Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора фио жалобу Галяутдиновой Ирины Амерхановны на определение заместителя Савеловского межрайонного прокурора адрес от 04.04.2023 г., определение судьи Савеловского районного суда адрес от 05 сентября 2023 г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Определением заместителя Савеловского межрайонного прокурора адрес от 04.04.2023 г, оставленным без изменения определением судьи Савеловского районного суда адрес от 05 сентября 2023 г. отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении должностного лица генерального директора ООО "Управляющая компания ВК" фио, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенными актами, Галяутдинова И.А. обратилась с жалобой в Московский городской суд, в которой ссылается на их незаконность и необоснованность, в деле не учтен п.6 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 19-П от 18 июля 2012 г, ч.4 ст. 1 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", нарушено право на получение своевременного ответа.
Галяутдинова И.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания жалобы извещена надлежащим образом. Ходатайств об отложении слушания дела не заявляла. При таких обстоятельствах, считаю возможным рассмотреть настоящую жалобу в ее отсутствие.
В судебном заседании прокурор фио против удовлетворения жалобы возражала, пояснив, что вынесенные по делу определения законны и обоснованы, должным образом мотивированы, соответствуют материалам дела.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав прокурора фио, не нахожу оснований для отмены обжалуемых постановлений.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса); фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи; подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.
Как следует из материалов дела, в Савеловскую межрайонную прокуратуру адрес поступило обращение Галяутдиновой И.А, содержащее доводы о возможном нарушении ООО "Управляющая компания ВК" порядка рассмотрения обращения, выразившегося в непредставлении ответа на заявление.
Установлено, что заявителем в адрес ООО "Управляющая компания ВК" (адрес) без указания этажа и номера помещения согласно официальному адресу, посредством почтовой корреспонденции 16.01.2023 направлен запрос о предоставлении персональных данных, указанный запрос вручен адресату 20.01.2023, со слов заявителя ответ на запрос не получен.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федеральным законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", указанным федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации (ст. 33) права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно ст. 2 Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Ст. 5.59 КоАП РФ направлена на охрану от нарушений правоотношений, урегулированных Законом. В соответствии со ст. 5.59 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 5.39, 5.63 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до сумма прописью.
В российском законодательстве, понятие "организация, осуществляющая публично значимые функции", точного разъяснения не имеет.
Данный вопрос рассматривался в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2012 N 19-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания адрес.
Согласно п. 3 резолютивной части данного Постановления, "федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления - урегулировать порядок рассмотрения обращений объединений граждан и юридических лиц государственными органами и органами местного самоуправления, а также гарантии рассмотрения обращений граждан государственными учреждениями и иными организациями, осуществляющими публично значимые функции".
Однако до настоящего момента, законодательно не закреплены критерии отнесения тех, или иных организаций к организациям, осуществляющим публично значимые функции.
Учитывая вышеизложенное, оснований считать ООО "Управляющая компания ВК" организацией, осуществляющей публично значимые функции, в настоящее время не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:
1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором;
2) правовые основания и цели обработки персональных данных;
3) цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;
4) наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;
5) обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
6) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
7) порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
8) информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;
9) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;
9.1) информацию о способах исполнения оператором обязанностей, установленных статьей 18.1 настоящего Федерального закона;
10) иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.
Согласно части 3 указанной статьи сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, предоставляются субъекту персональных данных или его представителю оператором в течение десяти рабочих дней с момента обращения либо получения оператором запроса субъекта персональных данных или его представителя. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на пять рабочих дней в случае направления оператором в адрес субъекта персональных данных мотивированного уведомления с указанием причин продления срока предоставления запрашиваемой информации.
Запрос должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, сведения, подтверждающие участие субъекта персональных данных в отношениях с оператором (номер договора, дата заключения договора, условное словесное обозначение и (или) иные сведения), либо сведения, иным образом подтверждающие факт обработки персональных данных оператором, подпись субъекта персональных данных или его представителя.
Запрос может быть направлен в форме электронного документа и подписан электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оператор предоставляет сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, субъекту персональных данных или его представителю в той форме, в которой направлены соответствующие обращение либо запрос, если иное не указано в обращении или запросе.
Согласно части 5 указанной статьи субъект персональных данных вправе обратиться повторно к оператору или направить ему повторный запрос в целях получения сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, а также в целях ознакомления с обрабатываемыми персональными данными до истечения срока, указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если такие сведения и (или) обрабатываемые персональные данные не были предоставлены ему для ознакомления в полном объеме по результатам рассмотрения первоначального обращения. Повторный запрос наряду со сведениями, указанными в части 3 настоящей статьи, должен содержать обоснование направления повторного запроса.
В соответствии со статьей 6 оператор вправе отказать субъекту персональных данных в выполнении повторного запроса, не соответствующего условиям, предусмотренным частями 4 и 5 настоящей статьи. Такой отказ должен быть мотивированным. Обязанность представления доказательств обоснованности отказа в выполнении повторного запроса лежит на операторе.
Учитывая изложенное, порядок рассмотрения запроса персональных данных урегулирован Федеральным законом от 26.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", а порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, предусмотренный Федеральным законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на запрос персональных данных не распространяется.
По делу состава административного правонарушения предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ в бездействии должностного лица - генерального директора ООО "Управляющая компания ВК" фио не усмотрено.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Согласно ч. 5 ст. 28.5 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Определением заместителя Савеловского межрайонного прокурора адрес от 04.04.2023 было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении должностного лица генерального директора ООО "Управляющая компания ВК" фио, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Достоверность и допустимость доказательств, на основании которых основан вывод должностного лица об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, сомнений не вызывает. Всем доказательствам должностным лицом дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, не согласиться с которой у суда оснований не имеется.
Срок привлечения к административной ответственности по ст.5.59 КоАП РФ составляет 1 год, в настоящее время истек.
Согласно правовой позиции, изложенной в п.6 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 19-П от 18 июля 2012 г. действие Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", как следует из части 1 его статьи 1 и части 1 статьи 2, распространяется на обращения, направляемые в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Само по себе такое определение круга адресатов обращений граждан согласуется с положениями статьи 33 Конституции Российской Федерации, из которой прямо не вытекает необходимость законодательного закрепления гарантий прав граждан при их обращении к иным, помимо органов публичной власти и их должностных лиц, самостоятельным субъектам правоотношений. Вместе с тем подобная возможность Конституцией Российской Федерации не исключается, - Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что отдельные публично значимые функции могут быть возложены законодателем и на иные субъекты, не относящиеся к системе публичной власти (постановления от 19 мая 1998 года N 15-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П, от 19 декабря 2005 года N 12-П, Определение от 1 июня 2010 года N 782-О-О и др.), а соответствующие гарантии могут быть им установлены в порядке дополнительного обеспечения прав и свобод человека и гражданина с учетом в том числе характера деятельности тех или иных организаций, как имеющей публично-правовое значение, и конкретных условий развития политико-правовой системы Российской Федерации (определения от 9 декабря 2002 года N 349-О и от 9 ноября 2010 года N 1483-О-О).
Согласно ч.4 ст. 1 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Приведенные выше правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в данном деле не нарушены.
Доводы жалобы проверялись и своего подтверждения не нашли, сами по себе, не свидетельствуют о незаконности вынесенных по делу постановлений, не учитывают положения КоАП РФ.
Мнение об ином, должном, по мнению заявителя, результате рассмотрения жалобы, основанием для иного вывода по делу не является.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
определение заместителя Савеловского межрайонного прокурора адрес от 04.04.2023 г, определение судьи Савеловского районного суда адрес от 05 сентября 2023 г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.