Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
N 2а-428/2023 по административному исковом заявлению фио к Министерству Юстиции Российской Федерации и Управлению Федеральной налоговой службы по адрес об отмене решения органов государственной власти
по апелляционной жалобе административного истца фио, поданной и подписанной представителем по доверенности фио, на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 15 мая 2023 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи фио, возражения представителя административного ответчика Минюста России по доверенности фио, представителя административного ответчика УФНС России по Москве по доверенности фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просил отменить решение Минюста России от 02.11.2022 г. N 1471-р о государственной регистрации Общероссийской общественной молодежной организации "Всероссийский Ленинский коммунистический союз молодежи" (далее Организация) в связи с внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, отмене решения Управления Федеральной налоговой службы по адрес о внесении в ЕГРЮЛ записи от 11 ноября 2022 года за N 2227711670470 об изменении в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации.
В обоснование требований административный истец указал на то, что 11.11.2022 УФНС по адрес в ЕГРЮЛ были внесены изменения в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица в отношении Общероссийской общественной молодежной организации "Всероссийский Ленинский коммунистический союз молодежи" на основании, в том числе, распоряжения Минюста России N1471-р от 02.11.2022 г. Оспариваемые решения административный истец полагает необоснованными, незаконными, грубо нарушающими его права. данные действия нарушают права истца, как члена Общероссийской Общественной Молодежной организации "Всероссийский Ленинский коммунистический союз молодежи", поскольку, организация не могла созвать и не созывала внеочередной съезд, в виду отсутствия кворума, сам созыв не инициировался, при этом, законность данного мероприятия ответчиками не проверялась, документы представленные Организацией на регистрацию не соответствуют действующему законодательству и являются недостоверными.
К участию в деле, в качестве заинтересованных лиц, привлечены: ООМО "Всероссийский Ленинский Коммунистический Союз Молодежи" и фио.
Решением Замоскворецкого районного суда адрес от 15 мая 2023 года в удовлетворении административного искового заявления фио отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, действуя через представителя, просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, выслушав возражения представителя административного ответчика Минюста России по доверенности фио, представителя административного ответчика УФНС России по Москве по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не усматривает предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Применительно к предписаниям статьи 62, части 1 статьи 218, частям 9 и 11 статьи 226, статье 227 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьями 15 и 17 Федерального закона от 19.05.1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности, вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.
Государственные органы выполняют свои функции в рамках предоставленных законодательством полномочий и не вправе осуществлять полномочия, не входящие в их компетенцию.
Согласно Указу Президента РФ от 13.01.2023 года N 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" Минюст России осуществляет государственную регистрацию некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, и осуществляет контроль (надзор) в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций (общественных объединений).
К компетенции Минюста России не отнесено разрешение корпоративных споров некоммерческих организаций.
Порядок государственной регистрации общественных объединений, определен положениями Федеральных законов от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Законом N 82-ФЗ, а также Административным регламентом Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 сентября 2022 года N 199.
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами государственная регистрация общественных организаций, в том числе изменений в сведения о них, содержащиеся в ЕГРЮЛ, осуществляется посредством проведения правовой экспертизы представляемых документов. Положительное решение о государственной регистрации принимается в случае отсутствия оснований для отказа, предусмотренных статьей 23 Закона N 82-ФЗ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела Департаментом по защите национальных интересов от внешнего влияния Минюста России рассмотрены документы, представленные 18.10.2022 года (вх. N 152444/22), Общероссийской общественной молодежной организацией "Всероссийский Ленинский Коммунистический Союз Молодежи", учетный N 0012011595, для государственной регистрации Организации в связи с внесением изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности).
Представленные документы для внесения изменений в сведения об Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, соответствовали требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе Закону N 82-ФЗ.
Минюстом России 02 ноября 2022 года принято решение о государственной регистрации и внесении в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени Организации, - фио (первый секретарь Центрального комитета).
Из Министерства юстиции Российской Федерации в Управление Федеральной налоговой службы по адрес поступило Распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 02.11.2022 года N 1471-Р и комплект документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице - Общероссийская общественная молодежная организация "Всероссийский ленинский коммунистический союз молодежи" (ОГРН 1117799004509, ИНН 7707057734).
