Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, с участием прокурора Цветковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-4877/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "Бизнес-недвижимость" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Данный нормативный правовой акт 28 ноября 2014 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, а также опубликован 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в указанной редакции) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" в пункте 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП исключены слова "на 2015 год и последующие налоговые периоды".
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, вступившего в силу с 1 января 2016 года) определен Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2016 год). Нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Правительства Москвы по адресу: http://www.mos.ru 27 ноября 2015 года, размещен в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 1 декабря 2015 года.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, вступившего в силу с 1 января 2017 года) определен Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2017 год). Нормативный правовой акт опубликован 30 декабря 2016 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, а также размещен 29 ноября 2016 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, вступившего в силу с 1 января 2018 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2018 год). Нормативный правовой акт опубликован 14 декабря 2017 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, а также размещен 29 ноября 2017 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, вступившего в силу с 1 января 2019 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2019 год). Нормативный правовой акт опубликован 13 декабря 2018 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, т. 2, а также размещен 29 ноября 2018 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, вступившего в силу с 1 января 2020 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2020 год). Нормативный правовой акт опубликован 10 декабря 2019 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, а также размещен 27 ноября 2019 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, вступившего в силу с 1 января 2021 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2021 год). Нормативный правовой акт опубликован 8 декабря 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, 4, а также размещен 25 ноября 2020 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
В Перечни на 2015-2021 годы под пунктами, соответственно, 3970, 3884, 15867, 16156, 17557, 19581, 16422 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:06:0002010:1035, по адресу: г.Москва, ул. Гримау, д.10а, стр.1 (далее - Здание).
АО "Бизнес-недвижимость" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом принятого отказа от требований в части, просит признать недействующими вышеуказанные пункты Перечней на 2015-2021 годы, ссылаясь на то, что Здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Москвы от 5 ноября 2003 года N 64).
Требования мотивированы тем, что для административного истца, который является собственником Здания, увеличено финансовое бремя по налогу на имущество организаций.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал; представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития г.Москвы против удовлетворения требований возражал, ходатайствовал о прекращении производства по административному делу в части требований АО "Бизнес-недвижимость" об оспаривании отдельных положений Перечней на 2015-2019 годы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не просили; на основании статей 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом определено о рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора о частичном удовлетворении требований, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Применительно к части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что АО "Бизнес-недвижимость" является собственником Здания, площадью 2 871, 3 кв.м.; право собственности непосредственно административного истца зарегистрировано 22 июля 2016 года по передаточному акту от 30 декабря 2015 года АО "Рент-недвижимость", реорганизованного в форме присоединения к АО "Бизнес-недвижимость".
Здание включено в оспариваемые перечни, ввиду чего административный истец уплатил за него налог на имущество организаций за налоговые периоды 2015-2021 годов исходя из кадастровой стоимости; это свидетельствует о праве заявителя на обращение в суд с настоящими требованиями.
Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП принято в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлено на установление особенностей определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Учитывая данные положения Конституции Российской Федерации, а также подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 3 статьи 12, абзац 2 пункта 2 статьи 372, нормы статьи 378.2 НК РФ, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах компетенции и с соблюдением требований, предъявляемых к форме, процедуре принятия, правилам введения в действие, опубликования и вступления в силу, в том числе Перечни на 2015-2021 годы опубликованы и размещены на сайте Правительства Москвы с соблюдением требований пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
При проверке соответствия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установлено следующее.
