Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-173/2023
по докладу судьи фио
по апелляционной жалобе представителя административного истца фио Аршиновой В.А. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 15 февраля 2023 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований.
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратился в суд с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) с требованием о признании незаконным распоряжения от 09 декабря 2022 года о признании истца иностранным агентом и включении истца в реестр иностранных агентов, обязании Минюст России исключить сведения об истце из реестра иностранных агентов, ссылаясь на то, что истец не согласен с данным распоряжением, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным в нарушением норм действующего законодательства. Истец является главным редактором журнала РАН "Человек", занимается исследовательской деятельностью в области философии. Уведомление о вынесенном распоряжении и копия оспариваемого распоряжения истцу не направлялись. Внесение истца в реестр инагентов, осуществлено в отсутствие объективной необходимости, является незаконным, нарушающим права и свободы истца, в том числе: на свободу выражения мнения, распространение информации, ограничивает профессиональную деятельность и создает препятствие и ее осуществлении, противоречит основополагающим принципам международного права, дискредитирует истца и носит политический характер.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит представитель административного истца в апелляционной жалобе, полагая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, сочтя возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N2124-1 "О средствах массовой информации" юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных
положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации (часть 3).
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (часть 4).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (часть 5).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - реестр), а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24.09.2020 N 216 (далее - Порядок), предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Порядка уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.
Судом установлено, что 09.12.2022 года в Минюст России из ГУ МВД России по адрес поступила информация в отношении истца. Согласно данной информации истец фио является главным редактором журнала "Человек", руководителем фио "Центр прикладной и профессиональной этики", заведующим сектором Института философии Российской Академии Наук.
Кроме того, согласно представленной информации фио является приверженцем основоположника ненасильственных методов сопротивления власти ("цветных революций") фио. На практике методы ненасильственного сопротивления власти активно применялись фио, в конце декабря 2021 года, в преддверии назначения его сподвижника фио исполняющим обязанности директора ИФ РАН.
Так, организованной фио и фио информационной кампанией с использованием возможностей иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента ("Медуза", "РС-Балт" и др.), с привлечением российских и иностранных учёных, политических и культурных деятелей дискредитировано решение руководства Минобрнауки России, осуществить смену руководства ИФ РАН. Указанными лицами инициировано проведение протестных акций против указанного решения в формате писем поддержки, официальных обращений в органы власти (обращение фио в Минобрнауки России от 27.12.2021 года N 29692-0) и онлайн-митингов.
В результате первоначальное решение от 21.12.2021 года о назначении исполняющим обязанности директора ИФ РАН фио было отменено.
30 декабря 2021 года исполняющим обязанности директора ИФ РАН был назначен фио.
При этом, в конце декабря 2021 года фио поступили денежные средства от иностранного гражданина фио. фио - специалист по нормативным основам конфликтной сецессии (отделения) и возникновения непризнанных государств на постсоветском пространстве; аналитик Института исследований безопасности Европейского Союза (EUISS), готовил аналитические доклады по политике ЕС на Южном Кавказе и в конфликте Грузии с Абхазией и Южной Осетией (https://www.iss.europa.eu/search-view?search_text=Coppieters).
В настоящее время фио - член экспертного совета Европейского бюро связи по миростроительству (EPLO), где отвечает за аналитику сецессии на Украине (https://eplo.org/wp-content/uploads/2015/0 l/EPLO_CSDN_Discussion- Paper_Assessing-EU-response-to-conflict.pdf; https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/19448953.2018.1504378).
Сразу после начала специальной военной операции на Украине в феврале 2022 года фио заявил, что "как СССР в переговорах с Финляндией в 1939 г, так и Россия в недавних переговорах с НАТО выставила неприемлемые условия, безмерно превосходящие ее обоснованные ожидания в отношении обеспечения собственной безопасности" (https://www.facebook.com/ruben.apressyan).
Также фио, 28.02.2022 года, распространял на https.//www.facebook.com/ruben.apressyan петицию для сбора подписей "НЕТ ВОИНЕ" на портале change.org.
С 2018 года по 2021 года фио перечислял денежные средства Некоммерческой организации "Фонд борьбы с коррупцией" (в период с 09.10.2019 года по 08.09.2021 года информация об организации содержалась в реестре НКО-иноагентов; деятельность организации признана экстермистской), Некоммерческой организации "Фонд защиты прав граждан" (в период с 25.12.2020 года по 08.09.2021 года информация об организации содержалась в реестре НКО-иноагентов; деятельность организации признана экстремистской).
