Решение Арбитражного суда Псковской области
от 3 февраля 2005 г. N А52/7213/2004/2
Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Васильевой О.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Васильевой О.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ЗАО "Псковсинтезнефть"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской
области
о признании недействительным п.1 решения от 13.09.2004г. N 09-24/2167 и
обязании ответчика принять решение о возврате уплаченного
штрафа в сумме 5000 руб.
при участии в заседании:
от истца: Овчинина И.Е. - заместитель начальника юридического отдела
доверенность от 19.04.2004 года
от ответчика: Рарог О.И..- ведущий специалист юридического отдела,
доверенность N 08 от 18.01.2005 года
сущность спора: Закрытое акционерное общество "Псковсинтезнефть" обратилось в суд с иском к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по городу Пскову о признании недействительным пункта 1 решения N 09-24/2167 от 13.09.2004г. о привлечении ЗАО "Псковсинтезнефть" к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 118 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 5000 руб.
Представитель ответчика исковые требования не признала, как необоснованные. Отсутствует порядок возврата штрафа из бюджета.
В связи с приказом Управления Федеральной налоговой службы Псковской области ФНС России N 1-и от 25.11.2004г. о реорганизации, надлежащим ответчиком по долу считать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области.
Исследовав материалами дела, выслушав представителей сторон, суд
Установил:
25.06.2004г. во "ВНЕШЭКОНОМБАНКЕ" был закрыт специальный транзитный валютный счет ЗАО "Псковсинтезнефть" N 40702840680830150923.
О закрытии данного счета ЗАО "Псковсинтезнефть" в налоговый орган не сообщило.
23.08.2004г. налоговый орган составил акт о нарушении законодательства о налогах и сборах N09-24/1737, 13.09.2004г., принял решение о привлечении ЗАО "Псковсинтезнефть" к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 118 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 5000 руб. за не сообщение ему о закрытии вышеуказанного счета, 13.09.2004г. предъявил требование N 10162 об уплате штрафа в срок до 23.09.2004г.
Платежным поручением 2404 от 16.11.2004г. ЗАО "Псковсинтезнефть" оплатило штраф в сумме 5000 руб.
Как видно из материалов дела, вышеуказанные специальный транзитный и транзитный счета были открыты ответчику банком при заключении с ним договоров на расчетно-кассовое обслуживание в иностранной валюте и открытии текущих валютных счетов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии либо закрытии счетов.
Согласно статье 118 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
В пункте 2 статьи 11 НК РФ определено понятие счета, согласно которому счета (счет) это расчетные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, к понятию "счет", используемому в Налоговом кодексе Российской Федерации применяются три требования, а именно: наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке; возможность зачисления на счет денежных средств; возможность расходования денежных средств со счета.
Поскольку текущий валютный счет отвечает всем признакам, указанным в данной статье кодекса, следовательно, налогоплательщик обязан на основании статьи 23 НК РФ сообщать о его открытии либо закрытии в налоговый орган.
В соответствии с пунктом 13 Указания Центрального банка России от 20.10.1998г. N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами -резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее- Указание N 383-У) специальный транзитный валютный счет - это счет, открываемый уполномоченным банком без участия резидента в целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи.
На специальный транзитный валютный счет зачисляются поступления в иностранной валюте в пользу резидента. Списание иностранной валюты со специального транзитного валютного счета резидента допускается только в случаях и порядке, установленных пунктом 4 Указания N 383-У.
Следовательно, специальный транзитный валютный счет открывается резиденту банком без заключения договора банковского счета в одностороннем порядке в целях осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства. Открытие специального транзитного валютного счета является обязательным в силу императивных требований банковского и валютного законодательства и не зависит от волеизъявления налогоплательщика. Специальный транзитный валютный счет открывается одновременно с текущим валютным счетом и не является самостоятельным предметом договора банковского счета. Правовым режимом указанного счета, установленным Указанием N 383-У, не предусмотрено осуществление операций по уплате и взысканию налогов.
Поскольку специальный транзитный валютный счет не подпадает под признаки счета, указанные в статье 11 НК РФ, у общества отсутствовала обязанность сообщить в налоговый орган об открытии названного счета.
Транзитный валютный счет в соответствии с Инструкцией о порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, утвержденной приказом Центрального банка Российской Федерации от 29.06.1992г. N02-104А, открывается одновременно с текущим валютным счетом, не является самостоятельным предметом договора банковского счета и также не отвечает всем признакам счета, указанным в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 5 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Поскольку транзитный валютный и специальный транзитный счета не являются счетами, с которых может производиться взыскание налога, то нет необходимости извещать налоговые органы об их открытии или закрытии.
При таких обстоятельствах надлежащих оснований для привлечения общества к налоговой ответственности за не сообщение об открытии спорных счетов у заявителя не имелось. Пункт 1 решения от 13.09.2004 года N 09-24/2167о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах подлежит признанию недействительным.
Допущенное нарушение прав и законных интересов ЗАО "Псковсинтезнефть" должно быть устранено путем возмещения ему из бюджета суммы излишне оплаченного штрафа.
Отсутствие в статьях 78,79 Налогового кодекса Российской Федерации порядка зачета или возврата излишне уплаченной суммы штрафа не служит основанием для отказа в них налогоплательщику.
В соответствии с ч.5 п.1 ст. 20 налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном кодексом предусмотрена ч.5 п.1 ст. 32 Налогового кодекса РФ.
В соответствии в частями 1 и 6 ст. 13 АПК РФ арбитражный суд разрешает споры на основании Конституции РФ, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное правоотношение, арбитражный суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм, разрешает спор исходя их общих начал и смысла закона.
Специфика применения аналогии права к налоговым отношениям заключается в том, что в силу п.7 ст.З НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Таким образом, по мнению суда, возмещение излишне уплаченной суммы штрафа должно производиться в порядке, установленном главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации. Возражения ответчика в этой части не могут быть приняты судом.
В соответствии со статьями 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований. Так как налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины по делам данной категории, заявителю следует возместить из федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать недействительным решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову от 13.09.2004 года N 09-24/2167 о привлечении ЗАО "Псковсинтезнефть" к ответственности за нарушение налогового законодательства.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области возместить ЗАО "Псковсинтезнефть" излишне уплаченный штраф 5000 руб.
Возместить ЗАО "Псковсинтезнефть" из федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб.
Выдать исполнительный лист.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Псковской области.
Судья: |
О.Г.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Псковской области от 3 февраля 2005 г. N А52/7213/2004/2
Текст решения официально опубликован не был