Исходя из положений статьи 375, подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Содержание используемых законодателем терминов раскрывается в пунктах 3, 4 и 4.1. статьи 378.2 НК РФ, из буквального толкования которых следует, что названными объектами признаются отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется, в том числе одновременно, в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в таких целях, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в указанных целях, в том числе одновременно, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
На территории города Москвы в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" для Перечней 2015 и 2016 годов налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в частности, в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3 000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2 000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
С 1 января 2017 года на территории города Москвы в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в частности, в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведенными законоположениями отнесение объекта недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (в том числе на налоговые периоды 2015-2016 годов с учетом площади здания, с 2017 года - без учета площади здания), и (или) исходя из вида фактического использования здания (с учетом площади здания); совокупности этих критериев не требуется.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика, Здание, площадь которого менее 3000 кв.м, включено в Перечни на 2015-2016 годы исходя из его фактического использования для осуществления деятельности, предусмотренной статьей 378.2 НК РФ; в Перечни на 2017-2021 годы - по виду разрешенного использования земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что Здание в юридически значимые периоды располагалось на земельном участке с кадастровым номером 77:06:0002010:16 с видом разрешенного использования на 1 января 2015 года - "эксплуатация здания АТС без изменения функционального назначения".
Распоряжением Департамента городского имущества г.Москвы от 16 февраля 2015 года N 1911 для данного земельного участка по обращению административного истца установлен вид разрешенного использования - "коммунальное обслуживание (3.1) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта заготовок (1.2.9)); деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7))".
Указанный земельный участок административному истцу не принадлежит, передан в пользование на условиях договора аренды от 18 июня 2015 года первоначально для целей эксплуатации здания производственного, складского и административного назначения; согласно условиям дополнительного соглашения от 19 сентября 2016 года к договору аренды, пункт 1.1 договора дополнен абзацем следующего содержания: "Разрешенное использование Участка согласно кадастровому паспорту от 16.08.2016 N77/501/16-925038 - коммунальное обслуживание (3.1) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта заготовок (1.2.9)); деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7))".
АО "Бизнес-недвижимость" 19 октября 2018 года обращалось за изменением вида разрешенного использования земельного участка с целью установления вида разрешенного использования, предусматривающего размещение магазина; в этом арендатору Департамент городского имущества г.Москвы отказал; земельный участок расположен в границах территориальной зоны сохраняемого землепользования (индекс "Ф"), ввиду чего установление иного вида разрешенного использования возможно после внесения изменений в Правила землепользования и застройки.
Дополнительным соглашением к договору аренду земельного участка от 26 августа 2021 года АО "Бизнес-недвижимость" разрешено использовать участок под вспомогательные виды разрешенного использования.
В соответствии со статьей 378.2 НК РФ, статьей 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 вид разрешённого использования земельного участка, исходя из формальной определённости налоговых норм (статья 3 НК РФ), при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому, торговому центру (комплексу) должен прямо предусматривать размещение на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Применительно к статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, части 11 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ от 23 июня 2014 года "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилам землепользования и застройки города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП, видам разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказами Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N39 и от 1 сентября 2014 г. N540, а также приказом Росреестра от 10 ноября 2020г. NП/0412, установленный в настоящем случае вид разрешенного использования земельного участка под Зданием нельзя полагать однозначно определенным для целей статьи 378.2 НК РФ; его юридическая конструкция допускает использование на нем объектов недвижимости в иных, не предусмотренных положениями статьи 378.2 НК РФ, целях, а правовой режим характеризуется признаками множественности и носит смешанный характер.
При таких данных, представляется, что в настоящем случае критерий вид разрешенного использования земельного участка не позволяет однозначно отнести Здание к административно-деловому, торговому центру.
Как следует из экспликации помещения с наименованием офисы в Здании отсутствуют; в 2015-2017 годах Здание полностью имело назначение - предприятия связи (АТС); с 2018 года - часть помещений, общей площадью 500, 3 кв.м. (что не превышает 20%), имеют торговое назначение. Из указанного также нельзя заключить о соответствии Здания критериям, определенным в статье 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с привлечением (с 26 мая 2020 года) подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости".
По результатам проведения указанных мероприятий согласно пункту 3.5 Порядка составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения с приложением соответствующих фотоматериалов и указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3.4. Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
При этом для целей Порядка под торговым объектом понимается здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), оснащенное специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров; офисом признается здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов (пункт 1.4.).
