Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобам Афандиева Т.Э. на постановление судьи Перовского районного суда адрес от 20 июня 2023 года, которым гражданин адрес ... фио признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
19 июня 2023 должностным лицом ОУУП ОМВД России по адрес в отношении гражданина адрес... фио составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ.
На основании положений п.1 ч.2 ст.29.9 КоАП РФ данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Перовский районный суд адрес, судьей которого вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд данное судебное постановление обжалует Афандиев Т.Э. по доводам поданной жалобы, согласно которым, при рассмотрении дела судьей районного суда не учтено, что заявителем получено разрешение на временное проживание в Российской Федерации на период с 20 сентября 2022 года до 20 сентября 2025 года, на адрес проживают его супруга фио Дилбер Магомед... Запировна, брак с которой зарегистрирован 02 июня 2022 года, и их совместная дочь Афандиева фио, являющиеся гражданами Российской Федерации.
В судебное заседание Московского городского суда Афандиев Т.Э, будучи в установленном порядке извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности фиоМ.... З, в полном объеме поддержавшей указанные доводы жалобы, настаивавшей на их удовлетворении, ссылаясь на то, что с Афандиевым Т.Э. они проживают совместно одной семьей, ведут общее хозяйство, имеют совместный бюджет, заявитель принимает участие в содержании и воспитании дочери, обеспечивает семью.
Исследовав материалы дела, проверив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, обжалуемое постановление судьи районного суда подлежит изменению в силу следующего.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, нарушения, предусмотренные частью 1.1 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт... Петербурге либо в Московской или адрес влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до сумма прописью с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Признавая гражданина адрес... виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, судья районного суда исходил из того, что в 16.00 час. 19 июня 2023 года по адресу адрес, дом 32\1, сотрудниками ОМВД России по адрес выявлен гражданин адрес.., прибывший на адрес 21 февраля 2023 года в порядке, не требующем получение визы, и который, в нарушение требований ч.2 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115... ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", по истечении 02 марта 2023 года установленного срока временного пребывания уклонился от выезда из Российской Федерации.
Изложенные обстоятельства совершения Афандиевым Т.Э. вменяемого правонарушения и его вину судья районного суда счел установленными представленными в материалы дела доказательствами.
Вместе с тем, согласиться с выводом судьи районного суда о квалификации описанных выше действий Афандиева Т.Э. по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ не представляется возможным.
Частью 1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через адрес, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Исходя из 3 ст. 18.8 КоАП РФ, нарушения, предусмотренные чч. 1 и 2 указанной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт... Петербурге либо в Московской или Санкт... Петербурге либо в Московской или адрес, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до сумма прописью с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В силу ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ, повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от семи тысяч до сумма прописью с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Отношения в сфере миграционного учета и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 года N109... ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", а также иными нормативными правовыми актами, которые определяют права и обязанности участников данных отношений, в том числе устанавливают ответственность иностранных граждан за нарушение режима пребывания в Российской Федерации.
Как следует из положений Закона о миграционном учете и неоднократно указано Конституционным Судом Российской Федерации, в том числе в Определениях от 16 декабря 2010 года N1680... О... О, от 29 сентября 2011 года N1297... О... О, необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.
Одним из таких элементов является обязанность иностранного гражданина встать на миграционный учет.
На основании ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года N109... ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Частью 2 вышеназванной нормы установлено, что постановке на учет по месту пребывания подлежат 1) постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин... по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин: а) не имеет места жительства; б) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания; в) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом; г) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства; д) находится в учреждении, исполняющем административное наказание; 2) временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин... по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин: а) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания; б) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства; в) находится в учреждении, исполняющем административное наказание.
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является основным процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В данном случае из протокола об административном правонарушении адрес N0851746 от 19 июня 2023 года усматривается, что в 16.00 час. 19 июня 2023 года по адресу адрес, дом 32\1, сотрудниками ОМВД России по адрес выявлен гражданин адрес.., прибывший на адрес 21 февраля 2023 года в порядке, не требующем получение визы, будучи подвергнутым административному наказанию по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в виде административного штрафа вступившим в законную силу 17 марта 2023 года постановлением заместителя начальника ОМВД России по адрес... от 06 марта 2023 года, в нарушение требований ст.20 Федерального закона от 18 июля 2006 года N109... ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" по истечении 7 дней со дня прибытия на адрес в установленном законом порядке не встал на миграционный учет по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, в связи с чем действия данного лица квалифицированы по ч.5 ст.18.18 КоАП РФ.
