Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "ОТК-ГРУПП КОНСТРАКШЕН" по доверенности фио на постановление судьи Таганского районного суда адрес от 22 февраля 2022 года, которым
Общество с ограниченной ответственности "ОТК-ГРУПП КОНСТРАКШЕН" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
14 июля 2021 года инспектором ООК УВМ ГУ МВД России по адрес фио в отношении ООО "ОТК-ГРУПП КОНСТРАКШЕН" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело передано в Таганский районный суд, судьей которого Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа.
Не согласившись с указанным выше постановлением, защитник Общества фио обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит состоявшееся по делу постановление судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить, поскольку Общество иностранного гражданина к осуществлению в своих интересах трудовой деятельности не привлекало.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ООО "ОТК-ГРУПП КОНСТРАКШЕН" не явился, извещён надлежащим образом, повестка вручена по почте 13 февраля 2024 года, явку в суд защитника фио не обеспечил, последний сообщил, что интересы Общества не представляет (л.д. 107).
Проверив также письменные материалы дела, изучив доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены постановления судьи.
Административная ответственность по части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
Частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до сумма прописью либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В части 1 Примечания к ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона РФ от 25 июля 2002 года N 115 "О правовом положении иностранных граждан в РФ" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданка осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, 20 мая 2021 года в 00 час. 01 мин. по адресу: адрес, мкр. им. Константинова Аверьянова, д. 16, кв. 67, в ходе проведения проверки соблюдения миграционного законодательства выявлен факт допущенного ООО "ОТК-ГРУПП КОНСТРАКШЕН" нарушения требований пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", выразившийся в не уведомлении в установленный законом срок (до 19 мая 2021 года) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о заключении трудового договора с гражданином адрес, осуществляющим с 15 мая 2021 года трудовую деятельность в качестве подсобного рабочего по адресу: адрес, 2 - корпус 1.
Действия ООО "ОТК-ГРУПП КОНСТРАКШЕН" квалифицированы по части 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, верно.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вина Общества подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле, а именно: распоряжением заместителя начальника УВД ГУ МВД России по адрес о проведении выездной внеплановой проверки иностранных граждан, пребывающих (проживающих) в Российской Федерации, мест их пребывания (проживания) и осуществления трудовой деятельности по адресу: адрес, адрес, 4305, корпус 1, 2; протоколом осмотра территории, который осуществлен должностными лицами в рамках проверки во исполнение распоряжения должностного лица, в присутствии двоих понятых, сведения о которых отражены в протоколе, с приложением к нему фототаблицы; актом проверки соблюдения положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и соблюдения правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, осуществления трудовой деятельности иностранными работниками, в котором зафиксирован факт осуществления на момент проверки трудовой деятельности гражданином адрес в качестве подсобного рабочего ООО "ОТК-ГРУПП КОНСТРАКШЕН" на строительном объекте по вышеназванному адресу; рапортами должностных лиц УВД ГУ МВД России по адрес по обстоятельствам выявления в действиях указанного общества административного правонарушения по части 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; фотоматериалом, на котором зафиксирован иностранный гражданин на своем рабочем месте подсобного рабочего ООО "ОТК-ГРУПП КОНСТРАКШЕН" на указанном объекте строительства жилого дома в рабочей одежде; сведениями из досье иностранного гражданина, копиями паспорта и справкой по базе данных УВМ ГУ МВД России по адрес на имя выявленного иностранного гражданина; письменными объяснениями фио, предупрежденного об административной ответственности по
ст.17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым с 15 мая 2021 года он осуществляет трудовую деятельность в качестве подсобного рабочего на строительном объекте по адресу: адрес 4305, корп. 1, 2, по устной договоренности с представителем работодателя ООО "ОТК-ГРУПП КОНСТРАКШЕН", без оформления трудового договора в письменном форме и патента на осуществление трудовой деятельности, со сдельной заработной платой, ненормированным рабочим днем, в его обязанности входит погрузка и разгрузка строительных материалов на строительном объекте, подписанных им собственноручно без каких-либо возражений и замечаний, с указанием на русском языке о том, что с его слов записано верно, им прочитано; договорами субподряда NN РЕУ-К1-МЕР-ОТК, РЕУ-К2-МЕР-ОТК от 25 декабря 2020 года, заключенными между подрядчиком ООО "Меркурий" и субподрядчиком ООО "ОТК-ГРУПП КОНСТРАКШЕН", предметом которых является выполнение субподрядчиком строительно-монтажных работ на объекте строительства жилого дома по адресу: адрес, 4305, корпус N 1, 2, и в соответствии