Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора отдела прокуратуры адрес фио дело по жалобе защитника адрес N 7" фио на постановление старшего государственного инспектора адрес в области охраны окружающей среды N0403-1420/2022/ТимМП от 10.08.2022 года, решение судьи Тимирязевского районного суда адрес от 07 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении адрес N 7",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора адрес в области охраны окружающей среды N0403-1420/2022/ТимМП от 10.08.2022 года, оставленным без изменения решением судьи Тимирязевского районного суда адрес от 07 сентября 2022 года адрес N 7" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма.
В настоящее время в Московский городской суд защитник адрес N 7" обжалует акты должностного лица административного органа и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым при назначении административного наказания не принято во внимание, что общество включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем подлежали применению положения ст.4.1.1 КоАП РФ, учтенные судом первой инстанции не должным образом.
В судебное заседание законный представитель адрес N 7" будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил. При таких обстоятельствах дело рассмотрено в его отсутствие.
Прокурор отдела прокуратуры адрес фио возражала против удовлетворения указанных доводов жалобы, сочтя оспариваемые акты законными и обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам, совокупности которых достаточно для квалификации действий общества по ст.8.46 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, заключение прокурора, оснований для отмены или изменения оспариваемых актов должностного лица и судьи районного суда не имеется в силу следующего.
Административная ответственность по ст. 8.46 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сумма прописью.
Согласно Примечанию, за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.
Статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; стационарный источник загрязнения окружающей среды - источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Частью 8 данной статьи установлено, что ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со статьей 65 настоящего Федерального закона федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ведение региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Доступ должностных лиц уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к внесению сведений в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
Частью 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
На основании пункта 2 указанной статьи постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Согласно материалам дела, 21 июня 2022 года в 14 ч. 35 мин. адрес N7" по адресу Москва, адрес допустило невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
Тимирязевской межрайонной прокуратурой адрес совместно с отделом экологического контроля адрес Департамента природопользования и охраны окружающей среды адрес в период времени с 21.06.2022 до 19.07.2022 проведена проверка исполнения природоохранного законодательства адрес N7", расположенного по адресу: адрес, д. 14.
В ходе проверки установлено, что адрес N7" совершено невыполнение обязанности по представлению сведений для актуализации учетных сведений, а именно источник выбросов вредных веществ в атмосферный воздух N 0001 (труба) выведен из эксплуатации 01.04.2021 года, однако до настоящего времени актуализация сведений не произведена.
адрес N7" по адресу: Москва, адрес стоит в региональном реестре, как объект оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (код объекта: 45-0277-002802-П, III категории, негативного воздействия на окружающую среду) имеет 27 источников выбросов.
адрес N7" по адресу: Москва, адрес стоит в региональном реестре, как объект оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (код объекта: 45-0277-002803-П, III категории, негативного воздействия на окружающую среду) имеет 11 источников выбросов.
Следовательно, существуют обязанность по актуализации сведений об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды.
Таким образом, 21 июня 2022 года в 14 ч. 35 мин. по адресу Москва, адрес адрес N7" допущено невыполнение обязанности по актуализации сведений об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, а именно, источник выбросов вредных веществ в атмосферный воздух N 0001 (труба) выведен из эксплуатации 01.04.2021 года, однако до настоящего времени актуализация сведений не произведена, что является нарушением ст. 69.2 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, в связи с чем, в действиях последнего усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ.
Вина адрес N7" в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: актом о результатах проверки территории, информацией об объекте, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 19 июля 2022 года, актом проверки, сведениями о юридическом лице, источниками выброса загрязняющих веществ, свидетельством о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, отчетом об организации и о результатах осуществлении производственного контроля результатами производственного контроля, объяснениями фио, иными материалами дела.
Представленные доказательства обоснованно признаны административным органом допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, они согласуются между собой, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия адрес N7" правильно квалифицированы по ст. 8.46 КоАП РФ, поскольку адрес N7" допустило невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Выводы о виновности адрес N7" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании.
Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Материалы настоящего дела не содержат каких-либо доказательств, подтверждающих, что адрес N7" были приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, регламентирующих порядок соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
адрес N7" будучи юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае обществом сделано не было.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ, является невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
Бездействие общества, образующее объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ, представляет собой нарушение норм публичного права - правил, регулирующих общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
На основании ч. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и представление сведений для актуализации учетных сведений, должны быть осуществлены не позднее шести месяцев с начала деятельности.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, вместе с тем, материалы настоящего дела не содержат доказательств, подтверждающих тот факт, что адрес N 7" приняты достаточные и все зависящие от него меры для постановки на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, ссылок на такие доказательств также не содержат и доводы поданной жалобы, тогда как материалы рассматриваемого дела свидетельствуют о том, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства у названного общества имелась, однако оно бездействовало, что указывает на его вину.
адрес N 7", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае обществом сделано не было.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ, руководящих разъяснений в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Поскольку малозначительность правонарушения имеет место быть при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, тогда как при изложенных выше обстоятельствах общество допустило нарушение норм публичного права - правил, регулирующих общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, что свидетельствует об умышленном игнорировании требований закона, в данном случае действия юридического лица признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в решении суда, которое мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении.
Доводы жалобы стороны защиты не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает три условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ это совершение административного правонарушения впервые, внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Вместе с тем, анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела, вопреки ссылкам в жалобе, не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного административного штрафа на предупреждение, поскольку в данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей, возложенных законодательством.
Кроме того, согласно примечанию к ст. 8.46 КоАП РФ за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.
При таких обстоятельствах применение ч.1 ст.4.1.2 КоАП РФ в данном деле не возможно.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 8.46 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного административного правонарушения, имущественного положения юридического лица, что соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, является минимальным.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы, в данном случае не имеется.
Доказательств невозможности исполнения назначенного наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на общество административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принципы презумпции невиновности и законности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов должностного лица административного органа и судьи районного суда, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора адрес в области охраны окружающей среды N0403-1420/2022/ТимМП от 10.08.2022 года, решение судьи Тимирязевского районного суда адрес от 07 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении адрес N 7" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.