Решение Опочецкого районного суда Псковской области (извлечение)
от 3 сентября 2007 г. N 2-265
А.Е.И. обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия в части продажи п. 1-3 Положения о продаже и приобретении объектов жилищного фонда, утвержденного решением Собрания депутатов Опочецкого района Псковской области 20 апреля 2006 года, и признание данного Положения в части продажи нарушающим права граждан на жилище.
На судебном заседании А.Е.И. поддержал свои требования и суду пояснил, что Положение о продаже и приобретении объектов жилищного фонда, утвержденное Собранием депутатов Опочецкого района Псковской области в части продажи и приобретении объектов жилищного фонда противоречит федеральному законодательству, а именно ст. 14 ЖК, где указано, что органы местного самоуправления не наделены правом продажи муниципального фонда, и эта же статья Жилищного кодекса не наделяет полномочиями органы местного самоуправления по переводу муниципального жилищного фонда в жилищный фонд коммерческого использования.
Статья 1 Федерального закона N 178 от 27.12.2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества" говорит, что муниципальный жилищный фонд не подлежит возмездному отчуждению в собственность других лиц, то есть не продается.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату и номер вышеупомянутого Федерального закона следует читать как "21.12.2001" "N 178-ФЗ"
Вышеупомянутое Положение о продаже нарушает права граждан, вставших на очередь на получение жилья до 1 марта 2005 года.
Заявитель просит Положение от 20 апреля 2006 года (разделы 1, 2, 3) признать недействующим с момента издания, так как оно нарушает права 309 семей, стоящих на очереди на получение жилья по договорам социального найма.
Представитель Собрания депутатов Опочецкого района К.Н.А. требования А.Е.И. не признал и суду пояснил, что в ст.40 Конституции указано, что каждый гражданин имеет право на жилище. А. жилье имеет, применительно к данной местности ветхим оно не является и судом не признано. Он стоит на очереди на получение жилья. Приняв решение о продаже муниципального жилищного фонда, тем самым для определенной категории граждан Собрание депутатов создало условия для осуществления права на жилище. Малоимущим гражданам жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату.
Статья 14 п. 10 ЖК РФ относит иные вопросы к компетенции органов местного самоуправления в области жилищного фонда. Устав муниципального образования "Опочецкий район", ст.4, говорит, что к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Весь жилищный фонд находится во владении органа местного самоуправления, Собрание депутатов, а не кто иной определило продажу жилищного фонда.
Выслушав пояснения заявителя А.Е.И., заинтересованной стороны К.Н.А., прокурора А.Л.Н., полагавшей требования заявителя удовлетворить частично, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
согласно ст.З п.З Федерального закона N 178 от 21 декабря 2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества" действия настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда. В ст.217 ГК РФ сказано, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества, следовательно, Законом допускается возмездное - за плату либо посредством передачи акций - отчуждение имущества в собственность физических лиц; продажа жилищного фонда нормами данного Закона не предусмотрена.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеупомянутого Федерального закона от 21 декабря 2001 г. следует читать как "N 178-ФЗ"
Законом Российской Федерации N 1541-1 от 4.07.1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлен порядок приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования. Целью данного Закона является передача в собственность гражданам муниципального жилищного фонда, и нормы указанного закона распространяются исключительно на жилые помещения, предоставленные по договорам социального найма.
Решением Собрания депутатов Опочецкого района установлен совсем иной порядок передачи муниципального жилищного фонда в собственность гражданам, а именно продажа, что противоречит указанным выше федеральным законам.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона N 131 от 6.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления не обладают полномочиями по продаже муниципальных жилых помещений.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеупомянутого Федерального закона от 6 октября 2003 г. следует читать как "N 131-ФЗ"
Требованием ст. 14 ЖК РФ не предусмотрена продажа муниципального жилищного фонда.
Утверждение представителя заинтересованной стороны К.Н.А., что согласно Уставу муниципального образования "Опочецкий район, статьей 17 п. 11, определен порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности района, и по данной статье Собрание вынесло решение о продаже жилья, суд не может признать законным, поскольку Собрание депутатов не наделено данными полномочиями.
Материалами дела установлено, что А.Е.И. состоит на очереди по улучшению жилищных условий с 21.01.1985 года под номером 68.
Положением о продаже и приобретении объектов жилищного фонда, утвержденным решением Собрания депутатов Опочецкого района, п.п.2.2, установлена доля муниципального жилищного фонда, подлежащего продаже, в размере 30% от вновь вводимого и реконструированного жилья, а также высвобождаемого за выбытием нанимателей. Суд считает, что любой процент продажи жилья нарушает права А.Е.И., поскольку вновь вводимого жилья в Опочецком районе нет. Из отзыва председателя Собрания депутатов Опочецкого района следует, что в 2006 году из 13 квартир по договору социального найма жилья получили только 6 семей, 5 продано, таким образом, в 2006 году процент проданного жилья превышает 30%, и тем самым права А.Е.И. не только нарушаются, но и ущемляются, то есть продлевается искусственно срок для получения им жилья.
Суд считает, что Положением о продаже и приобретении объектов жилищного фонда муниципального образования "Опочецкий район" нарушаются права граждан, в том числе и А.Е.И., состоящих в очереди в администрации Опочецкого района на получение жилья по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда и поставленных на учет до 1 марта 2005 года.
В силу ст. 13 ГК РФ, п.6, Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 1.07.1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" суд установил, что права заявителя А.Е.И. на получение муниципального жилья принятым Собранием депутатов Опочецкого района Положением о продаже объектов жилищного фонда, нарушены. Само Положение принято Собранием депутатов с превышением своих полномочий и несоответствием Закону, поэтому вышеназванное Положение о продаже и приобретении жилищного фонда следует признать незаконным в части разделов 1, 2, 3.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ"
В требовании А. Е.И. о признании "Положения о продаже" в части продажи недействующим со дня его принятия следует отказать.
В соответствии со ст.253 ч.2 УК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 2 статьи 253 ГПК РФ
Прекращение действия нормативного правового акта возможно на будущее время, но это не означает его легализацию на прошлое время и возможность устранения негативных последствий действия норм, признанных судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, в прошедшем времени. Восстановление нарушенных прав граждан и муниципальных образований возможно при обращении в суд с индивидуальными исками и заявлениями, а не в порядке обжалования нормативного правового акта.
Обжалуемое Положение затрагивает права и интересы и других лиц, но которые не обжалуют этот правовой акт и не ставят вопрос о признании его недействующим с момента издания. Поэтому суд признает его недействующим со дня вступления решения в законную силу.
На основании статьи 253 ч.З ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими после вступления решения в законную силу подлежит опубликованию в районной газете "Красный маяк".
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил:
Заявление А.Е.И. удовлетворить частично.
Признать разделы 1, 2, 3 Положения о продаже и приобретении объектов жилищного фонда, утвержденного решением Собрания депутатов Опочецкого района от 20.04.2006 года, в части продажи объектов жилищного фонда недействующим, со дня вступления решения в законную силу. Настоящее решение суда после вступления его в законную силу опубликовать в районной газете "Красный маяк". Решение может быть обжаловано в облсуд через райсуд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение вступило в законную силу 16 октября 2007 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Опочецкого районного суда Псковской области от 3 сентября 2007 г. N 2-265 (извлечение)
Текст решения опубликован в газете "Красный маяк", N 98, от 5 декабря 2007 г.