Административный ответчик ссылается на то, что Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы составлены акты обследования фактического использования Здания:
- N9062811 от 31 октября 2014 года, в котором указано о том, что Здание фактически используется в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ для размещения офисов (1 742, 1 кв.м (59, 9%) и АТС (1 151, 9 кв.м. (40, 1%) (далее Акт 2014 года);
- N91233049/ОФИ от 6 апреля 2023 года, в котором указано о том, что Здание фактически используется в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ (в Здании 46, 98% его общей площади используется для размещения офисов и объектов торговли) (далее - Акт 2023 года).
Административный истец, оспаривая выводы акта 2014 года, обращает внимание на то, что при обследовании, которое проводилось с доступом в Здание, непосредственно помещений с признаками офисов, не зафиксировано; полагает выводы акта произвольными.
Оценивая акт 2014 года, суд находит заслуживающими внимания аргументы административного истца о том, что он не является надлежащим доказательством факта использования Здания в качестве офисного центра.
В акте 2014 года, по мнению суда, произвольно указано о том, что доля офисов в Здании составляет более 59%; сами по себе представленные в акте сведения и фотоматериалы указанное не подтверждают. Проверить правильность описания видов деятельности в Здании и, как следствие, расчетов размера фактической площади, используемой при их осуществлении, не представляется возможным; помещения, которые отнесены по разделу 2 акта к офисам, применительно поэтажному плану и экспликации никак не конкретизированы; не соотносятся они и с фотоматериалами, представленными на фототаблице, на которых помещений, отвечающих критериям офисов, определенным в пункте 1.4. Порядка, не зафиксировано; обследование Здания проведено с доступом, об обстоятельствах, препятствующих проходу в помещения, определенные как офисы, причинах отсутствия их фотофиксации, в акте не указано. Только по представленным в акте вывескам трех организаций (TVIN, Мегаплан, ООО "АБ-Сафети") и фотоснимкам фасада Здания, очевидно, нельзя заключить о том, что в Здании непосредственно 1 742, 1кв.м. используются под офисы.
Кроме того, в указанном акте в нарушение пункта 2.2. Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения" (далее - Методика), в расчетной части не определен размер площади помещений общего пользования, используемых для осуществления каждого из видов деятельности; при этом, необходимо иметь ввиду, что в соответствии с пунктом 1.3. Методики под помещениями общего пользования понимаются помещения, используемые одновременно несколькими собственниками (владельцами, пользователями) зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых проводятся мероприятия по определению вида фактического использования (в частности: общие входные группы, общие коридоры, лифтовые холлы, санузлы, подвалы, чердаки, парковки, места размещения инженерно-технологического оборудования, обслуживающего все здание (строение, сооружение) и нежилое помещение).
Исходя из изложенного, суд находит, что акт 2014 года не отвечает требованиям статей 59-61 КАС РФ, предъявляемым к доказательствам, составлен с нарушением Порядка и Методики, не позволяет достоверно определить, что более 20% общей площади Здания фактически используется в целях, связанных с деятельностью указанной в статье 378.2 НК РФ.
Довод Правительства Москвы о том, что акт 2014 года незаконным не признан, в соответствии с Порядком за проведением повторных мероприятий по определению вида фактического использования Здания в Департамент экономической политики и развития г.Москвы административный истец не обращался, правового значения, по убеждению суда, не имеет; предусмотренная Порядком административная процедура пересмотра результатов обследования не является обязательным досудебным порядком и не препятствует суду оценивать все доказательства по настоящему делу по правилам статьи 84 КАС РФ в их совокупности.
Оценивая акт 2023 года, суд отмечает, что он основанием для включения Здания в спорные перечни не являлся, составлен далеко за пределами юридически значимого периода, ввиду чего сам по себе о том, что Здание в налоговые периоды 2015-2021 годов фактически использовалось для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, не свидетельствует (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 25.12.2019 N 5-АПА19-172); установленные в данном акте обстоятельства по общему правилу учитываются в Перечне следующего налогового периода (2024 года) (подпункт 1 пункта 7, пункт 10 статьи 378.2 НК РФ) ; при таких данных, по мнению суда, акт 2023 года не может быть расценен судом как достоверно подтверждающий факт использования более 20% общей площади Здания в целях размещения офисов и торговых объектов непосредственно в спорные налоговые периоды.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 31 мая 2022 года N1176-О, положения статьи 378.2 НК РФ не лишают налогоплательщиков возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным в названной статье налогового законодательства.
