Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Ставича В.В, судей Афанасьевой И.И, Шайхутдиновой А.С, при секретаре Пчелкиной А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шайхутдиновой А.С. дело по административному исковому заявлению Сурлевича Э.Ю. к Администрации Одинцовского городского округа Московской области об оспаривании постановления о демонтаже самовольно установленного некапитального объекта, по апелляционной жалобе административного истца Сурлевича Э.Ю. на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 18 мая 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
Суралевич Э.Ю. обратился в суд с административным иском к Администрации Одинцовского городского округа Московской области, в котором просил признать незаконным постановление о демонтаже самовольно установленного некапитального объекта на территории Одинцовского городского округа Московской области N 1635 от 23 марта 2023 года. В обоснование требований указано, что согласно оспариваемому постановлению в течение 14 дней со дня его издания будет произведен демонтаж самовольно установленного некапитального объекта - ограждения из сетки рабицы протяженность 80-100 м, расположенного по адресу:***. При этом административному истцу принадлежат земельные участки площадью 1 500 кв.м и 1 600 кв.м, кадастровые номера ** и***, ограждение которых является правом собственника, реализуемым в том числе в целях защиты права собственности и имущества от несанкционированного доступа к ним третьих лиц. Ограждение индивидуальных жилых участков сеткой рабицей не противоречит Правилам благоустройства. В феврале 2023 года на заборе земельного участка, принадлежащего административному истцу, размещено извещение от 14 февраля 2023 года, которым владельцу - лица, установившим и (или) эксплуатирующим некапитальные объекты, ограничивающие проход к реке Самаринка, необходимо в срок до 27 февраля 2023 года предоставить документы, являющиеся основанием для размещения указанного объекта, а также документы на данный объект. По истечении 37 дней было издано обжалуемое постановление.
При его издании нарушен Порядок выявления и демонтажа самовольно установленных некапитальных объектов на территории Одинцовского городского округа Московской области, утвержденный Постановлением Администрации от 21 сентября 2020 года N 2408, а именно: в извещении предлагалось представить документы на ограждение до 27 февраля 2023 года, предписание же не было размещено ответчиком в соответствии с п. 2.8 Порядка, административный истец предписание не получал; минимальный срок, установленный предписанием для добровольного демонтажа, истекает не ранее 29 марта 2023 года, тогда как оспариваемое постановление издано 23 марта 2023 года, не было вручено административному истцу и не размещено в соответствие с п. 2.14 Порядка.
Решением Люблинского районного суда г. Москвы от 18 мая 2023 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Сурлевичем Э.Ю. подана апелляционной жалоба, в которой истец выражает несогласие с решением суда, указывая на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе порядок и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что Сурлевич Э.Ю. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами *** и**, адрес ориентира: ****
На основании обращения граждан, поступивших в Управление муниципального земельного контроля, сельского хозяйства и экологии Администрации Одинцовского городского округа Московской области об ограничении доступа граждан к водному объекту реки Самаринка и его береговой полосе, 08 февраля 2023 года осуществлено выездное обследование земельных участков, в ходе которого выявлено, что на землях неразграниченной государственной собственности, проходящих вдоль р. Самаринка у уреза воды установлено заборное ограждение длиной 80-100 м (сетка рабица на металлических основания), которое ограничивает доступ к водному объекту р. Самаринка и его береговой полосе, предназначенной для общего пользования, заборное ограждение не образует замкнутых контуров с какими-либо земельными участками, о чем 08 февраля 2023 года составлен акт выездного обследования земельных участков с приложенными фотоматериалами.
Материалы осмотра направлены в Межведомственную комиссию по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных некапитальных объектов на территории Одинцовского городского округа Московской области.
14 февраля 2023 года извещение и материалы были направлены в Территориальное управление Одинцово Администрации Одинцовского городского округа для размещения извещения на ограждение в нескольких местах по периметру ограждения с предоставлением фотоматериалов.
