ты для себя сделал выбор. Вот когда я для себя делал выбор, я пошел в тюрьму. У тебя тоже есть возможность пойти в тюрьму. Не хочешь, значит, будь готов, что тебя тоже убьют. Ты под угрозой тюремного заключения пошел в бандиты. В вооруженные бандиты. Ты принял свое решение".
В разделе "Команда и контакты", помимо информации о сотрудниках The Bell, среди которых главный редактор фио, внесенная в реестр иностранных агентов, также есть подраздел "Свяжитесь с нами", в котором опубликованы следующие сведения: юридическое лицо и адрес: Polestar Digital Venture Inc, 541 Jefferson avenue, suite 100, Redwood City, CA, 94063.
09 декабря 2022 года распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации N 1686-р The Bell включен в реестр иностранных агентов.
13 декабря 2022 года в адрес The Bell направлено уведомление N 10-146387/22 о включении последнего в реестр иностранных агентов.
Согласно отчету Почты России об отслеживании отправления указанное уведомление принято на таможню Соединенных Штатов Америки.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции, у Минюста России имелись основания для принятия такого распоряжения в силу Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" распоряжение не нарушает и не ограничивает права и свободы административного истца.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.
Вместе с тем, осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.
Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29). Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации.
При применении законодательства, регулирующего вопросы свободы слова и свободы массовой информации, судам необходимо обеспечивать баланс между правами и свободами, гарантированными статьей 29 Конституции Российской Федерации, с одной стороны, и иными правами и свободами человека и гражданина, а также охраняемыми Конституцией Российской Федерации ценностями, с другой.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255 "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", Минюст России ведет реестр иностранных агентов.
Согласно с ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 255-ФЗ, под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены ст. 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона N 255-ФЗ, под иностранным влиянием понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами.
Под поддержкой понимается предоставление лицу иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах.
В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона N 255-ФЗ, под видами деятельности понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей.
Таким образом, под иностранным агентом понимается российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового, отвечающее двум признакам: получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены ст. 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" в случае выявления лица, действующего в качестве иностранного агента, которое не подало заявление, предусмотренное частью 1 или 2 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает решение о включении такого лица в реестр в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня выявления, о чем уведомляет такое лицо в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (ч. 7).
Решение о включении в реестр сведений об иностранном юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица принимается уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (ч. 8).
Согласно подпункту "е" п. 9 Порядка ведения реестра иностранных агентов и размещения содержащихся в нем сведений на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 ноября 2022 года N 307, основанием для включения в реестр, в том числе, является распоряжение Минюста России, изданное на основании результатов анализа сведений об объектах государственного контроля, представленных в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ, а также предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), распространяемых (размещаемых) объектами государственного контроля.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что административным ответчиком законно и обоснованно, в пределах предоставленных полномочий, принято оспариваемое заявителем распоряжение о включении The Bell в реестр иностранных агентов, основанием к которому явились установленные в ходе проведения проверочных мероприятий и мониторинга деятельности The Bell достоверные сведения о том, что The Bell находится под иностранным влиянием в форме поддержки от иностранных источников в виде предоставления информационных площадок для распространения негативных мнений о государственных органах РФ, Вооруженных силах РФ, осуществляет виды деятельности, предусмотренные статьей 4 Федерального закона N 255-ФЗ, в форме распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике, содержащие достаточно проверяемых данных об обстоятельствах, указанных в Федеральном законе N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", сомнения в обоснованности принятого Министерство юстиции Российской Федерации распоряжения отсутствуют.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе аналогичны тем, что указаны в административном исковом заявлении, и повторяют правовую позицию административного истца, выраженную им при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в ввиду чего признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 17 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 29 февраля 2024 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.