При этом факт совершения указанного административного правонарушения и виновность Афандиева Т.Э. в его совершении подтверждаются совокупностью представленных в дело доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, в том числе, рапортом должностного лиц ОМВД России по адрес о выявлении в действиях гражданина адрес... административного правонарушения; протоколами об административном задержании и доставлении совершившего административное правонарушение Афандиева Т.Э. в ОМВД; письменными объяснениями Афандиева Т.Э, согласно которым, после привлечения заявителя к административной ответственности по ч.3 ст.18.8 КоАП РФ до настоящего времени на миграционный учет он так и не встал, вину свою признает, в содеянном раскаивается, подписанными им на русском языке без замечаний и возражений; сведениями из АС ЦБДУИГ и ГИСМУ ГУ ВМД России по адрес; копия паспорта иностранного гражданина на имя Афандиева Т.Э.; протокол об административном правонарушении от 19 июня 2023 года в отношении Афандиева Т.Э, в котором подробно изложено событие административного правонарушения по ч.5 ст.18.8 КоАП РФ, указаны нормы Закона, нарушение которых вменяется заявителю, и из которого усматривается, что права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, соблюдены, протокол составлен в присутствии Афандиева Т.Э, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст.ст.24.2, 25.1 КоАП РФ, с протоколом он ознакомлен, копию его для сведения получил на руки, что подтверждено документально и не оспаривается стороной защиты, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Перечисленные доказательства оформлены сотрудниками полиции в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, не доверять им оснований не имеется.
При таких обстоятельствах действия Афандиева Т.Э, связанные с повторным совершением административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, в связи с тем, что по истечении 7 дней со дня прибытия 21 февраля 2023 года на адрес в установленном законом порядке он не встал на миграционный учет по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, судьей районного суда неправомерно квалифицированы по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, объективная сторона которой выражается в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт... Петербурге либо в Московской или адрес, и влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до сумма прописью с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Учитывая, что в рамках рассматриваемого дела совершение административного правонарушения по ч.5 ст.18.8 КоАП РФ судьей районного суда Афандиеву Т.Э. не вменялось, его действия были квалифицированы по ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, санкция которой является наиболее строгой по сравнению с санкцией ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, так как предусматривает обязательное назначение лицу, в отношении которого ведется производство по делу, дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, тогда как санкция части 3 ст.18.8 КоАП РФ предусматривает менее строгое наказание... в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до сумма прописью с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового, составы данных административных правонарушений имеют единый родовой объект, переквалификация действий заявителя не ухудшит его положения, действия Афандиева Т.Э. подлежат переквалификации с ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ на ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, поскольку он, прибыв на адрес 21 февраля 2023 года в порядке, не требующем получение визы, по истечении 7 дней со дня прибытия на адрес в установленном законом порядке не встал на миграционный учет по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязанность по постановке на миграционный учет, предусмотренную ст.20 Федерального закона от 18 июля 2006 года N109... ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", он не исполнил и на дату его выявления 19 июня 2023 года.
При этом, наличие у заявителя действующего разрешения на временное проживание иностранного гражданина, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, не освобождало его от обязанности соблюдать иные требования миграционного законодательства, в том числе встать на миграционный учет.
Таким образом, состоявшееся по настоящему делу постановление судьи районного суда подлежит изменению путем указания на нарушение Афандиевым Т.Э. режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении правил миграционного учета, совершенное в городе федерального значения Москве и на переквалификацию его действий на ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, что согласуется с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 27 марта 2017 года N 5... АД17... 10.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 1 и ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
В Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4... П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное... в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма... было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
Учитывая Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2016 года N5... П, санкцию ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, принимая во внимание характер совершенного Афандиевым Т.Э. административного правонарушения, его личность, наличие у него действительного разрешения на временное проживание на срок с 20 сентября 2022 года до 20 сентября 2025 года, а также наличие на адрес семьи, состоящей из супруги Афандиевой Дилбер Магомед... Запировны, брак с которой зарегистрирован 02 июня 2022 года, и их совместной дочери Афандиевой фио, паспортные данные, являющихся гражданами Российской Федерации, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, следует назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел, а также принципы презумпции невиновности и законности соблюдены, бремя доказывания по делу распределено верно.
В остальной части оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6... 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Перовского районного суда адрес от 20 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина адрес... фио изменить, переквалифицировать его действия с ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ на ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части данное постановление оставить без изменения, жалобы Афандиева Т.Э.... без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.