Решение Псковского областного суда
от 14 января 2020 г. N 3-3/2002
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 марта 2002 г. N 91-ГО2-2 настоящее решение оставлено без изменений, кассационная жалоба К. - без удовлетворения
Текст определения опубликован в журнале "Сборник законодательства Псковской области", 2002 г., N 45, стр. 132-135
Установил:
29 марта 2001 года принят Устав Псковской области, в соответствии с частью первой статьи 25 которого депутат областного Собрания не может одновременно занимать должность главы муниципального образования.
Аналогичное ограничение, связанное со статусом депутата областного Собрания, установлено частью 2 статьи 6 Закона Псковской области от 19.08.94 года N 4-оз /в редакции закона от 12.11.01 года N 157-оз/ "О статусе депутата Псковского областного Собрания депутатов", статьей 9 Закона Псковской области от 13.11.01 года N 158-ОЗ "О выборах депутатов Псковского областного Собрания депутатов".
Законом Псковской области от 19.07.01 года N 145-оз "О статусе главы муниципального образования", пдп.1 п.1 статьи 8 также запрещено совмещение полномочий главы муниципального образования со статусом депутата законодательных /представительных/ органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Ассоциация муниципальных образований Псковской области и гражданин К., являющийся Главой муниципального образования "Струго-Красненский район", обратились в суд с заявлениями о признании указанных положений приведенных Законов Псковской области не соответствующими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению, по тем основаниям, что они противоречат ст. 12 Федерального Закона N 184-ФЗ от 06.10.99 года "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", так как устанавливают не предусмотренные федеральным законом дополнительные ограничения и тем самым ущемляют интересы муниципальных образований и их Глав, через представительство которых в областном Собрании, в случае возможности совмещения должности Главы муниципального образования с депутатской деятельностью, муниципальные образования могли бы участвовать в решении важных для них государственных вопросов, а также нарушают права К., имеющего намерение баллотироваться в депутаты Псковского областного Собрания депутатов, который в случае избрания обязан сложить полномочия главы муниципального образования.
В судебном заседании представитель Псковского областного Собрания депутатов Ш. против удовлетворения заявлений не возражал, но пояснил, что позиция областного Собрания, как коллегиального органа, изложена в оспариваемых нормах Законов Псковской области.
Представители Администрации Псковской области С., Н. с заявлениями не согласились и просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав заявителя К., представителей Ассоциации муниципальных образований Псковской области, Псковского областного Собрания депутатов, Администрации Псковской области, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявлений по следующим основаниям.
В соответствии с п.6 ст.18 ФЗ N 154-фз от 28.08.95 года /в редакции от 04.08.00 г/ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статус выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные с ним, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.
Конституцией РФ статус выборного должностного лица местного самоуправления не установлен; федерального закона, определяющего статус этого лица и устанавливающего перечень ограничений в связи с осуществлением им своих полномочий, в настоящее время также не имеется.
Данный вопрос относится к вопросу установления общих принципов организации местного самоуправления и согласно п."н" ч.1 ст.72 Конституции РФ он отнесен к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому до принятия федеральных законов по вопросам совместного ведения в силу ст.76 Конституции РФ и ст.12 ФЗ N 119-фз от 24.06.99 года "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" субъект РФ вправе осуществить собственное правовое регулирование этого вопроса посредством издания соответствующего закона или иного нормативного правового акта.
Исходя из этого, суд приходит к выводу, что, установив в пдп.1 пункта 1 статьи 8 Закона Псковской области N 145-оз от 19.07.01 года "О статусе главы муниципального образования" ограничение в виде невозможности совмещения должности главы муниципального образования со статусом депутата законодательного /представительного/ органа государственной власти субъекта, Псковское областное Собрание депутатов в соответствии с Конституцией РФ и действующим федеральным законодательством, в пределах компетенции, произвело собственное правовое регулирование по данному вопросу.
Доводы заявителя К., представителей Ассоциации муниципальных образований Псковской области и Псковского областного Собрания депутатов о несоответствии вышеуказанной нормы статье 12 Федерального Закона N 184-фз от 06.10.99 года "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не могут быть приняты во внимание, поскольку данным законом вопросы, связанные со статусом выборного должностного лица местного самоуправления не регулируются.
Кроме того, согласно Уставу Струго-Красненского района Псковской области /статьи 3, 17, 33/ глава района является органом местного самоуправления, он наделен полномочиями на решение вопросов местного значения и возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления с правом издания по вопросам своего ведения правовых актов.
При одновременном совмещении К. этой должности с депутатской деятельностью в Псковском областном Собрании депутатов будет нарушен конституционный принцип, предусмотренный ст. 12 Конституции РФ о не вхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти.
Указанная правовая позиция усматривается и из Определения Конституционного Суда РФ N 92-О от 26.09.96 года.