Из представленных административным истцом договоров аренды за спорные налоговые периоды судом установлено, что помещения в Здании использовали:
общество с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "АБ-Сафети" (ОКВЭД 80.10 деятельность охранных служб, в том числе частных; имеет лицензию на частную охранную деятельность, выданную по адресу Здания, и разрешения на хранение в Здании огнестрельного оружия) - период аренды с 16 июня 2014 года по настоящее время - первоначально 263, 2 кв.м, с 11 июня 2015 года - 362, 3 кв.м, с 29 мая 2016 года - 462, 8 кв.м.;
общество с ограниченной ответственностью "Мегаплан" (серверная, ОКВЭД 62.0 Разработки компьютерного программного обеспечения, дополнительные виды деятельности - деятельность, связанная с использованием вычислительной техники, информационных технологий) - период аренды с 25 июля 2012 года по 24 июля 2015 года - 803, 2 кв.м, периоды аренды с 25 июля 2015 года по 30 апреля 2020 года - 542, 8 кв.м.;
общество с ограниченной ответственностью "Твин ТУ БИ" (279, 5 кв.м. - офис) - период аренды с 29 мая 2014 года по 12 мая 2015 года;
общество с ограниченной ответственностью "Сити-Тендер" (ОКВЭД 74.20 деятельность в области фотографии, дополнительные виды деятельности - издательская (код 58), полиграфическая (код 18.1)) - 44, 7 кв.м. (период аренды с 1 мая 2015 года по 5 октября 2016 года);
общество с ограниченной ответственностью "В свете фар" (264, 7 кв.м. (период аренды от 1 сентября 2015 года по 31 мая 2016 года) (ОВКЭД 60.10 деятельность в области радиовещания);
общество с ограниченной ответственностью "Дейли Партнерс" (деятельность в области рекламы) 331, 2 кв.м, период аренды с 31 мая 2016 года;
общество с ограниченной ответственностью "Школа 21 века" (19, 5 кв.м, образовательная деятельность - кибер-школа) (период аренды 3 октября по 30 ноября 2016 года);
общество с ограниченной ответственностью "Эриэлл нефтегазсервис" (19, 5 кв.м. - офис) (период аренды с 29 марта 2017 года по настоящее время);
общество с ограниченной ответственностью "Агроторг" (504, 7 кв.м./500, 3 кв.м. (с 1 октября 2018 года) - магазин "Пятерочка" на 1 этаже Здания) (период аренды с 8 ноября 2017 года - по настоящее время);
общество с ограниченной ответственностью "Дейли ТМ" (офис 24, 4 кв.м, период аренды с 1 мая 2020 года по настоящее время);
местная религиозная организация "Церковь христиан веры евангельской "Благая весть" (540 кв.м. - религиозная деятельность) (период аренды с 19 августа 2020 года и по настоящее время).
Анализ указанных договоров аренды, оснований не доверять которым не имеется, в том числе с учетом Методики, в редакции, действовавшей на спорные налоговые периоды, не позволяет суду заключить о том, что Здание в 2015-2021 годах более чем на 20% его общей площади использовалось под цели статьи 378.2 РФ; оснований согласиться с расчетами Правительства Москвы по данным договорам также не имеется.
Так, из этих расчетов следует, что к разряду офисно-торговых Правительством Москвы отнесены помещения, арендаторами которых являются общества с ограниченной ответственностью "Твин ТУ БИ", "Частное охранное предприятие "АБ-Сафети", "Эриэлл нефтегазсервис", "Агроторг", "Дейли ТМ", "Мегаплан", при чем касательно последнего его помещение включено в расчеты за все спорные налоговые периоды 2015-2021 годов, несмотря на то, что в материалы дела представлено соглашение о расторжении договора аренды от 30 апреля 2020 года.
