Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-337/2023
по докладу судьи фио
по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Кузьминского районного суда адрес от 12 мая 2023 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований.
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратился в суд с административным иском к ОМВД России по адрес о признании незаконным решения об отказе в снятии с регистрационного учета. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что заочным решением Кузьминского районного суда адрес от 13.12.2013 года место проживания несовершеннолетней фио определено с её матерью - фио 09.12.2022 года административный истец через МФЦ "Мои документы" подал заявление о снятии несовершеннолетней фио с регистрационного учета по адресу: адрес, в связи с постоянным её проживанием по месту жительства матери. Однако, решением административного ответчика ему было отказано в снятии с регистрационного учета несовершеннолетней в связи с отсутствием заявления от её законного представителя, с которым она проживает по новому адресу, а также в связи с тем, что несовершеннолетняя фио не признана утратившей право пользования жилым помещением, в котором она зарегистрирована по месту жительства. В связи с этим административный истец просил отменить данное решение административного ответчика и обязать административного ответчика снять с регистрационного учета несовершеннолетнюю фио
Определением Кузьминского районного суда адрес от 26 апреля 2023 года к участию в деле в качестве административного соответчика было привлечено УВД адрес.
Суд остановил указанное выше решение, об отмене которого просит административный истец в апелляционной жалобе, полагая, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено право гражданина обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом, по своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (статья 46 Конституции Российской Федерации статьи 3, 4, 227 КАС РФ).
Обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) должностного лица, тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа заявитель должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым постановлением, действиями (бездействием) и указать способ их восстановления.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия(бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что заочным решением Кузьминского районного суда адрес от 13 декабря 2013 года место проживания несовершеннолетней фио определено с её матерью - фио
09.12.2022 года административный истец через МФЦ "Мои документы" подал заявление о снятии несовершеннолетней фио с регистрационного учета по адресу: адрес, в связи с постоянным её проживанием по месту жительства матери.
Решением начальника ОВМ ОМВД России по адрес от 11 января 2023 года административному истцу было отказано в снятии с регистрационного учета несовершеннолетней фио
Снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае изменение места жительства - на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства (статья 7 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Пунктом 2 ст. 20 ГК РФ предусмотрено, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Согласно статье 64 Семейного кодекса Российской Федерации, защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
Исходя из принципа равенства прав и обязанностей родителей (пункт 2 статьи 31 Семейного кодекса Российской Федерации), являющихся законными представителями своих несовершеннолетних детей, и отсутствия в законе установленной формы соглашения, предполагается, что при совершении одним из родителей действий по вселению детей по месту своего жительства он действует с согласия другого родителя.
Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами), осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства, документов, удостоверяющих личность законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства (п. 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713).
При регистрации по месту жительства несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства законный представитель представляет следующие документы: свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, паспорта законных представителей, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (в случае необходимости) (пункт 50 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года N 984).
Аналогичные положения содержатся в пункте 44 Административного регламента, при регистрации по месту пребывания.
В соответствии с пунктом 50 Административного регламента, при регистрации по месту жительства несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства законный представитель представляет следующие документы: свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста; паспорта законных представителей; акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (в случае необходимости).
В соответствии с пунктами 54 - 54.2 Административного регламента для снятия с регистрационного учета по месту жительства гражданин (законный представитель) представляет: заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы с указанием адреса выбытия. Паспорт гражданина (свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста).
Таким образом, для регистрации несовершеннолетнего по новому месту жительства необходимо предоставить паспорта обоих законных представителей, следовательно, для регистрации несовершеннолетней фио по месту жительства её матери, должно быть согласие последней.
Согласно вышеназванного заочного решения, исковые требования о снятии несовершеннолетней фио с регистрационного учета судом не рассматривались, согласно исковому заявлению, данные требования не заявлялись.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к обоснованному выводу о том, не представлено доказательств обращения матери несовершеннолетней фио - фио с заявлением о регистрации дочери вместе с ней по месту её жительства, также отсутствуют доказательства, подтверждающие факт проживания фио в настоящее время вместе с несовершеннолетней дочерью - фио по адресу: адрес, утратившей право пользования жилым помещением по месту жительства административного истца, несовершеннолетняя фио не признана.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку в нарушение перечня документов, необходимых для совершения регистрационных действий в отношении несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста, предусмотренных Административным регламентом, при обращении с заявлением о снятии несовершеннолетнего с регистрационного учета, отцом несовершеннолетней, паспорт второго родителя, ее согласие на регистрационные действия в отношении несовершеннолетней дочери, представлены не были.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает, не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кузьминского районного суда адрес от 12 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 марта 2024г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.