Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника адвоката фио в интересах Султонова Х.М. на постановление судьи Тушинского районного суда адрес от 1 марта 2024 г., которым гражданин адрес Хомиджон Маликович, паспортные данные, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ
28 февраля 2024 г. в отношении Султонова Х.М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение в Тушинский районный суд адрес, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В настоящей жалобе защитником поставлен вопрос об отмене судебного постановления и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения по доводам, приведенным в жалобе.
фио, находящийся в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по адрес, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств в порядке ст. 24.4 КоАП РФ не заявлял.
Требование части 3 ст. 25.1 КоАП РФ, предусматривающей обязательное присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности в виде административного ареста или административного выдворения, распространяется лишь на стадию рассмотрения дела об административном правонарушении. В гл. 30 КоАП РФ, регулирующей порядок пересмотра постановлений и решений по таким делам, подобных норм нет.
Поэтому, учитывая разъяснение Верховного Суда РФ в Обзоре судебной практики за адрес 2008 г. (вопрос N 7), прихожу к выводу, что настоящая жалоба, поданная в интересах Султонова Х.М, может быть рассмотрена в отсутствие лица, подвергнутого административному выдворению, поскольку имеются данные о надлежащем извещении Султонова Х.М. о месте и времени судебного разбирательства, от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения жалобы.
Защитник Султонова Х.М. адвокат фио в судебном заседании поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения защитника, проверив доводы жалобы, нахожу постановление судьи законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Частью 1 ст. 27 Конституции РФ установлено, что каждый, кто законно находится на адрес, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В силу п.п. 3, 7 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" миграционный учет осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан.
В соответствии с ч.ч.1-3 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона.
Срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания составляет семь рабочих дней со дня прибытия в место пребывания либо со дня получения временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, если иностранный гражданин: находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания; осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом в организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона; находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства; находится в учреждении, исполняющем административное наказание.
В соответствии с ч.3 ст.1 "Соглашения между Российской Федерацией и адрес о порядке пребывания граждан адрес на адрес" (Заключено в адрес 08.02.2013) в случае пребывания гражданина адрес на адрес свыше 15 дней указанный гражданин обязан встать на учет по месту пребывания в компетентных органах Российской Федерации в соответствии с ее законодательством.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания: по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает; по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.
Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.
Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, об адресе организации в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Согласно п. 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 г. N 9, иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, подлежат постановке на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в течение 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания либо с даты получения временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 3, частями 4.1, 4.2 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ.
Согласно ст. 22 этого же Федерального закона постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей.
Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации); после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 настоящей статьи; принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно - лично или в электронной форме либо через многофункциональный центр либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 настоящей статьи; передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания. В случае, если уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подано в электронной форме, принимающая сторона после поступления отрывной части данного уведомления в электронной форме, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета, изготавливает путем распечатки на бумажном носителе копию отрывной части указанного уведомления и передает ее прибывшему иностранному гражданину.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.
Частью 3 ст.18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность, в частности, за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении порядка выбора места пребывания или жительства, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес.
В соответствии с ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, которое влечет наложение административного штрафа в размере от семи тысяч до сумма прописью с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Как установлено судьей районного суда, 28 февраля 2024 г. в 07 час. 00 по адресу: адрес (строительный городок) в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства, сотрудниками ОМВД России по адрес выявлен гражданин адрес, который, будучи поставленным на миграционный учет по адресу: адрес, фактически проживал по адресу: адрес (строительный городок), в нарушение ст.ст.20-22 Федерального закона от 18.07.2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", повторно в течение года нарушив режим пребывания на адрес, поскольку постановлением начальника ОМВД России по адрес от 2 октября 2023 г, вступившим в законную силу 13 октября 2023 г, был привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; рапортом сотрудника полиции; письменными объяснениями Султонова Х.М.; сведениями АС ЦБДУИГ; постановлением от 02.10.2023 о привлечении Султонова Х.М. к административной ответственности по ч.3 ст.18.8 КоАП РФ; фотоматериалом; письменными объяснениями свидетеля фио; отрывной частью бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и иными материалами дела.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Факт проживания Султонова Х.М. в строительном городке по адресу: адрес достоверностью подтверждается вышеприведенными доказательствами, в том числе, показаниями допрошенного должностным лицом административного органа 29.02.2024 с соблюдением требований ст.25.6 КоАП РФ в качестве свидетеля фио, а также письменными объяснениями самого Султонова Х.М, данными им на досудебной стадии производства по делу, в которых он не отрицал своё фактическое проживание в строительном городке по адресу: адрес.
