Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И., судей Пильгановой В.М., Афанасьевой И.И., при секретаре Галан А.С., с участием адвоката фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. административное дело по апелляционной жалобе фио на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 04 апреля 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного иска фио к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и отмене распоряжения о включении в реестр иностранных агентов, исключении информации из реестра иностранных агентов, признании незаконным бездействия в части ненаправленная уведомления - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратилась в Замоскворецкий районный суд г. Москвы с административным иском к Министерству Юстиции Российской Федерации (далее Минюст России) о признании незаконным и отмене распоряжения от 27 января 2023 года о признании её иностранным агентом и включении в реестр иностранных агентов; обязании исключить данные сведения из реестра; признании незаконным бездействия Минюста России по не направлению уведомления о включении её в реестр иностранных агентов в период с 06.02.2023 по 23.03.2023.
Требования мотивировала тем, что Минюстом России вынесено распоряжение от 27.01.2023 года о включении её в реестр иностранных агентов. В качестве оснований для включения её в реестр была указана ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". Сведения размещены в открытом доступе на официальном сайте Минюста России. О факте включения истец узнала из СМИ. Минюст России не сообщило истцу о факте включения сведений в отношении нее в реестр; уведомление было направлено Минюстом России по адресу: адрес, который на момент направления не являлся ни адресом регистрации, ни адресом её фактического места жительства. Данным распоряжением на неё возложены незаконные обязанности, ограничения, нарушены её права на свободу ассоциации, мирных собраний, свободу мысли, свободное выражение мнения, на защиту от произвольных посягательств и вмешательства в личную жизнь, равенства перед законом без всякой дискриминации, направлено на уничтожение и ограничение прав. У Минюста России отсутствовали правовые основания для включения в её в указанный реестр; распоряжение Минюста России является дискриминационным; незаконное бездействие Минюста России по не направлению уведомления нарушает её права и противоречит закону. Полагала, что отсутствуют сведения о том, что она находилась под иностранным влиянием и осуществляла виды деятельности, указанные в ст. 4 Закона "Об иностранных агентах", справочная информация является недопустимым доказательством по делу.
Суд первой инстанции постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, ссылаясь на незаконность выводов суда, полагает нарушенным право на частную жизнь, на свободу слова и выражения мнения, утверждает, что подверглась дискриминации, а оспариваемое Распоряжение политически мотивировано.
Судебная коллегия, сочтя возможным на основании ст. ст. 150, 152, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца фио, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не сообщившей об уважительных причинах неявки и не просившей об отложении слушания дела, обеспечившую явку своего адвоката фио, изучив материалы дела, выслушав адвоката фио, возражения представителей административного ответчика Минюста России фио и фио, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения ответчика на жалобу, проверив законность и обоснованность постановленного решения, не находит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 27 января 2023 года N 102-р фио, паспортные данные, включена в реестр иностранных агентов, в соответствии с ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (л.д. 33).
31.01.2023 Минюстом России административному истцу Почтой России по адресу: адрес, сообщенному органами МВД России, было направлено соответствующее уведомление N 10-9804/22 от 30.01.2023, которое согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80101780873610 вернулось обратно отправителю в связи с неудачной попыткой вручения, за истечением срока хранения (л.д. 34, 35-39, 40-42).
Основанием для включения фиоА в реестр иностранных агентов, послужили сведения, поступившие в Минюст России из Главного управления по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации о том, что фио, паспортные данные является общественным деятелем, основателем и координатором "Феминистского Антивоенного Сопротивления", политическая деятельность которой выражается в руководстве, координации деятельности, склонению к участию в деятельности "Феминистского Антивоенного Сопротивления", включенного в реестр иностранных агентов, в том числе: в представлении указанного лица за рубежом, распространении негативной информации в социальных сетях "Facebook", "Twitter", "Telegram" в отношении внешней политики Российской Федерации и действий Вооруженных сил Российской Федерации в связи с проводимой специальной военной операцией, сборе денежных средств в поддержку недружественной страны - Украины, в публичной поддержки МД "Весна", признанного экстремистской организацией, в принятии участия в "Антивоенном конгрессе" в Берлине, представляя "Феминистское Антивоенное Сопротивление". Также установлено, что Посольство США в Москве через свой телеграмм канал распространяет информацию об инициированной фио и "Феминистским Антивоенным Сопротивлением" петиции "Открытое письмо от матерей России"; установлены контакты с лицами, в частности с фио, фио, фио признанными иностранными агентами и включенными в реестр иностранных агентов, а также участие в "Форуме сопротивления войне в Украине"
как сооснователь "Феминистского Антивоенного Движения" и прямые контакты с иностранными источниками.
