"О применении пенсионного законодательства"
Предлагаю на страницах журнала "Псковский судебный вестник" обсудить вопрос о порядке взыскания пени в принудительном порядке на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, начисление которых произведено после вынесения решения суда о взыскании суммы недоимки и пени на нее. которое не исполнено.
Вопрос взыскания пени Пенсионным фондом РФ достаточно актуален, т.к. законодателем такой порядок прямо не определен, а единой судебной практики по рассмотрению данных вопросов как в Арбитражных судах, судах общей юрисдикции, мировыми судьями не имеется.
Например.
N в настоящее время предпринимателем не является, имел задолженность по уплате страховых взносов и пени за 2003 год. Решением Арбитражного суда от октября 2004 года с него взысканы в доход Пенсионного фонда РФ 1800 рублей - задолженность по страховым взносам и пени в размере 169 руб. 80 коп. Расчет суммы пени произведен по состоянию на 20.07.2004 года, т.е. на момент выставления N ПФ РФ требования об уплате страховых взносов. Решение суда не исполнено. В мае 2005 г. ПФ РФ выставляет требование о взыскании пени в размере 234 руб. 80 коп., расчет которых произведен с 21.07.2004 г. по 17.05.2005 г. и в августе 2005 г. обращается с иском о взыскании пени к мировому судье.
Каким образом должно производиться взыскание, какими нормами при этом следует руководствоваться?
Порядок уплаты и принудительного взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлен Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ, в соответствии со статьей 2 которого правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Закон о пенсионном страховании не регламентирует порядок взыскания недоимки и пени, за исключением указания на судебный порядок, следовательно, подлежат применению нормы ПК РФ.
Из смысла пункта 2 статьи 25 указанного Закона следует, что законодатель установил только судебный порядок взыскания недоимки и пеней, наделив этими полномочиями только Пенсионный фонд, исключив их взыскание в бесспорном порядке
Исходя из Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и принятого 31.12.2001 Федерального закона N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога.
Согласно статье 3 Федерального закона N 167-ФЗ страховые взносы определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса РФ.
В зависимости от восприятия судом понятий: срок уплаты (начисления) пени, требование об уплате пени, срок предъявления требований об уплате пени - будет и его решение. Следует ли в отношениях с ПФ применять сроки, установленные ПК РФ? Ведь платежи в ПФ РФ - взносы на страховую и накопительную часть - это не налог, это не ЕСН. Возможно, нужно смотреть не НК РФ, а Закон, относящийся к пенсионным взносам?
С учетом изложенного может существовать несколько позиций по начислению и взысканию пени.
Позиция 1.
Пени и налог не одно и то же. Ст.70 НК РФ относится к требованию об уплате налога, а не пени. Срок уплаты (начисления) пени законодательно не определен. Следовательно, к пени относится общий срок - 3 года.
Позиция 2.
Учитывая, что Закон о пенсионном страховании не регламентирует порядок взыскания недоимки и пени, за исключением указания на судебный порядок, следовательно, подлежат применению нормы ПК РФ.
Ст. 75 НК РФ п.6. "Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества в порядке, предусмотренном ст. 46-48 НК".
Ст. 46 НК РФ п.З. "Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога".
Ст. 70 НК. "Требование об уплате налога должно быть направлено не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога..."
Следуя нормам НК РФ. ст. 70 регулирует порядок предъявления требований и при взыскании пени, поскольку эта процедура прямо предусмотрена порядком ст. 46. и ст. 75 "Пени" НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 48 Кодекса исковое заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пени начисляются со срока для уплаты налога по день фактического перечисления денег в уплату налога. Срок предъявления требований по уплате пени 3 мес. после начисления пени (ст.70), а срок решения о взыскании - не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате пени.
Общий срок исковой давности статьями 46 - 48 НК РФ не предусмотрен.
Позиция 3.
В соответствии с п.6 ст.26 ФЗ от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ следует, что сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таковых сумм в полном объеме. Т.е. исковые требования о взыскании пени могут быть выдвинуты ПФ РФ после исполнения требования (решения суда) о взыскании страховой суммы с учетом сроков исковой давности.
Позиция 4.
Решение о взыскании пени следует принимать с учетом требований ст. 395 ГК РФ. В случаях, если денежное обязательство исполнено должником до вынесения решения, в решении суда указывать подлежащие взысканию с должника пени в твердой сумме; если не исполнено, то сведения о денежной сумме, на которую начислены пени, дате, начиная с которой производится начисление, размере с учетом ставок, с указанием на то, что пени подлежат начислению по день фактической уплаты кредитором денежных средств, а также сроки исковой давности.
