Московский городской суд в составе председательствующего судьи Лоскутовой А.Е., при секретаре фио, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бисеровой Светланы Александровны о признании недействующим отдельных положений постановления Правительства Москвы от 02 сентября 2008 года N 797-ПП "Об утверждении Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в адрес", -
УСТАНОВИЛ:
02 сентября 2008 года Правительством Москвы принято постановление N 797-ПП "Об утверждении Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в адрес" (далее - Правила пользования наземным городским транспортом), которое опубликовано 16 сентября 2008 года на портале Мэра и официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 52.
Постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2021 года N 2172-ПП, внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 02 сентября 2008 года 797-ПП, которое опубликовано 30 декабря 2021 года в официальном печатном издании "Вестник Москвы" N 36, том 1.
Правила пользования наземным городским транспортом, согласно п. 1.2, определяют порядок пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами), оборудованным устройствами автоматизированной системы контроля проезда и осуществляющим перевозки пассажиров по проездным билетам и тарифам, установленным Правительством Москвы.
Разделом 5 Правил пользования наземным городским транспортом установлен порядок оплаты проезда и провоза ручной клади.
Пунктом 5.1 Правил пользования наземным городским транспортом установлено, что для оплаты проезда в соответствии с действующими тарифами пассажиру при входе в трамвай, троллейбус, автобус необходимо приложить проездной билет, платежную (банковскую) карту или иное электронное средство платежа с технологией бесконтактной оплаты к мишени устройства контроля и погашения билетов (валидатора) и удерживать в этом положении не менее двух секунд.
Приобретение проездного билета и оплата проезда с помощью платежных (банковских) карт или иных электронных средств платежа с технологией бесконтактной оплаты производится единовременно путем списания денежных средств с платежных (банковских) карт или иных электронных средств платежа через устройство контроля и погашения билетов (валидатор).
Для реализации права на бесплатный проезд (регистрации поездки) пассажиру при входе в трамвай, троллейбус, автобус необходимо приложить социальную карту марка автомобиля (СКМ), социальную карту жителя адрес (СКМО), временный единый социальный билет к мишени устройства контроля и погашения билетов (валидатора) и удерживать в этом положении не менее двух секунд.
Пунктом 5.1(2) Правил пользования наземным городским транспортом определено, что оплата проезда (регистрация поездки) подтверждается зеленой индикацией световых элементов, расположенных на корпусах устройства контроля и погашения билетов (валидатора), и (или) соответствующим сообщением в информационной строке на дисплее устройства контроля и погашения билета (валидатора).
Бисерова С.А. обратилась в Московский городской суд с уточнённым административным исковым заявлением в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о признании недействительными пунктов 5.1, 5.1(2) постановления Правительства Москвы от 02 сентября 2008 года N 797-ПП "Об утверждении Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в адрес", взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере сумма, почтовых расходов в размере сумма, в обоснование заявленных требований, административный истец указал, что оспариваемые положения противоречат статьям 786, 309, 310
Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель административного истца фио на удовлетворении уточненных требований настаивала.
Представители административного ответчика Правительства Москвы фио, фио в удовлетворении заявленных требований просили отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования, не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В судебном заседании установлено, что постановлением N 0223282794902 от 09 октября 2023 года ГКУ "Организатор перевозок" Бисерова С.А. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 10.1 Закона адрес от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях". (л.д.39-40)
Из указанного постановления следует, что 09 октября 2023 года в 10 час. 31 мин. по адресу: адрес, в автобусе, осуществлявшем движение по маршруту N 895к, осуществила безбилетный проезд в общественном транспорте, предъявив транспортную карту "Тройка" без отметки о погашении.
Учитывая указанное, суд приходит к выводу, что административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми пунктами постановления Правительства Москвы N 797-ПП.
Статья 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, положениям части 2 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия федеральным конституционным законам, федеральным законам положений указанных актов действуют положения федерального конституционного закона, федерального закона.
Статьей 73 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Исходя из положений подпункта 23 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится: организация транспортного обслуживания населения по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, организация транспортного обслуживания населения внеуличным транспортом по межмуниципальным маршрутам, организация транспортного обслуживания населения морским и внутренним водным транспортом в границах субъекта Российской Федерации, в том числе на маршрутах, которые начинаются в границах данного субъекта Российской Федерации, создания условий для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, участия в организации транспортного обслуживания населения по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, организация транспортного обслуживания населения воздушным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Из статьи 13 Закона адрес от 28 июня 1995 года "Устав адрес" следует, что к полномочиям адрес по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится принятие Устава адрес, законов и иных правовых актов адрес; контроль за их соблюдением; развитие городской инфраструктуры и обеспечение единства городского хозяйства; решение других вопросов, не отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти адрес и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти адрес о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 44 Закона адрес от 28 июня 1995 года "Устав адрес" предусмотрено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти адрес, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти адрес.
Положения статей 2, 12, 13 Закона адрес от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" предусматривают, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий обеспечивает развитие транспортной системы адрес.
При таких обстоятельствах суд полагает, что Правительство Москвы как высший постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган государственной власти адрес наделено достаточной компетенцией и полномочиями для принятия оспариваемого нормативного правового акта.
В соответствии со статьей 19 Закона адрес от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.