Ставить под сомнение достоверность изложенных Султоновым Х.М. сведений относительно своего фактического проживания в адрес оснований не имеется, так как они лично прочитаны Султоновым Х.М, соответствие их письменного изложения сотрудником полиции устным пояснениям заверено Султоновым Х.М. собственноручно.
При вышеизложенном, объяснения Султонова Х.М, данные им в судебном заседании при рассмотрении дела в суде первой инстанции, о нахождении в момент задержания в гостях у знакомых, проживающих в строительном городке по адресу: адрес, не могут повлиять на законность состоявшегося судебного постановления, поскольку по существу указанные объяснения направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, расцениваются, как стремление Султонова Х.М. избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Нарушений судьей положений ст.26.11 КоАП РФ, исходя из имеющихся в деле доказательств, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Султонова Х.М, прибывшего в РФ 17.02.2024, состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.18.8 КоАП РФ, со ссылкой на положения ст.1 "Соглашения между Российской Федерацией и адрес о порядке пребывания граждан адрес на адрес" об освобождении иностранного гражданина от обязанности по постановке на учет по месту пребывания в компетентных органах Российской Федерации в течение 15 дней с момента прибытия в РФ, являются несостоятельными, поскольку невыполнение обязанности встать на миграционный учет по месту пребывания в РФ по истечении 15 дней Султонову Х.М. не вменялось.
Доводы жалобы о нарушении права на защиту Султонова Х.М, в связи с вынесением постановления о назначении административного наказания в отсутствие защитника, не извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного акта.
КоАП РФ предусматривает право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, пользоваться юридической помощью защитника, который может участвовать в таком производстве с момента возбуждения дела об административном правонарушении и вправе знакомиться со всеми его материалами, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с данным Кодексом (часть 1 статьи 25.1, части 1, 4 и 5 статьи 25.5).
Согласно ч.4 ст.25.5 КоАП РФ защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
В соответствии с п.3) ч.4 ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, Султонову Х.М. перед составлением протокола об административном правонарушении были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, в том числе право заявлять ходатайства, а также пользоваться юридической помощью защитника, что подтверждается его собственноручной подписью в соответствующей графе протокола (л.д. 3).
Однако ходатайства о необходимости воспользоваться юридической помощью защитника в порядке ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ Султоновым Х.М. должностному лицу полиции заявлено не было, доказательства иного в материалах дела отсутствуют.
Из материалов дела следует, что определением судьи Тушинского районного суда адрес от 01 марта 2024 г. настоящее дело об административном правонарушении назначено к рассмотрению на 1 марта 2024 г. в 10 часов 20 минут (л.д.30).
При рассмотрении дела в суде первой инстанции, Султонову Х.М. были разъяснены положения ст. 51 Конституции РФ и процессуальные права, предусмотренные ст.ст.24.2, 25.1 КоАП РФ, в том числе, право пользоваться услугами переводчика и юридической помощью защитника, в чем заявитель собственноручно расписался (л.д.31), соответствующих ходатайств, заявленных в порядке ст.24.4 КоАП РФ, Султоновым Х.М. заявлено не было.
При этом ордер от 1 марта 2024 г. на осуществление защиты Султонова Х.М. при рассмотрении дела об административном правонарушении в Тушинском районном суде адрес адвокатом фио предоставлен в материалы дела уже после его рассмотрения, что также следует из расписки защитника фио об ознакомлении с материалами дела в 13 часов 56 минут 01.03.2024 (л.д.35).
Вопреки доводу жалобы, обращение 29.02.2024 защитника фио в Тушинский районный суд адрес суд с ходатайствами в интересах Султонова Х.М, не свидетельствуют о нарушении судьей районного суда норм КоАП РФ и права на защиту Султонова Х.М, поскольку из материалов дела следует, что на указанную дату дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении Султонова Х.М. в производстве Тушинского районного суда адрес не находилось, так как на основании определения судьи Тушинского районного суда адрес от 29 февраля 2024 г. протокол об административном правонарушении по ч.5 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении Султонова Х.М. был возвращен составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма с принудительным административным выдворением за пределы РФ назначено судом Султонову Х.М. в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3, 5, 3.10, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.5 ст. 18.8 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, личности виновного, основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Султонову Х.М. указанной меры ответственности, и соответствует предусмотренным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Оснований для отмены или изменения постановления судьи, с учетом доводов, изложенных в жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление судьи Тушинского районного суда адрес от 1 марта 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина адрес Хомиджона Маликовича оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда
Е.
А.Новикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.