Судья Московского городского суда Павлов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Б ... на постановление судьи Никулинского районного суда
г. Москвы от 23 июня 2023 года, которым постановлено:
"Признать Б... виновным в совершении административного правонарушения, преду смотренного ч. 4 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере сумма",
УСТАНОВИЛ:
29 мая 2023 года в отношении Б... составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в районный суд.
Постановлением судьи районного суда Б... признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ, и подвергнут административному штрафу.
Не согласившись с постановлением судьи, заявитель обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, в обоснование жалобы указывая на то, что судом не дана оценка степени общественной опасности вменяемого правонарушения; наличие права выражать свое мнение; малозначительность вмененного правонарушения.
В судебное заседание Московского городского суда Б... не явился, о дате и времени его проведения уведомлялся надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Б.., пояснения должностного лица Роскомнадзора по ЦФО, не усматриваю оснований для отмены или изменения постановления судьи.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В силу ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ производство материалов и (или) их распространение иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалов, направляемых иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы или организации в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо информации, касающейся вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года
N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", распространяемой в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалы, направляемые иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", к видам деятельности, осуществляемой иностранным агентов, в том числе, относится распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), и (или) участие в создании указанных сообщений и материалов.
Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2022 года N 2108 утверждены Правила размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе требований к их размещению, а также форм указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
В соответствии с Правилами, сообщения и материалы иностранного агента, распространяемые на адрес, должны сопровождаться следующим указанием: "Настоящий материал (информация) (произведен, распространен и (или) направлен) иностранным агентом (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), содержащиеся в реестре иностранных агентов) либо касается деятельности иностранного агента (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), содержащиеся в реестре иностранных агентов)".
Как усматривается из материалов настоящего дела, Б.., признанный в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, 27 февраля 2023 годжа в 18 час. 04 мин, 20 марта 2023 года в 10 час. 26 мин, 28 марта 2023 года в 23 час. 33 мин, 12 апреля 2023 года в 04 час. 49 мин. по адресу: адрес, допустил распространение материалов в мессенджере "... " по адресам:
-... (дата и время публикации 27.02.2023 года в 18:04), -... (дата и время публикации 20.03.2023 года в 10:26);
-... (дата и время публикации 28.03.2023 года в 23:33);
-... (дата и время публикации 12.04.2023 года в 04:49) без указания на то, что эти материалы (информация) произведены и (или) распространены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента, тем самым допустил нарушение требований части 3 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
Согласно сведениям, содержащимся в реестре Минюста России, Б... как физическое лицо, распространяющее предназначенные для неограниченного круга лиц печатные аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), включен в реестр иностранный средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, 29 июля 2022 года под номером 410.
Действия Б... квалифицированы по ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Фонда в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются:
- актом изготовления снимков с экрана от 11 мая 2023 года, фототаблицей, протоколом об административном правонарушении от 29 мая 2023 года N.., скриншотами реестра иностранных агентов, расположенном на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации, сопроводительными письмами, ответом на запрос, иными материалами дела.
Как верно указал суд первой инстанции, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованиями закона, в связи с чем не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.
Доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При этом перечисленные выше доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях Фонда события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ.
Доводы жалобы заявителя о нарушении его прав на выражение своего мнения как журналиста, отсутствии оценки степени общественной опасности вменяемого правонарушения, формальны, не обоснованы, в большей степени сводятся к уклонению заявителя от административной ответственности за совершенное правонарушение, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что лицом приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у Б... имелась, доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях лица.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности последнего в совершении вмененного административного правонарушения.
Административное наказание Быкову Д.Л. назначено судьей в соответствии с требованиями КоАП РФ и соответствует санкции ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ, в связи с чем доводы жалобы заявителя о необоснованном назначении судом наказания и наличие оснований к признанию правонарушения малозначительным судом апелляционной инстанции также отклоняются.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не допущено. Оснований для отмены или изменения постановления судьи, с учетом доводов, изложенных в жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 23 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ, в отношении Б... оставить без изменения, жалобу Б... - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.