Постановление Правительства Москвы от 02 сентября 2008 года N 797-ПП "Об утверждении Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в адрес", в редакции постановления Правительства Москвы от 23 декабря 2021 года N 2172-ПП, опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 16 сентября 2008 года, 30 декабря 2021 года и в официальном печатном издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 52, "Вестник Москвы" N 36, том 1, в связи с чем, суд приходит к выводу, что порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта не нарушен.
Проверяя положение пунктов 5.1, 5.1(2) постановления Правительства Москвы от 02 сентября 2008 года N 797-ПП (в редакции постановления от 23 декабря 2021 года N 2172-ПП) на соответствие нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в полном соответствии с действующим нормативным правовым регулированием и не усматривает противоречия.
Согласно пункту 7 статьи 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", (далее - Устав автомобильного транспорта) порядок подтверждения пассажиром оплаты проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, в случаях, если его проезд или перевозка детей подлежит оплате, в том числе с предоставлением преимуществ по провозной плате, указанных в частях 1 и 2 статьи 21 настоящего Федерального закона, перевозки багажа, провоза ручной клади, а также подтверждения пассажиром права на бесплатный или льготный проезд при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении устанавливается:
1) при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах одного субъекта Российской Федерации, - нормативным правовым актом такого субъекта Российской Федерации, принятым с учетом положений настоящей статьи;
2) при проезде по маршрутам регулярных перевозок, установленным в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя и граничащего с ним субъекта Российской Федерации, либо по маршрутам регулярных перевозок, установленным в границах адрес и адрес, - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми с учетом положений настоящей статьи, и в соответствии с соглашениями между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах которых установлены указанные маршруты;
3) при проезде по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах двух и более субъектов Российской Федерации, за исключением маршрутов регулярных перевозок, указанных в пункте 2 настоящей части, - правилами перевозок пассажиров.
В соответствии с пунктом 9 статьи 20 Устава автомобильного транспорта проверка подтверждения оплаты проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади при проезде по маршрутам регулярных перевозок, установленным в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя и граничащего с ним субъекта Российской Федерации, либо по маршрутам регулярных перевозок, установленным в границах адрес и адрес, осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми с учетом положений настоящей статьи, и в соответствии с соглашениями между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах которых установлены указанные маршруты.
Согласно части 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с п. 6.2.1 Правил пользования наземным городским транспортом пассажир обязан оплатить проезд (зарегистрировать поездку) в порядке, установленном в пункте 5.1 настоящих Правил. Одно погашение проездного билета дает право пассажиру только на один проход для поездки в одном направлении.
Согласно п. 6.2.1(1) Правил пользования наземным городским транспортом пассажир при бестурникетной системе проезда обязан убедиться в прохождении оплаты проезда (регистрации поездки) через устройство контроля и погашения билетов согласно пункту 5.1 (2) настоящих Правил.
Пассажир обязан сохранять до конца поездки проездные билеты, погашенные в устройстве контроля и погашения билетов. (п.6.2.2)
Пунктом 65 постановления Правительства РФ от 01 октября 2020 года N 1586 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" предусмотрено, что безбилетным является лицо, предъявившее билет без регистрации поездки, если такая регистрация является обязательной.
Постановлением Правительства Москвы от 15 декабря 2015 г. N 880-ПП "О проездных билетах, тарифах на услуги по перевозке пассажиров и багажа транспортом общего пользования на территории адрес и порядке определения коэффициента использования железнодорожного транспорта в пригородном сообщении при проезде на адрес адрес и Московских центральных диаметрах" предусмотрены виды проездных билетов, вид транспорта, на который они действуют, зона их действия, а также тарифы.
Пунктом 9.2 приложения N 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 декабря 2015 г. N 880-ПП предусмотрено, что стоимость проездных билетов без лимита поездок распределяется между перевозчиками пропорционально числу проходов, совершенных пассажирами при использовании этих проездных билетов.
В наземном городском транспорте предусмотрена система прохода без турникетов (свободный вход во все дери наземного транспорта).
В соответствии со статьей 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Оспариваемые пункты Правил пользования наземным городским транспортом регулируют вопросы, связанные с организацией транспортного обслуживания населения, не устанавливают норм гражданско-правового характера.
Исходя из вышеприведенных положений, обязанность, установленная в пунктах 5.1 и 5.1(2) Правил пользования наземным городским транспортом, соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и главе 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Вопреки доводам административного истца установление способа подтверждения проезда не является односторонним отказом от исполнения обязательств, в связи с чем не противоречит статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы административного истца по существу сводятся к несогласию с постановлением о привлечении к административной ответственности, однако данный вопрос разрешается в ином порядке.
В силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что постановление Правительства Москвы от 02 сентября 2008 года N 797-ПП "Об утверждении Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в адрес", в редакции постановления Постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2021 года N2172-ПП, в оспариваемой части, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; принимая во внимание, что постановление от 02 сентября 2008 года N 797-ПП принято Правительством Москвы в пределах соответствующей компетенции, без нарушения прав и свобод заявителя; было обнародовано и введено в действие в установленном законом порядке, суд не усматривает оснований для признания его в оспариваемой части недействующим.
Принимая во внимание, что в удовлетворении требований фио отказано, оснований для взыскания расходов по оплате государственной пошлины, почтовых расходов не имеется.
Руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Бисеровой Светланы Александровны отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда А.Е.Лоскутова
Решение в окончательной форме изготовлено 21 марта 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.