Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, с участием прокурора Каировой О.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "СитиГрупп" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части пункта 2905 приложения 2 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП),
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП, вступившего в силу с 1 января 2024 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2024 года (далее - Перечень на 2024 год). Нормативный правовой акт размещен 24 ноября 2023 года на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 2905 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП) в Перечень 2024 год включено здание с кадастровым номером ОКС по адресу г. Москва, АДРЕС.
ООО "СитиГрупп" обратилось в Московский городской суд с требованиями о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в части включения в Перечень на 2024 год пункта 2905, то есть в части включения в Перечни вышеуказанного здания.
В обоснование требований ООО "СитиГрупп" ссылается на то, что отсутствуют основания для включения здания в Перечни исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель административного истца ООО "СитиГрупп" Кочурин О.М. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель Правительства Москвы Намчыл-оол С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Каировой О.А, полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером ОКС общей площадью 1001, 7 кв. метров по адресу: г. Москва, АДРЕС, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости.
Поскольку объект с кадастровым номером ОКС включен в Перечень на 2024 год, на административном истце с учетом вышеизложенных положений Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 3 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" лежит обязанность по уплате налога на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости принадлежащего ему здания. Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права ООО "СитиГрупп" как налогоплательщика, а административный истец вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление (в том числе в оспариваемой редакции) подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке. Стороны также не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Исходя из положений статьи 375, подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в настоящей статье термина - "административно-деловой центр", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом в силу положений указанной статьи фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1 000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, на территории г. Москвы н алоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
При наличии одного из приведенных условий объект недвижимости признается административно-деловым центром либо торговым центром (комплексом), налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Из материалов дела, отзыва Правительства Москвы следует, что здание включено в оспариваемый Перечень как по критерию вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно находится, так и по критерию его фактического использования для размещения офисов. Проверяя доводы административного ответчика о правомерности включения здания в Перечень, суд исходит из следующего.
Согласно ответу Филиала ППК "Роскадастр" по Москве на судебный запрос установлена связь нежилого здания с кадастровым номером ОКС с земельным участком с кадастровым номером ЗУ. В отношении земельного участка установлен вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (1.2.7)". Земельный участок находится в аренде у административного истца, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ЗУ содержит указание на код 1.2.7 по классификации, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов".
Между тем описание вида разрешенного использования земельного участка "размещение административных и офисных зданий" не совпадает с описанием кода 1.2.7 "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7)", содержащимся в приказе Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39. Кроме того, согласно положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка должен предусматривать размещение не любых зданий административного назначения, а именно офисных зданий административного назначения. В такой ситуации то обстоятельство, что в виде разрешенного использования земельного участка содержится указание на возможность эксплуатации здания под административные цели, само по себе не может служить безусловным основанием для включения здания в Перечень.
Суд также отмечает, что понятие "административное здание" хоть и не исключает размещение в них офисов, однако безусловным образом не свидетельствует об использовании здания исключительно в офисных целях, поскольку административные здания предназначены для размещения объектов умственного труда и непроизводственной сферы деятельности, в которых самостоятельная деловая и коммерческая деятельность может не осуществляться.
В такой ситуации содержание вида разрешенного использования указанного земельного участка должно было быть установлено с учетом фактического использования объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке, на основании Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
Согласно акту N * от 15 сентября 2017 года (далее - Акт 2017 года), составленному по результатам обследования фактического использования здания, и на который Правительство Москвы ссылается в обоснование своих возражений на административный иск, 100% от общей площади здания используется для размещения офисов.
Между тем указанный акт составлен без доступа в здание, на представленных в акте фотографиях запечатлен только фасад здания, сведений о том, по каким признакам государственные инспекторы пришли к выводу о наличии в здании офисов, в акте не содержится.
Кроме того, указанный акт был составлен до даты принятия Перечня на 2017 год, в то время как при разрешении настоящего административного спора проверяется соответствие здания с кадастровым номером ОКС установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критериям по состоянию на дату вступления в силу постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП), то есть на 1 января 2024 года.
При этом акт, составленный по результатам обследования здания, является лишь одним из доказательств использования более 20% от общей его площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а фактическое использование здания на конкретную дату может быть подтверждено и иными доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости.
В свою очередь из представленного административным истцом государственного контракта на аренду нежилого здания от 31 марта 2023 года следует, что здание на период с 1 апреля 2023 года по 31 декабря 2023 года было передано в аренду представительству Правительства Хабаровского края при Правительстве Российской Федерации. На основании государственного контракта на аренду нежилого здания от 18 декабря 2023 года срок аренды здания был продлен с 1 января 2024 года по 30 июня 2024 года.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении представительства Правительства Хабаровского края при Правительстве Российской Федерации основным и единственным видом деятельности представительства является деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей), кроме судебной власти, представительств исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при Президенте Российской Федерации.
В соответствии с положением о представительстве Правительства Хабаровского края при Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 7 ноября 2019 года N 458-пр, основными задачами представительства являются: обеспечение взаимодействия Губернатора края, Правительства края, иных органов исполнительной власти края с Правительством Российской Федерации, иными федеральными органами государственной власти; оказание содействия органам исполнительной власти края в реализации их полномочий при взаимодействии с Правительством Российской Федерации, иными федеральными органами государственной власти.
По общему смыслу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определение налога на имущество организаций, исходя из его кадастровой стоимости по фактическому использованию, направлено на уравнивание субъектов предпринимательской деятельности, которые, вопреки установленному виду разрешенного использования земельного участка, используют принадлежащие им здания и помещения в них для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Толкование подпункта 4 пункта 1.4 вышеназванного Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, в в котором закреплено понятие "офис", в его системной взаимосвязи с пунктами 3 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности.
Таким образом, осуществляемая в здании представительством Правительства Хабаровского края при Правительстве Российской Федерации деятельность в качестве офисной расценена быть не может, а Акт 2017 года основанием для включения здания в Перечень на 2024 год не является.
Факт использования здания под размещение представительства Правительства Хабаровского края при Правительстве Российской Федерации подтверждается и актом N * от 20 февраля 2024 года. Помещения, используемые для размещения офиса административного истца ООО "СитиГупп", в соответствии с разделом 2 акта "Описание нежилого здания" занимают площадь 41, 5 кв. метров, то есть 4, 1% от общей площади здания.
При этом то обстоятельство, что занимаемые представительством Правительства Хабаровского края при Правительстве Российской Федерации помещения ошибочно отнесены сотрудниками ГБУ "МКМЦН" к офисными, в силу приведенных выше нормативных положений не свидетельствует о правомерности включения Правительством Москвы здания в Перечень на 2024 год.
Таким образом, административным ответчиком доказательств использования более 20% от общей площади на дату принятия Перечня на 2024 год для целей, закрепленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не представлено.
Учитывая, что здание не отвечает критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет административное исковое заявление ООО "СитиГрупп" о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП. Поскольку пункт 2905 включен в Перечень на 2024 год постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП, вступившим в законную силу с 1 января 2024 года, он подлежит признанию недействующими с 1 января 2024 года.
По правилам статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд взыскивает с Правительства Москвы в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в сумме СУММА.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим с 1 января 2024 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 2905.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы www. mos. ru.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ООО "СитиГрупп" расходы по уплате государственной пошлины в размере СУММА.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 21 марта 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.