15 февраля 2023 года извещение было опубликовано на официальном сайте Одинцовского городского округа и размещено на ограждении из сетки рабицы. В данном извещении владельцу некапитального объекта - лицам, его установившим и (или) эксплуатирующим, предложено в срок до 27 февраля 2023 года предоставить документы, являющиеся основанием для размещения указанного объекта, а также документы на указанный объект в межведомственную комиссию.
По истечении установленного срока, 27 февраля 2023 года Межведомственной комиссией по решению о демонтаже самовольно установленных некапитальных объектов на территории Одинцовского городского округа составлен акт о выявлении самовольно установленного некапитального объекта, вынесено предписание о необходимости освободить незаконно занятый земельный участок и демонтировать вышеуказанное ограждение в срок до 15 марта 2023 года.
При этом установленный срок, в который предложено добровольно произвести демонтаж самовольно установленного некапитального объекта, составляет не более 30 календарных дней, что соответствует пункту 2.7 Порядка выявления и демонтажа самовольно установленных некапитальных объектов на территории Одинцовского городского округа Московской области, утвержденного постановлением Администрации Одинцовского городского округа Московской области от 21 сентября 2020 года N 2408, на нарушение которого ссылается административный истец.
Предписание от 27 февраля 2023 года направлено Межведомственной комиссией в Территориальное управление Одинцов Администрации Одинцовского городского округа для его размещения на ограждении в нескольких местах по периметру с предоставлением фотоматериалов.
28 февраля 2023 года предписание было размещено на ограждении из сетки рабицы, что подтверждается фотоматериалами.
03 марта 2023 года предписание о демонтаже самовольно установленного некапитального объекта опубликовано в еженедельнике "Одинцовская неделя" (N 8 (1005).
В связи с невыполнением владельцем самовольно установленного некапитального объекта требований Предписания в установленный срок, Межведомственной комиссией по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных некапитальных объектов на территории Одинцовского городского округа Московской области 15 марта 2023 года принято решение о демонтаже ограждения из сетки рабицы протяженностью 80-100 м, размещенного по адресу: ***
23 марта 2023 года Администрацией Одинцовского городского округа Московской области вынесено постановление N 1635 о демонтаже самовольно установленного некапитального объекта на территории Одинцовского городского округа Московской области, которое опубликовано на официальном Администрации и еженедельнике "Одинцовская неделя" (N 12/1 от 31 марта 2023 года).
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствие с требованиями ст. 84 КАС РФ, пришел к выводу, что оспариваемое постановление принято уполномоченным лицом с соблюдением Порядка выявления и демонтажа самовольно установленных некапитальных объектов на территории Одинцовского городского округа Московской области, утвержденного постановлением Администрации Одинцовского городского округа Московской области от 21 сентября 2020 года N 2408, а потому прав административного истца не нарушает.
Судебная коллегия находит данные суждения суда правомерными и не усматривает оснований с ними не согласиться, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую оценку суда сообразно статье 84 КАС РФ.
Согласно ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом; каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами; полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации береговые полосы водных объектов общего пользования относятся к территориям общего пользования, то есть являются территориями, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
В соответствии ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу части 2 статьи 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 25, 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа, отнесено, в том числе утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением; осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа.
Пунктами 1, 2 статьи 60, статьей 76 ЗК РФ установлено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Из приведенных норм следует, что орган местного самоуправления как субъект права собственности на земли муниципального образования может осуществлять защиту данного права от нарушений, связанных с самовольным размещением некапитальных объектов. Защита нарушенного права возможна в форме самозащиты, путем освобождения земельного участка от самовольно размещенного некапитального объекта. С этой целью орган местного самоуправления вправе принять муниципальный правовой акт индивидуального (ненормативного) характера с требованием об устранении нарушений земельного законодательства.
Таким образом, поскольку наличие ограждения на территории береговой полосы водного объекта нарушает предусмотренные ч. 8 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц на пребывание, передвижение, в том числе для отдыха, туризма, любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств, бесплатное использование водного объекта для личных и бытовых нужд, у Администраций Одинцовского городского округа Московской области были основания для вынесения оспариваемого постановления N1635, порядок вынесения не нарушен.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, поэтому не могут повлечь отмену постановленного решения.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 18 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сурлевича Э. Ю. - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.