Согласно сведениям, поступившим из Федеральной службы
по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (вх. N 185513/22 от 16.12.2022), за период
с декабря 2021 года по декабрь 2022 года выявлены факты распространения фио сообщений и материалов ООО "ЗП", SIA "Medusa Project", ООО "МЕМО", "ОВД-Инфо", фио, фио, включенных в реестр иностранных агентов.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что по сведениям Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), (вх. N184821/22дсп от 15.12.2022), фио являлась получателем денежных средств
со стороны польской организации "Fundacja Instytut Reportazu" в октябре 2021 года в размере сумма, а также со стороны российского юридического лица, являющегося получателем денежных средств из иностранного источника, "Фонд развития и поддержи искусства "Айрис" в декабре 2021 года в размере сумма.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований. При этом суд обоснованно исходил из того, что оспариваемое распоряжение принято Минюстом России в пределах своей компетенции и в установленном законом порядке при наличии законных к тому оснований, поскольку установленные факты свидетельствуют об осуществлении фио политической деятельности на территории Российской Федерации в интересах иностранного источника в связи с оказанным на неё иностранным источником воздействием, то есть о полном соответствии указанного лица критериям физического лица, выполняющего функции иностранного агента, предусмотренным частью 1 статьи 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", действовавшей до вступления в силу Федерального закона N 255-ФЗ.
Кроме того, отказывая в иске, суд первой инстанции верно исходил из того, что распространение фио сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц, распространение и участие в создании материалов СМИ-иноагентов и получение ею денежных средств от иностранных источников также свидетельствует о соответствии указанного лица критериям иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, предусмотренным частями 3 и 7 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", действовавшей до вступления в силу Федерального закона N 255-ФЗ.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается в силу следующего.
Так в ст. 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" даны признаки политической деятельности, согласно которым таковой признается деятельность в определенных сферах, включая сферу государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия.
Названной нормой права также определены и формы осуществления политической деятельности, в частности - распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" в целях ведения единого реестра уполномоченному органу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставляются сведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (за исключением результатов оперативно-разыскной деятельности), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Сведения, необходимые для ведения единого реестра, предоставляются уполномоченному органу иными государственными органами и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" в случае выявления лица, действующего в качестве иностранного агента, которое не подало заявление, предусмотренное частью 1 или 2 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает решение о включении такого лица в реестр в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня выявления, о чем уведомляет такое лицо в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (ч. 7).
Решение о включении в реестр сведений об иностранном юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица принимается уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (ч. 8).
Установленные судом первой инстанции факты подтверждены исследованными судом доказательствами и применительно к названным выше нормам материального права давали основания для отказа в удовлетворении административного иска, дополнительно принимая во внимание то, что сама фио не подавала заявление в порядке ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", определяющей, что лицо, намеревающееся действовать в качестве иностранного агента, обязано до начала своих действий подать в уполномоченный орган заявление о включении его в реестр.
Довод апелляционной жалобы о нарушении права на частную жизнь, на свободу слова и выражения мнения, о дискриминации, о том, что оспариваемое Распоряжение политически мотивировано, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда находит несостоятельным, поскольку при принятии оспариваемого Распоряжения в порядке ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" Министерство юстиции Российской Федерации не нарушило прав фио, так как учитывало наличие установленных законом критериев для принятия такого решения, характер информации, источники, в которых фио распространялись материалы, включая те, к которым доступ ограничен.
Вопреки доводам жалобы Распоряжение не нарушает принципы Конституции Российской Федерации, нормы международного права применительно к ч. 4 ст. 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Министерством юстиции России приняты во внимание, в том числе нормы ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, определяющие, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Оспариваемое Распоряжение не имеет политической мотивированности, поскольку основано на нормах права, не носящих дискриминационного характера.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с правильностью указанных выше выводов суда, поскольку они подтверждаются исследованными судом доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и основаны на нормах права, которые применил суд. Нарушений процессуального закона по данному делу не допущено.
Несогласие стороны административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и собственное толкование законодательства, не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 04 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.