В.К. Крылов
Судья Куньинского районного суда
В Плюсском районном суде рассматривается гражданское дело по иску 11 граждан, которые обратились с требованиями к ГУ отделения Пенсионного фонда РФ в Плюсском районе, Управлению Пенсионного фонда РФ в Псковской области, Пенсионному фонду Российской Федерации о признании права быть застрахованными в Пенсионном фонде РФ без присвоения страхового номера, признании ранее присвоенных номеров недействительными и их обезличивании, внесении изменений в автоматизированные информационные системы: "Системы персонифицированного учета для ПФР", "Налог", чтобы в отношении человека не применялся единый уникальный идентификационный знак - страховой номер.
При обращении в Пенсионный фонд Российской Федерации им в удовлетворении вышеуказанных требований было отказано. В своем иске заявители указали, что являются православными христианами (прихожанами одной из церквей Плюсского района) и присвоение им пожизненного, несменяемого страхового номера нарушает их право на даваемое при крещении имя и право совершать все действия от своего имени, что является грубым нарушением свободы вероисповедания, оскорбляет их религиозные чувства как верующих, так как номер содержит в себе антихристианскую символику, а именно "число имени зверя "666".
При этом истцы вернули в отделение Пенсионного Фонда РФ страховые свидетельства и часть из них отказались получать пенсию до обезличивания номера, разумеется, испытывая при этом материальные трудности.
В соответствии с главой 3 Гражданского кодекса РФ данные споры отнесены к подсудности районных судов.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству были определены правовые нормы, которые подлежат применению, и проанализированы те, на которые ссылаются истцы в заявлении и ответчики в своих возражениях на иск.
В частности, истцы ссылаются на ФЗ РФ от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в результате применения которого, по их мнению, и нарушаются права человека, закрепленные в ст.ст. 17. 28 Конституции России, ФЗ РФ от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединений", ст. 19 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой гражданин приобретает права и обязанности под своим именем, а также постановление правительства РФ от 15 марта 1997 года N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования", которым утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В своих доводах они поясняют, что после неоднократных обращений граждан были внесены изменения в вышеуказанную Инструкцию, например, изменено понятие страхового номера лицевого счета как постоянного номера, присваиваемого Пенсионным фондом Российской Федерации лицевому счету застрахованного лица, а не постоянного персонального номера лицевого счета, что, по сути, носит формальный характер, так как ни структура, ни назначение данного номера не изменились, и продолжают служить для идентификации лица по номеру, что противоречит их убеждениям.
Необходимо отметить, что как истцы, так и ответчики в своих возражениях на иск ссылаются на одни и те же правовые нормы, интерпретируя их каждый по-своему.
В связи с чем полагаю, что для правильного разрешения спора необходимо выяснить, что именно подразумевается под персонифицированным учетом, для каких целей он применяется, что законодатель вкладывает в понятие "индивидуальный лицевой счет застрахованного лица", какова его структура, какие сведения в него аккумулируются и как он используется. Для правильного понимания характера спорного правоотношения можно изучить внутренние документы Пенсионного фонда РФ, в частности "Руководство пользователя Персонифицированный учет для ПФР (версия 4.0.)" Концепция организации персонифицированного учета застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования (утверждена Постановлением Правления ПФР от 24 января 1995 года N 13).
В конечном итоге суду необходимо ответить на вопрос, является ли страховой номер лицевого счета заменой имени человека в общепринятом смысле.
Как следует из правоприменительной практики других регионов, где такие обращения граждан имели место, суды по-разному разрешают данные споры, в некоторых случаях полностью или частично удовлетворяют заявленные требования либо полностью отказывают в их удовлетворении.
По настоящее время аналогичных дел в Плюсском районном суде не рассматривалось, решение по делу на сегодняшний день не принято, однако есть основания полагать, что оно не будет последним и за ним последуют другие, возможно, и в других районах области.
В связи с этим хотелось бы, чтобы эта проблема была обсуждена и в дальнейшем позволила судам области подходить к разрешению дел с единых правовых позиций.
М.Ю. Ищенко
Судья Плюсского районного суда
"Псковский судебный вестник", N 2, 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"О применении пенсионного законодательства"
Авторы
В.К.Крылов - судья Куньинского районного суда
М.Ю.Ищенко - судья Плюсского районного суда
Псковский судебный вестник, 2005, N 2