Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе фио на постановление заместителя начальника ИФНС России N 36 по адрес от 31 августа 2022 года N77362223100106200003, на решение заместителя руководителя Управления ФНС России по адрес от 28 ноября 2022 года, на решение судьи Гагаринского районного суда адрес от 04 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "ТКС" Глухарева Александра Юрьевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника ИФНС России N 36 по адрес от 31 августа 2022 года N77362223100106200003, оставленным без изменения решением заместителя руководителя Управления ФНС России по адрес от 28 ноября 2022 года, решением судьи Гагаринского районного суда адрес от 04 апреля 2023 года, генеральный директор ООО "ТКС" Глухарев А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа.
В настоящее время в Московский городской суд указанные акты должностных лиц административного органа и судьи районного суда обжалует Глухарев А.Ю. по доводам поданной жалобы, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
В судебное заседание Московского городского суда Глухарев А.Ю, будучи в установленном порядке извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обратился с письменным заявлением о рассмотрении поданной им жалобы в его отсутствие.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы указанной жалобы, имеются основания для отмены оспариваемых актов вышестоящего должностного лица административного органа и судьи районного суда в силу следующего.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновение обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) административная ответственность предусмотрена за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сумма прописью.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами адрес, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на адрес, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля регулируются Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в силу пп. "б" п. 9 ч. 1 ст.1 которого определено, что валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 14 вышеназванного Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ, резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено настоящим Законом; если иное не предусмотрено настоящим Законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств. Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 настоящего Закона в банках за пределами адрес, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Законом.
Случаи, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, также перечислены в части 2 статьи 14 данного Закона, перечень этих случаев является исчерпывающим.
При этом, выплата юридическим лицом - резидентом заработной платы нерезиденту - иностранному гражданину минуя счета в уполномоченных банках (наличными денежными средствами) в указанный перечень не входит.
Статьями 131 и 136 ТК РФ предусмотрено, что выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации; заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счёт в банке на условиях, определённых коллективным договором или трудовым договором.
Согласно абзацам 1 и 5 статьи 11 ТК РФ, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения; правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения, в том числе с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Поскольку отношения по выплате физическим лицам - нерезидентам денежных средств в валюте Российской Федерации, включая выплаты заработной платы, урегулированы Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", к рассматриваемым правоотношениям должны применяться нормы специального законодательства, которым операции по выдаче обществом денежных средств иностранным гражданам нерезидентам наличными денежными средствами, минуя счёт в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрен.
Таким образом, работодателем, осуществляющим валютные операции, должны быть созданы необходимые условия для обеспечения соблюдения требований указанного Федерального закона от 10 декабря 2003 года N173-ФЗ.
С татьей 25 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" определено, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оставляя без изменения оспариваемые постановление заместителя начальника ИФНС России N 36 по адрес от 31 августа 2022 года N77362223100106200003 и решение заместителя руководителя Управления ФНС России по адрес от 28 ноября 2022 года, судья районного суда исходил из того, что в ходе проведения документарной проверки соблюдения ООО "ТКС" валютного законодательства должностными лицами налогового органа выявлено, что 01 сентября 2020 года по адресу: адрес, эт, пом, оф, цокольный, Х, 27, генеральный директор данного общества Глухарев А.Ю, в нарушение требований ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", из кассы общества по расчетно-платёжной ведомости N51 выдал наличные денежные средства в общей сумме сумма иностранному гражданину (нерезиденту) фио, с которым заключен трудовой договор N 112\2018 от 12 декабря 2018 года, минуя счета в уполномоченных банках, что является незаконной валютной операцией с использованием валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Данные обстоятельства судья районного суда счел установленными представленными в материалы дела доказательствами.
Вместе с тем, признать законными состоявшиеся по делу решения вышестоящего должностного лица административного органа и судьи районного суда не представляется возможным.
В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
На стадии рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении должностное лицо административного органа, согласно пункту 2 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, устанавливает явку физического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, а также явку вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
В случае неявки лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, а также иных участников производства по делу, исходя из пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, подлежит выяснению причина их неявки, в дальнейшем следует решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложения рассмотрения жалобы.
При этом, КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, указанных в ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ, и позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Анализ приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле об административном правонарушении, о рассмотрении дела, в том числе на стадии рассмотрения жалобы вышестоящим должностным лицом административного органа.
Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
В данном случае из материалов дела, включая текст оспариваемого решения заместителя руководителя Управления ФНС России по адрес от 28 ноября 2022 года, усматривается, что вышестоящее должностное лицо налогового органа по состоянию на дату рассмотрения 28 ноября 2022 года жалобы на постановление от 31 августа 2022 года N77362223100106200003 не располагал сведениями о надлежащем и заблаговременном извещении заявителя фио о месте и времени рассмотрения данной жалобы, в связи с чем жалоба неправомерно была рассмотрена в отсутствие последнего, так как не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав генерального директора ООО "ТКС" Глухарева А.Ю, предусмотренных ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, повлекло нарушение права заявителя жалобы на защиту.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах обжалуемые решения вышестоящего должностного лица административного органа и судьи районного суда нельзя признать законными, они подлежат отмене, а дело об административном правонарушении по жалобе фио - направлению на новое рассмотрение вышестоящему должностному лицу налогового органа.
При новом рассмотрении надлежит учесть вышеизложенное, в установленном порядке и заблаговременно известить участников производства по делу о месте и времени рассмотрения жалобы, разъяснить права, предусмотренные ст.51 Конституции Российской Федерации, ст.25.1 КоАП РФ, проверить доводы поданной заявителем жалобы в полном объеме и на основе добытых и тщательно исследованных доказательств, в том числе представленных стороной защиты, принять по жалобе законное и мотивированное решение в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с отменой оспариваемых актов судьи по изложенным выше основаниям, суд второй инстанции не входит в обсуждение иных доводов поданной стороной защиты жалобы, так как они подлежат рассмотрению вышестоящим должностным лицом при новом рассмотрении жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение заместителя руководителя Управления ФНС России по адрес от 28 ноября 2022 года, решение судьи Гагаринского районного суда адрес от 04 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "ТКС" Глухарева Александра Юрьевича отменить, жалобу фио возвратить на новое рассмотрение руководителю Управления ФНС России по адрес через Гагаринский районный суд адрес.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.