с пунктами 5.18, 5.19 которого, на субподрядчика возложена обязанность уведомлять подрядчика о привлечении иных субподрядчиков, соблюдать правила использования иностранной рабочей силы, при привлечении субподрядчиком и/или его субподрядчиком иностранных работников письменно уведомлять об этом подрядчика с предоставлением разрешительных документов, заверенных обществом; объяснениями начальника участка подрядчика ООО "Меркурий" фио; письменными объяснениями руководителя проекта ООО "ОТК-ГРУПП КОНСТРАКШЕН" фио; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "ОТК-ГРУПП КОНСТРАКШЕН"; протоколом об административном правонарушении от 14 июля 2020 года, в котором подробно приведено событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указаны нормы закона, нарушение которых вменяется обществу, при этом права привлекаемого к
административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в отсутствие законного представителя Общества, в установленном порядке извещенного о составлении протокола телеграммой N 355059 от 11 июня 2021 года (л.д. 48), копия протокола для сведения направлена в адрес общества посредством Почты России, что подтверждается сопроводительным письмом, списком направления почтовой корреспонденции Ф-103 N 30/25-И заказной корреспонденции на франкировку от 20 июля 2021 года (л.д. 54), письменными возражениями генерального директора общества фио на протокол, из которых следует, что копия протокола от 14 июля 2021 года получена обществом 30 июля 2021 года (л.д. 57), протокол соответствует требованиям, предъявляемым статьёй 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает, доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.
Вывод должностного лица и судьи о виновности Общества в совершении правонарушения соответствует материалам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ООО "ОТК-ГРУПП КОНСТРАКШЕН" события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку Общество не привлекало к трудовой деятельности иностранного гражданина, подлежат отклонению.
Привлечение ООО "ОТК-ГРУПП КОНСТРАКШЕН" к выполнению работ субподрядных организаций и заключение с ними гражданско-правовых договоров не исключало его обязанности по контролю за надлежащим исполнением законодательства, в том числе миграционного, а также по недопущению на объект иностранных граждан, выполняющих работы в интересах общества, во исполнение условий заключенного договора подряда, не имеющих документов на право осуществления трудовой деятельности на адрес, с учетом отсутствия доказательств уведомления подрядчика ООО "Меркурий" в соответствии с пунктами 5.18, 5.19 договоров субподряда от 25 декабря 2020 года о заключении субподрядчиком ООО "ОТК-ГРУПП КОНСТРАКШЕН" 11 мая 2021 года договоров с подрядной организацией ООО "СТРОЙГРАД" и о привлечении последней иностранной рабочей силы с предоставлением ООО "Меркурий" заверенных обществом разрешительных документов на иностранных граждан, также из письменных объяснений начальника адрес "Меркурий" фио и руководителя проекта ООО "ОТК-ГРУПП КОНСТРАКШЕН" фио, данных на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, не усматривается, что на указанном строительном объекте свою деятельность также осуществляет субподрядчик ООО "СТРОЙГРАД".
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины Общества в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Обществу в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения. Выводы по мере наказания мотивированы, оснований не согласиться с назначенной мерой наказания, не имеется.
Согласно части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенной в действие 06 апреля 2022 года Федеральным законом от 26 марта 2022 года N70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Исходя из части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Вместе с тем, учитывая пункте 2 примечания к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которого, в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности, положения части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не применимы.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Исходя из изложенного, действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - совершение правонарушения впервые, а также отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Между тем, анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на общество административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, которая в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от совершенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении юридического лица к установленному законодательством порядку привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности.
Таким образом, законные основания для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, вопреки позиции заявителя жалобы, отсутствуют.
Также в рамках производства по настоящему делу и рассмотрения настоящей жалобы не установлено исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица, позволяющих применить положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых постановления должностного лица, решения судьи, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Таганского районного суда адрес от 22 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "ОТК-ГРУПП КОНСТРАКШЕН" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.