В своей статье "Этико-пандемический дискурс: в поисках нормативного языка", опубликованной в N 3 (май- июнь) за 2022 года указанного журнала (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48685865) истец пишет о превышении в Российской Федерации допустимых социальных ограничений в рамках борьбы с пандемией с целью ущемления политических прав и свобод граждан о несоответствии российской практики международным нормам и правозащитным требованиям:
- "Практика многих стран, и России в особенности, показывает, что это обычное дело, когда при решении задач по обеспечению общественного блага, тем более в условиях чрезвычайных ситуаций, вынужденное ограничение гражданских и политических свобод проводится органами власти без информационного взаимодействия с обществом, с превышением уровня практически необходимых и оправданных ограничений, с нарушением соразмерности вводимых ограничений тем опасностям, на предотвращение которых они якобы направлены. В период пандемии в России не раз можно было быть свидетелями того, что нормы санитарно-эпидемиологического режима, введенные для противостояния пандемии, использовались как инструмент решения политических и социально-экономических задач, с названной целью не связанных. В то же время при необходимости, ради решения определенных политических задач власти шли на отмену тех же самых норм, и под это даже объявлялся пониженный уровень эпидемиологической опасности. Актуальность принципа добрых намерений в условиях противостояния пандемии особенно хорошо осознается экспертным сообществом. В марте 2020 года эксперты ООН по правам человека заявили, что "введение чрезвычайного положения по причине вспышки коронавируса не должно стать предлогом для репрессий против отдельных групп населения, меньшинств или отдельных людей. Недопустимо использовать меры по защите здоровья для того, чтобы заставить замолчать правозащитников". Это заявление было сделано в развитие заявления Верховного комиссара ООН по правам человека фио о необходимости соблюдения прав человека при реагировании на угрозу распространения новой коронавирусной инфекции".
Кроме того, ранее, 22.09.2022 года, в Минюст России из Управления также поступали материалы в отношении фио, в которых, помимо публикаций, затрагивающих тематику специальной военной операции, были зафиксированы факты направления истцом в декабре 2021 года вышеупомянутого обращения в Минобрнауки России, содержащего призыв "отозвать решение о назначении фио на адрес директора Института философии", а также содержалась информация о получении им 29.12.2021 года денежных средств, в размере сумма от иностранного гражданина Coppieters Bruno Andre.
Таким образом, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют об осуществлении фио политической деятельности на адрес в интересах иностранного источника (Coppieters Bruno Andre) в связи с оказанным на него иностранным источником воздействием, то есть полном соответствии указанного лица критериям физического лица, выполняющего функции иностранного агента, предусмотренным ч. 1 ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", действовавшей до вступления в силу Закона N 255-ФЗ.
Довод административного истца о том, что факт внесения в соответствующий список, возлагает на него ряд дополнительных обязанностей, суд признал несостоятельными, поскольку согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) лица, которые на день вступления в силу Федерального закона N 255-ФЗ включены в реестры, предусмотренные частью пятой статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I "О средствах массовой информации", частью четвертой статьи 29.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", список, предусмотренный частью 3 статьи 2.1 Закона N 272-ФЗ, сохраняют (приобретают) статус иностранного агента и подлежат включению в реестр, предусмотренный статьей 5 Федерального закона N 255-ФЗ. Перечень обязанностей, возлагаемых на иностранного агента установлен статьей 9 Федерального закона N 255-ФЗ. Необходимость соблюдения норм, предусмотренных действующим законодательством, не нарушает конституционных прав Истца.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями действующего законодательства, в том числе положениями Закона РФ "О средствах массовой информации", приказа Минюста России N 216 от 24.09.2020, исследовав, в том числе обозрев представленные суду доказательства, подтверждающие получение фио средств из иностранных источников, оценив их по правилам статьи 84 КАС РФ в совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что в ходе судебного разбирательства достоверно установлены факты распространения фио с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц, а равно получения денежных средств от иностранных источников.
При таких данных, оспариваемое распоряжение принято Минюстом России при наличии законных к тому оснований в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации". Решение согласовано с МИД России. Распоряжение принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции.
Вместе с тем, включение фио в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, осуществленное в соответствии с законом, не может быть признано ограничивающим права и свободы, не является дискриминацией, не свидетельствует о нарушении принципа равенства, права административного истца на свободу слова и распространение информации, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, применил закон, подлежащий применению, и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы административного истца не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и опровергаются представленными в материалах дела доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение фио в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, влечет за собой ограничение прав, не преследующее правомерной цели, не являющееся необходимым в целях защиты конституционно охраняемых ценностей и интересов, политически мотивировано, не могут быть приняты во внимание, поскольку были предметом оценки суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в решении суда.
Ссылки в апелляционной жалобе на нарушение судом принципа состязательности не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены состоявшегося решения суда, поскольку в соответствии с требованиями статей 84, 176, 178 КАС РФ все обстоятельства дела установлены судом на основании доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. При этом факт получения денежных средств из иностранных источников административным истцом не опровергнут.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов, не влияют на полноту установленных в ходе рассмотрении дела судом фактических обстоятельств дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления и считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным; принятым в строгом соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 15 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07 марта 2024г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.