Далее, расчет торговых площадей произведен административным ответчиком без учета дополнительного соглашения к договору аренды, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью "Агроторг", в соответствии с которым с 1 октября 2018 года этой организации передано в пользование помещение, площадью 500, 3 кв.м, на первом этаже Здания, назначение которого специально для этого арендатора изменено собственником на торговое.
Кроме того, административным ответчиком при подготовке расчетов не учтены особенности деятельности таких арендаторов как общество с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "АБ-Сафети", общество с ограниченной ответственностью "Мегаплан", ввиду которых использование ими помещений в Здании под цели статьи 378.2 РФ не подпадает и офисной по смыслу пункта 1.4. Порядка не признается, как и использование помещений обществами с ограниченной ответственностью "Школа 21 века", "В свете фар", "Сити Тендер", местная религиозная организация "Церковь христиан веры евангельской "Благая весть", которые верно не включены Правительством Москвы в расчеты)).
Указание в договоре аренды с ООО "Мегаплан" о передаче этой организации помещения в Здании для размещения офиса, по мнению суда, правового значения не имеет.
Фактическое использование арендаторами обществом с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "АБ-Сафети" и обществом с ограниченной ответственностью "Мегаплан" устанавливается с учетом сведений о них из ЕГРЮЛ, определяющих специфику их деятельности, и данных экспликации о назначении арендованных помещений (предприятие связи), совокупность которых позволяет суду не согласиться с возражениями и расчетами административного ответчика об использовании занимаемых ими площадей под цели статьи 378.2 РФ.
Аргументы Правительства Москвы о том, что основной вид деятельности арендаторов не имеет правового значения при определении вида фактического использования Здания для целей налогообложения исходя из кадастровой стоимости, суд находит несостоятельными.
Доводы административного ответчика в указанной части сводятся к заявлению о потенциальной доходности Здания, сдаче помещений в нем собственником в аренду, отсутствии налоговых преференций для собственников, передающих принадлежащие им объекты в аренду; их суд отклоняет, поскольку исключительно указанное о том, что Здание отвечает предусмотренным в статье 378.2 НК РФ признакам, не свидетельствует.
В перечни по своей цели и смыслу включаются такие здания (строения, сооружения), которые фактически используются или могут быть использованы в целях административно-деловых центров и (или) торговых центров (комплексов). При этом налогообложение таких объектов недвижимости, которые с экономической точки зрения способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли в процессе их самостоятельной эксплуатации, осуществляется законодателем в повышенном размере, если арендованные помещения отвечают определенным НК РФ критериям, чего в настоящем случае касательно большинства арендаторов не установлено.
Ввиду указанного к подготовленным административным ответчиком расчетам, которые специфику деятельности арендаторов, сроки аренды, площадь арендованных помещений верно не учитывают, суд относится критически и находит, что они не могут быть положены в основу решения.
Напротив, оценивая представленные налогоплательщиком доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд полагает, что они подтверждают факт использования в спорные налоговые периоды в целях размещения офисов и торговых объектов не более 19% общей площади Здания; в частности, по состоянию на 1 января календарного года налогового периода 2018 года - ООО "Агроторг" (504, 7 кв.м.) и ООО "Эриэлл нефтегазсервис" (19, 5 кв.м.); по состоянию на 1 января календарного года налоговых периодов 2019-2020 годов - ООО "Агроторг" (500, 3 кв.м.) и ООО "Эриэлл нефтегазсервис" (19, 5 кв.м.); по состоянию на 1 января календарного года налогового периода 2021 года - ООО "Агроторг" (500, 3 кв.м.), ООО "Эриэлл нефтегазсервис" (19, 5 кв.м.) и ООО "Дейли ТМ" (24, 4 кв.м.); при чем доли помещений общего пользования, используемых для осуществления каждого из видов деятельности, размер площади помещений общего пользования рассчитывается в настоящем случае в отношении каждой части Здания и считается используемой только пользователями полезной площади, расположенной в данной части здания (строения, сооружения) (абзац 3 пункта 2.2. Методики в редакции, действовавшей на спорные налоговые периоды 2015-2021 годов); применительно к этому необходимо иметь ввиду, что ООО "Агроторг" арендует помещение на 1 этаже Здания, ввиду чего при определении доли помещений общего пользования для этого арендатора неверно учитывать площадь помещений общего пользования на других этажах и частях Здания, которые этим арендатором фактически никак не использовались и торгового назначения, в том числе вспомогательного в этих целях, не имели; согласно экспликации площадь помещений 1 этажа составляет 517, 5 кв.м, из которых 424, 1 кв.м. - основная площадь и 93, 4 кв.м. - вспомогательная.
