Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей фио, фио, при секретаре А.В. Цыганковой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича дело по апелляционной жалобе Аль фио на решение Басманного районного суда адрес от 6 декабря 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Аль фио, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка фио, к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и адрес, Министерству внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по вопросам миграции МВД России о признании решения незаконным, обязании предоставить временное убежище,
УСТАНОВИЛА:
Аль фио обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании неправомерным и отмене решения ГУВМ МВД России от 11 августа 2022 года об отказе в предоставлении ей и ее несовершеннолетнему ребенку временного убежища на адрес, мотивируя свои требования тем, что оспариваемое решение вынесено с нарушениями действующего законодательства, поскольку в стране гражданской принадлежности имеются обоснованные опасения, что в случае возвращения ее жизнь и здоровье, а также несовершеннолетнего ребенка, могут быть подвергнуты опасности.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Аль фио.
В заседании судебной коллегии представитель административного истца Аль фио - адвокат фио доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Главного управления по вопросам миграции МВД России по доверенности фио просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О беженцах" беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
В силу статьей 2 Федерального закона "О беженцах" настоящий Федеральный закон не распространяется на лицо: в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов адрес и до того, как оно было допущено на адрес в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.
В соответствии со статьей 3 Закона лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.
В силу статьи 10 решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Аль фио, паспортные данные, является гражданкой адрес, паспортные данные. По национальности - арабка, вероисповедание - ислам. Родной язык - арабский, свободно владеет английским языком, на бытовом уровне владеет русским языком. Образование высшее, в 2011 году окончила Государственный университет в адрес по профессии "филолог по английскому языку". Прежнее постоянное место жительства истца - адрес.
По данным Центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (АС ЦБД УИГ), на адрес истец прибыла 8 июля 2019 г. на основании однократной визы N КАИ111659, периодом действия с 4 июля 2019 г. по 23 сентября 2019 г. (в дальнейшем срок действия визы был продлен до 1 июля 2020 г.), цель въезда - учеба, принимающая сторона - фио Университет при МПА ЕврАзЕС. Пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации - КПП "Пулково". Также имеются сведения о привлечении истца 14 марта 2022 г. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации), с назначением наказания в виде штрафа в размере сумма без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Личность административного истца удостоверена национальным заграничным паспортом N 08005380, выданным 8 февраля 2019 года компетентными органами Йемена, сроком действия до 8 февраля 2025 года.
Семейное положение - состоит браке с гражданином фио, паспортные данные (пребывает на адрес в адрес на основании многократной учебной визы серии 12 N 1724155 сроком действия до 31 августа 2022 г.).
При обращении с заявлением о предоставлении временного убежища на адрес наличие детей не указала. Вместе с тем в административном исковом заявлении указала, что 7 сентября 2019 г. на адрес у нее с супругом родился сын фио. Документов, подтверждающих факт рождения сына, не представила.
На территории страны гражданской принадлежности проживают родители, три брата и три сестры истца.
До 24 июня 2022 года она на миграционном учете по адресу: адрес, пр-к Строителей, д. 6, кв. 858. В настоящее время пребывает по указанному адресу без постановки на миграционный учет. Трудовую деятельность не осуществляет. Источник средств к существованию - на иждивении супруга.
25 марта 2022 года истец обратилась в УВМ ГУ МВД России по адрес и адрес с заявлением о предоставлении временного убежища на адрес.
В обоснование своего заявления сообщила, что прибыла на адрес к супругу, получающему в России образование.
В Йемене властями страны не преследуется, угрозы безопасности не существует. Вместе с тем возвращаться в страну гражданской принадлежности не планирует в связи с отсутствием стабильной остановки, работы, медицины.
За предоставлением временного убежища обратилась в связи с необходимостью легализации на адрес. Планирует проживать в России совместно с супругом, получить образование и, в дальнейшем, приобрести российское гражданство.
Решением УВМ ГУ МВД России по адрес и адрес от 24 июня 2022 г. N 48 административному истцу отказано в предоставлении временного убежища на адрес в связи с отсутствием оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" (далее - Федеральный закон N 4528-1). Указанное решение истец обжаловала в установленном порядке в ГУВМ МВД России.
Решением ГУВМ МВД России от 11 августа 2022 г. N 2051 решение УВМ ГУ МВД России по адрес и адрес признано правомерным, в удовлетворении жалобы истцу отказано.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд признал правомерным принятое решение ГУВМ МВД России об отказе предоставления временного убежища на адрес. Как указал суд, оно принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах полномочий ГУ МВД России, в связи с отсутствием причин гуманного характера, требующих продления срока предоставления временного убежища на адрес, а также в связи с отсутствием оснований полагать, что в случае возвращения на родину Аль фио может быть подвергнута негуманному обращению.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона "О беженцах" от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на адрес;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы адрес.
В силу п.п. 1 п. 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено лицам, которые не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены за пределы России.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Порядок предоставления временного убежища определен постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274 "О предоставлении временного убежища на адрес", в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на адрес (например, состояние здоровья).
Согласно п. 7 указанного Порядка решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на адрес либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на адрес (например, состояние здоровья) до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно п. 12 Порядка предоставления временного убежища на адрес (утв. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2001 года N 274 "О предоставлении временного убежища на адрес" временное убежище предоставляется на срок до 1 года. Срок предоставления временного убежища продлевается на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы, на учете в котором состоит лицо, на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища, в котором оно указывает обстоятельства, требующие продления срока предоставления временного убежища. Заявление подается не позднее чем за 1 месяц до истечения срока предоставления временного убежища. При наличии у лица уважительных причин пропуска срока подачи заявления, этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
По своей правовой природе временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах", является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на адрес, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на адрес. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на адрес.
Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на адрес при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на адрес в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от 27 апреля 2001 года N7-П).
Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на адрес или продления срока предоставления временного убежища возможно только при исчерпании им предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на адрес.
В соответствии с названными нормами права и установленными обстоятельствами судом и был разрешен спор.
В деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Аль фио предпринимала предусмотренные законом меры к легализации своего положения в Российской Федерации, что применительно к названным выше нормам материального права исключает возможность предоставления ему требуемого статуса ни в силу ситуации в стране происхождения, ни наличия гуманных причин.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение соответствуют Федеральному закону от 19 февраля 1993 года N4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. "О статусе беженцев", Протоколу, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение миграционного органа власти об отказе в предоставлении Аль фио временного убежища на адрес принято в рамках предоставленной ей законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюдён, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, Аль фио не доказала факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Басманного районного суда адрес от 6 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России. Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 18 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.