Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора ООО "РУБИКОН-ТТ" фио на постановление заместителя начальника отдела по вопросам миграции УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 04 июля 2022 г. N 652, решение судьи Пресненского районного суда адрес от 13 марта 2023 г. по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении ООО "РУБИКОН-ТТ"
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела по вопросам миграции УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 04 июля 2022 г. N 652, оставленным без изменения решением судьи Пресненского районного суда адрес от 13 марта 2023 г, ООО "РУБИКОН-ТТ" привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма
Не согласившись с указанными постановлением должностного лица, решением судьи, директор ООО "РУБИКОН-ТТ" обратился в Московский городской суд с жалобой (срок на подачу которой не пропущен), в которой просит вынесенные акты отменить, либо изменить, снизив административный штраф.
В обоснование жалобы указал на то, что в действиях ООО "РУБИКОН-ТТ" отсутствует состав вмененного правонарушения, строительные работы выполнялись ИП фио, не выполнены задачи производства по делу, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО должным образом не извещалось, не учтены обстоятельства дела.
Директор ООО "РУБИКОН-ТТ" в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом по почте по указанному в жалобе адресу. Ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявлял, обеспечил явку защитника Проценко Д.В, поддержавшего жалобу в полном объеме, не возражавшего против рассмотрения дела при данной явке.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Проценко Д.В, нахожу постановление должностного лица и решение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что юридическое лицо ООО "Рубикон-ТТ" 24.09.2021г. в 00 час. 01 мин. по адресу: адрес, не уведомило территориальный орган исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении трудового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином адрес фио, в срок не превышающий трех рабочих дней с даты заключения трудового договора (привлечения к трудовой деятельности), в нарушение п.8 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", т.е. совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст. 18.15 КоАП РФ, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 24 мая 2022г.
При этом судья сослался на совокупность доказательств имеющихся в материалах дела об административном правонарушении.
По материалам дела, уведомлением инспектора ОМК ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес составление протокола об административном правонарушении назначено по соответствующему адресу на 24 мая 2022 г. на 10 часов 00 мин, о чем ООО извещалось по почте.
Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 11503571523429 после неудачной попытки вручения 19 мая 2022 г. (из чего исходил суд первой инстанции), извещение получено ООО "РУБИКОН-ТТ" по адресу адрес, 24 мая 2022 г. в 12 час 07 мин, то есть после составления протокола об административном правонарушении, при этом ООО расположено на значительном расстоянии от места рассмотрения дела должностным лицом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Однако при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья районного суда не учел, что должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении приведенные требований закона не были соблюдены.
Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 24 мая 2022 г. в отсутствие представителя ООО "РУБИКОН-ТТ", в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Суд первой инстанции, проверяя материалы дела, в частности, пришел к выводу о том, что ООО "РУБИКОН-ТТ" надлежащим образом извещалось о составлении протокола об административном правонарушении, что подтверждается указанным отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 11503571523429, однако не учел дату вручения почтового извещения ООО, имеющийся в материалах дела отчет об отслеживании отправления содержит сведения только о неудачной попытке вручения корреспонденции 19 мая 2022 г.
Системный анализ положений статьи 25.1 и статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, привлекаемое к административной ответственности о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьёй 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно частей 1-2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Из содержания протокола об административном правонарушении от 24 мая 2022 года следует, что он был составлен инспектором ОМК ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес капитаном полиции фио в отсутствие законного представителя или защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Уведомление о явке на составление протокола об административном правонарушении к 10 час. 00 мин. на 24 мая 2022 года было направлено по ООО "РУБИКОН-ТТ" по юридическому адресу: адрес - 16 мая 2022 года почтовым отправлением и согласно находящемуся в открытом доступе отчёту об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 11503571523429 данное уведомление было получено адресатом в 12 час. 07 мин. 24 мая 2022 года (отчёт об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 11503571523429).
При таких обстоятельствах, законный представитель или защитник юридического лица не были извещены надлежащим образом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, что не может расцениваться, как соблюдение условий, предусмотренных статьями 28.2, 25.1, 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", что нарушило право Общества на защиту и является существенным нарушением процессуальных норм, установленных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Надлежащей оценки судьи районного суда, приведенные доводы в судебном решении не получили.
Следовательно, в данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Несоблюдение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену состоявшегося по делу постановления.
По настоящему делу должностным лицом при оставлении протокола об административном правонарушении было допущено такое существенное нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое может быть устранено только возвращением протокола составившему его должностному лицу административного органа для устранения недостатков путем его пересоставления.
Вместе с тем возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков возможно только на стадии подготовки дела к рассмотрению до начала разрешения дела по существу.
Это следует из приведенных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которой возвращение протокола возможно только при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению и не допускается при разрешении его по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 названного кодекса не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу, должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Однако данное дело было рассмотрено по существу.
По смыслу положений статей 29.1 и 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после отмены в порядке части 1 статьи 30.7 названного Кодекса состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания.
Таким образом, возможность устранения указанного выше недостатка протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу административного органа для устранения недостатков со стадии нового рассмотрения недопустимо. Судья районного суда при пересмотре постановления о назначении административного наказания был лишен возможности возвратить дело на новое рассмотрение.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с нарушением норм процессуального права, являющегося безусловным основанием к отмене процессуального судебного акта, не вхожу в обсуждение иных доводов жалобы.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника отдела по вопросам миграции УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 04 июля 2022 г. N 652, решение судьи Пресненского районного суда адрес от 13 марта 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "РУБИКОН-ТТ" отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.