Аргументы Правительства Москвы, основанные на Методике, но в редакции от 22 февраля 2022 года, о том, что с учетом площади помещений общего пользования площадь помещений в Здании, используемых для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, превышает 20%, проверены судом и признаются несостоятельными; такие расчеты не соответствуют пунктам 2.2. и 2.3. Методики в редакции, действовавшей на спорные налоговые периоды 2015-2021 годов; последующая ее редакция к настоящим правоотношениям, по убеждению суда, не применима с учетом статьи 5 НК РФ, части 5 статьи 20 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" и норм о действии нормативного правового акта во времени, согласно которым по общему правилу новое правовое регулирование применяется к отношениям, возникшим после введения их в действие, а возможность его распространения на отношения, возникшие до введения в действие, если и допускается, то должна быть прямо оговорена; такого рода положений в Постановлении Правительства Москвы от 22.02.2022 N 226-ПП "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП и от 30 июня 2015 г. N402-ПП" не содержится.
Доводы о том, что редакции указанного постановления Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП не влияют на расчеты; общий подход к определению размера помещений общей пользования, формула подсчета никак не изменились, судом обоснованными не признаются и отклоняются. Действительно, согласно пункту 2.2. Методики (абзацы 1 и 2) - определяется размер площади помещения общего пользования, используемого для осуществления каждого из видов деятельности (Sоп.-оф, Sоп.-пит, Sоп.-быт, Sоп.-торг.), рассчитываемый как произведение площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (Sоф, Sпит, Sбыт, Sторг.), к отношению площади помещений общего пользования (Sоп.) и общего объема полезной нежилой площади (Sисп.) (например): Sоп.-оф. = Sоф. x Sоп. / Sисп.).
Вместе с тем, в редакции до 22 февраля 2022 года Методика в абзацах 3-5 пункта 2.2. уточняла вопросы определения доли помещений общего пользования, используемых для осуществления каждого из видов деятельности, и, по мнению суда, иным образом регулировала механизм производимых в соответствии с Методикой по указанной формуле расчетов; результаты расчетов тождественными не являются из-за различий в подставляемых в формулу исходных данных.
В настоящем случае, учитывая какую часть Здания использует ООО "Агроторг", подставляемые в формулу значения отношения площади помещений общего пользования (Sоп.) к общему объему полезной нежилой площади (Sисп.) являются принципиально разными (93, 4 кв.м./424, 1 кв.м = 0, 2202 по части Здания и 818, 2 кв.м./2053, 1 кв.м. = 0, 3985 по всему Зданию).
Расчетов в соответствии с Методикой, в подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям редакции, которые бы должным образом учитывали сведения по договорам аренды и при этом подтверждали бы, что размер фактической площади Здания, используемой при осуществлении деятельности, соответствующей статье 378.2 НК РФ, в спорные налоговые периоды превышал 20% общей площади Здания, Правительством Москвы в нарушение статей 61-62, 213 КАС РФ не представлено; пояснения административного истца о том, что их доля не превышала 19%, не опровергнуты.
Иных относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного Здания условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения в Перечни на 2015-2021 годы, не содержится в материалах административного дела.