Оспаривая положения ч.1 ст.25 Устава Псковской области, ч.2 ст.6 Закона Псковской области "О статусе депутата Псковского областного Собрания депутатов", ст.9 Закона Псковской области "О выборах депутатов Псковского областного Собрания депутатов", запрещающей депутату областного Собрания одновременно занимать должность главы муниципального образования, Ассоциация муниципальных образований Псковской области и гражданин К. исходят из того, что предусмотренный статьей 12 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень ограничений, связанных с депутатской деятельностью, является исчерпывающим и поскольку он такого ограничения не содержит, закон субъекта, с учетом верховенства федерального закона, не вправе его расширить.
Однако с такой позицией суд согласиться не может.
Из пункта 4 статьи 10 указанного Федерального Закона следует, что статус депутата законодательного /представительного/ органа государственной власти субъекта РФ регулируется данным законом, другими федеральными законами, конституцией /уставом/ и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно п.7 ст.4 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, в том числе с невозможностью находиться на государственной или муниципальной службе, входить в состав законодательного /представительного/ органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ.
Статьей 12 Федерального Закона N 184-ФЗ от 06.10.99 года /в редакции от 08.02.01 года/ определено, что депутат в течение срока своих полномочий не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, судьей, занимать иные государственные должности РФ, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из смысла приведенных норм, по мнению суда, субъект РФ с учетом положений федеральных законов, ограничивающих возможность совмещения депутатской деятельности с иной деятельностью, вправе предусмотреть в своих уставах, законах и другие ограничения, не перечисленные в вышеуказанной статье.
Так, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 5 статьи 14 установлен запрет на осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами.
Должность депутата областного Собрания в силу ст.1 ФЗ N 119-фз от 31.07.95 года /в редакции закона от 07.11.00 года/ "Об основах государственной службы Российской Федерации" и ч.2 ст. 26 Устава Псковской области является государственной должностью; главы муниципального образования, согласно ст.1 ФЗ N 8-фз от 08.01.98 года /в редакции закона N 75-фз от 13.04.99 года/ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" муниципальной.
Совмещение государственной и муниципальной должностей, в частности, замещение депутатом законодательного /представительного/ органа государственной власти субъекта должности главы муниципального образования, Определением Конституционного Суда РФ N 98-О от 15 мая 2001 года признано не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Этот вывод вытекает и из правовых позиций Конституционного Суда РФ, сформулированных в Постановлениях от 24.01.97 г., 15.01.98 г., 29.05.98 г., а также Определениях от 11.06.99 г., 08.10.99 г., 02.11.00 г.
Данные решения КС РФ сохраняют свою силу, а изложенные в них правовые позиции распространяются на организацию и формирование как органов государственной власти, так и местного самоуправления, следовательно, они подлежат применению при рассмотрении данного дела.
В соответствии с ч.2 ст.87 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание КС РФ какого-либо положения нормативного акта, в том числе закона субъекта РФ, не соответствующим Конституции РФ порождает обязанность отмены в установленном порядке аналогичных положений, в том числе и содержащихся в законах других субъектов РФ, и не могут применяться судами.
С учетом изложенного, исходя из вышеуказанных норм федерального закона и положений ст.ст.10, 11, 12 Конституции РФ, в соответствии с которыми государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами госвласти РФ и ее субъектов; а также с учетом принципа самостоятельности местного самоуправления и не вхождения его органов в систему органов государственной власти, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормы Устава и Законов Псковской области не противоречат федеральному законодательству, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения заявлений Ассоциации муниципальных образований Псковской области и гражданина К.
Руководствуясь ст.239-7 ГПК РСФСР суд
Решил:
В удовлетворении заявлений К. и Ассоциации муниципальных образований Псковской области о признании не действующими и неподлежащими применению ч. 1 ст.25 Устава Псковской области от 12.04.01 года N 1-у, ст.9 Закона Псковской области N 158-оз от 13.11.01 г. "О выборах депутатов Псковского областного Собрания депутатов", ст.6 Закона Псковской области N 4-оз от 19.08.94 г. /в редакции закона N 157-оз от 12.11.01 г./ "О статусе депутата Псковского областного Собрания депутатов", пдп.1 п.1 ст.8 Закона Псковской области N 145-оз от 19.07.01 г. "О статусе главы муниципального образования в Псковской области" в части установления ограничения для одного и того же лица одновременно являться депутатом Псковского областного Собрания депутатов и занимать должность главы муниципального образования отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в Верховный Суд Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Псковского областного суда от 14 января 2002 г. N 3-3/2002
Текст решения официально опубликован не был
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 марта 2002 г. N 91-ГО2-2 настоящее решение оставлено без изменений, кассационная жалоба К. - без удовлетворения