11.11.2022 года (ГРН 2227711670470) Управлением в ЕГРЮЛ внесена запись о внесении изменений в сведения о юридическом лице на основании Распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации по Москве от 02.11.2022 года N 1471- Р.
Таким образом, запись от 11.11.2022 года (ГРН 2227711670470) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, внесена в ЕГРЮЛ Управлением Федеральной налоговой службы по адрес в соответствии со специальным порядком государственной регистрации некоммерческих организаций, и на основании решения органа, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций - Министерства юстиции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25 Закона N 129-ФЗ ответственность за достоверность сведений, представляемых при государственной регистрации, возлагается на лицо, выступающее заявителем.
Истец в административном исковом заявлении утверждает о незаконности созыва и проведения мероприятия (внеочередной VI Съезд) от имени Организации от 09 октября 2022 года, незаконность решений, принятых на указанном мероприятии, ввиду несоблюдения положений устава по созыву внеочередного VI Съезда Организации.
Согласно п. 1 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка принятия решения о проведении, порядка подготовки и проведения заседания собрания, и если из закона прямо не следует, что такие решения ничтожны (ст. 181.5 ГК РФ).
Таким образом, ответчики не могут нести ответственности по вопросу о соблюдении порядка принятия решения о проведении, порядка подготовки и проведения заседания собрания.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ с учетом установленного Федеральным законом N 7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
Согласно п. 2 ст. 13.1 Федерального закона N 7-ФЗ решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.
Пунктом 3 ст. 13.1 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 129-ФЗ федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.
В соответствии с п. 8 ст. 13.1 Федерального закона N 7-ФЗ уполномоченный орган или его территориальный орган при отсутствии установленных ст. 23.1 Федерального закона N 7-ФЗ оснований для отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись.
В силу п. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации.
Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.
В соответствии с подпунктом 30.7 пункта 7 Положения Минюст России принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций.
Таким образом, органом, уполномоченным принимать решения о регистрации некоммерческих организаций, в настоящее время является Министерство юстиции Российской Федерации в лице его территориальных органов.
Согласно подпункту 13 п. 27 Регламента для внесения изменений в сведения о некоммерческой организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, представляются: заявление о внесении изменений в сведения о некоммерческой организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ; решение (протокол, выписка из протокола) руководящего (уполномоченного) органа некоммерческой организации, подтверждающее сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в ЕГРЮЛ.
Таким образом, исходя из положений законодательства, Минюст России не праве требовать дополнительные документы при государственной регистрации, в том числе для проверки порядка принятия решения о проведении, порядка подготовки и проведения заседания собрания.
В рамках правовой экспертизы установлено, что представленная Организацией выписка из протокола внеочередного VI съезда Организации от 09 октября 2022 года, а также сведения, указанные в ней и в заявлении соответствовали требованиям и положениям законодательства Российской Федерации.
Доводы истца о том, что Съезд может открыть только Первый секретарь ЦК или второй секретарь ЦК признаны судом несостоятельными, поскольку согласно пункту 11.4 действующего устава Организации, утвержденному Съездом 27 февраля 2017 года, Съезд Организации вправе рассматривать и принимать решения по всем вопросам деятельности Организации.
Согласно выписке из протокола внеочередного VI съезда Организации от 09 октября 2022 года председателем заседания была избрана фио
Таким образом, с учетом вышеуказанного Минюст России принял решение о государственной регистрации и внесении в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени Организации в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Вывод суда по существу спора признается судебной коллегией правильным, соответствующим закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, и фактическим обстоятельствам, установленным по административному делу. Решение суда об отказе в удовлетворении требований принято в соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ, является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы каких-либо оснований, ставящих под сомнение выводы суда первой инстанции или их опровергающих, не содержат; сводятся, по сути, к иной правовой оценке собранных по делу доказательств и к собственному изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется, так как она произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями закона.
При таких данных, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 15 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06 марта 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.