Так, представленные Правительством Москвы информация и объявления из сети "Интернет", сведения из системы СПАРК (о регистрации коммерческих юридических лиц в Здании), суд оценивает критически, поскольку из них не усматривается, используются ли фактически помещения, расположенные в Здании, какой площадью и в каких целях, а также когда и кем были даны названные объявления в сети "Интернет", по состоянию на какую дату актуальны, приведенные в них сведения; вся информация из сети Интернет зафиксирована административным ответчиком в период рассмотрения административного дела, тогда как спорными в настоящем случае являются налоговые периоды 2015-2021 годов.
Из данных подсистемы "Ведение учета торгового сбора" и других представленных Правительством Москвы доказательств следует, что в Здании расположен розничный магазин (арендатор "Агроторг"), что само по себе о соответствии Здания установленным критериям также не свидетельствует; в соответствии с договорами аренды в спорные налоговые периоды под указанный торговый объект и офисы используется менее 20% общей площади Здания, о чем указано выше.
По этим же причинам суд не может учесть и доводы административного ответчика о том, что земельный участок под Зданием используется без учета его разрешенного использования - в том числе для размещения магазина.
Ссылки Правительства Москвы на отчеты об оценке рыночной стоимости Здания и сообщение ГБУ г.Москвы "Центр имущественных платежей" о группах кадастровой оценки Здания (офисно-деловая недвижимость), суд во внимание также не принимает; оценщики правом определять фактическое использование Здания для целей налогообложения исходя из кадастровой стоимости не наделены, руководствуются в процессе группировки объектов, а также при подготовке отчетов об оценке рыночной стоимости критерием наиболее эффективного использования объекта недвижимости, а потому само по себе указание ими о том, что Здание является торгово-офисным, правового значения, по мнению суда, в настоящем деле не имеет и не подтверждает, что именно более 20% его общей площади, рассчитанной в соответствии с действовавшей на тот период Методикой, использовались под цели в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Таким образом, оценивая в соответствии со статьей 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оснований полагать, что Здание соответствует критериям, установленным законодательством о налогообложении исходя из кадастровой стоимости (статья 378.2 НК РФ и статья 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64), включено в Перечни на 2015-2021 годы правомерно, не имеется; объективных доказательств этому стороной административного ответчика в нарушение требований статьи 213 КАС РФ не предоставлено; согласиться с заключением прокурора об обоснованности включения Здания в Перечни на 2018-2021 год в силу вышеизложенного суд также не может.
Все оспариваемые в настоящем деле отдельные положения постановления Правительства Москвы, по мнению суда, не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права заявителя, а также конституционные принципы равенства и справедливости налогообложения.
Учитывая нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда РФ, содержащиеся в Постановлении N19-П, определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О, от 15 января 2008 года N294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут являться произвольными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все не устранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ), суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца оспариваемые пункты Перечней подлежат признанию недействующими с момента вступления их в силу.
Руководствуясь статьями 194, 214 КАС РФ, суд отклоняет ходатайство административного ответчика о прекращении производства по административному делу по требованиям, касающимся Перечней на 2015-2019 годы; в указанной части нормативный правовой акт не отменен, силу оспариваемые положения не утратили и нарушают права административного истца на равное, справедливое и экономически обоснованное налогообложение. Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока его действия (часть 1 статьи 208 КАС РФ) и указанное право, как и обязанность суда разрешить спор в порядке главы 21 КАС РФ по существу, не зависят от установленных законодательством о налогах и сборах сроков и порядка возврата излишне уплаченных (удержанных) обязательных платежей.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
По правилам статей 103, 111 КАС РФ с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежит взысканию 4500 руб. в счёт возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 -180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление акционерного общества "Бизнес-Недвижимость" удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2015 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 3970.
Признать недействующим с 1 января 2016 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 3884.
Признать недействующим с 1 января 2017 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 15867.
Признать недействующим с 1 января 2018 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 16156.
Признать недействующим с 1 января 2019 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 17557.
Признать недействующим с 1 января 2020 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 19581.
Признать недействующим с 1 января 2021 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 16422.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу акционерного общества "Бизнес-Недвижимость" в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 4 500 (четыре тысячи пятьсот) руб.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 10 октября 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.