Решение Арбитражного суда Псковской области
от 11 июля 2007 г. N А52-1103/2007
(извлечение)
Резолютивная часть решения оглашена 06.07.2007 г.
В полном объеме решение изготовлено 11.07.2007 г.
23.04.2007 г. Администрацией Псковской области издано распоряжение N 93-р "О ликвидации государственного учреждения "Областной медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв". Пунктом 1 названного распоряжения предусмотрено ликвидировать до 01.08.2007 г. государственное учреждение "Областной медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв" (далее по тексту ГУ ОМЦ "Резерв"). Пунктами 4-6 определены конкретные ликвидационные мероприятия. В целях обеспечения сохранности федерального имущества ГУ ОМЦ "Резерв" Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации предписано незамедлительно направить информацию о ликвидации учреждения в Федеральное агентство по государственным резервам, Управление Росрезерва по Северо-Западному Федеральному округу, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Псковской области, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Заместитель прокурора Псковской области просит признать недействительным распоряжение от 23.04.2007 г. N 93-р, поскольку считает, что оно принято с нарушением действующего законодательства. В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации о государственном оборонном заказе на 2005, 2006 гг. ГУ ОМЦ "Резерв" утверждено исполнителем мероприятий мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации в части ответственного хранения материальных ценностей мобилизационного резерва, а также включено в Перечень мероприятий по ответственному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва в части обеспечения мобилизационного задания по поставкам продукции (работ, услуг) по государственному оборонному заказу в 2007 году. С учетом особого типа данного учреждения здравоохранения и возложенных на него законодательством функций, пунктом 28 раздела VI Устава ГУ ОМЦ "Резерв" предусмотрено принятие решения о ликвидации либо реорганизации на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на основании указания Минздрава Российской Федерации, т.е. по инициативе данного Министерства, а не органа государственной власти субъекта Российской Федерации, что при принятии оспариваемого распоряжения учтено не было. Принятие Администрацией области распоряжения о ликвидации ГУ ОМЦ "Резерв" создает препятствия для осуществления в полном объеме комплекса мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - Псковской области, органов государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, а также воинских формирований и затрагивает публичные интересы Псковской области и Российской Федерации по хранению и содержанию ценностей государственного материального резерва.
Управление Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерв) по Северо-Западному Федеральному округу дополнительно ссылается на то, что ГУ ОМЦ "Резерв" создано для достижения определенной цели - организации и выполнения мероприятий по накоплению, хранению, сбережению и освежению материальных ценностей мобрезерва, учета и контроля их количественного и качественного состояния, руководства производственной и хозяйственной деятельностью складов мобрезерва, обеспечения условий и противопожарной безопасности на складах; является организацией, осуществляющей ответственное хранение материальных ценностей мобилизационного резерва медицинского назначения в целях выполнения установленного мобилизационного задания в рамках государственного оборонного заказа на 2007 год; в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации" от 26.02.1997 г. N 31-ФЗ полномочиями по ликвидации организаций, деятельность которых связана с деятельностью по мобилизационной подготовке, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не наделены; ликвидация ГУ ОМЦ "Резерв" приведет к срыву государственного оборонного заказа Российской Федерации на 2007 год.
Государственное учреждение "Областной медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв" дополнительно ссылается на то, что имущество мобилизационного резерва, находящееся на хранении в ГУ ОМЦ "Резерв" является федеральной собственностью, а оспариваемое распоряжение не предусматривает правопреемника данного имущества и порядок его передачи; из-за оттока кадров, в связи с предписанными ликвидационными мероприятиями, склады мобилизационного резерва могут остаться без надлежащей сторожевой охраны и других специалистов, что повлечет за собой дезорганизацию в работе, порчу имущества, а также хищения.
Администрация Псковской области считает, что распоряжение принято в пределах полномочий в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, регулирующими отношения, связанные с ликвидацией юридических лиц и на основании положений Федерального закона "О государственном материальном резерве" от 29.12.1994 г. N 79-ФЗ и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ, разграничивших полномочия между федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ в отношении госрезерва. Деятельность ГУ ОМЦ "Резерв", как следует из пункта 2 Устава учреждения, связана исключительно с организацией и выполнением мероприятий по накоплению, хранению, сбережению и освежению материальных ценностей госрезерва, учетом и контролем их качественного и количественного состояния. Обеспечение осуществления указанных мероприятий является полномочием федерального органа исполнительной власти, управляющего госрезервом (статья 4 Федерального закона N 79-ФЗ). Органы государственной власти области по смыслу части 3 статьи 26.11 Федерального закона N 184-ФЗ могут создавать государственные учреждения, обеспечивающие осуществление областных, а не федеральных полномочий. Отсутствие в настоящее время закрепления в федеральных законодательных актах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию, хранению и обслуживанию госрезерва и послужило основанием для принятия Администрацией области распоряжения о ликвидации учреждения, деятельность которого связана исключительно с формированием, хранением и пр. госрезерва. Часть 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ устанавливает право учредителя юридического лица принять решение о его ликвидации (л.д. 58).
Представители Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации поддержали доводы, изложенные ответчиком.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что требование подлежит удовлетворению исходя из нижеследующего.
Приказом Комитета здравоохранения Администрации Псковской области от 08.06.94 г. N 99 учреждено государственное учреждение - база спецмедснабжения Комитета здравоохранения Администрации Псковской области" и утвержден его Устав (л.д. 66). 12.07.94 г. распоряжением Администрации города Пскова N 1659р названное учреждение зарегистрировано.
На основании распоряжения Главы Администрации Псковской области от 30.03.94 г. N 194-р "О государственных учреждениях здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, относящихся к государственной собственности области", приказа Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 17.06.97 г. N М-23с "О реорганизации баз спецмедснабжения органов управления здравоохранения административных территорий Российской Федерации", приказа председателя Комитета здравоохранения области от 17.11.97 г. N 51-с "О переименовании Базы спецмедснабжения Комитета здравоохранения области" издан приказ Комитета здравоохранения Администрации Псковской области от 26.11.97 г. N 40/2, согласно которому государственное учреждение - "База спецмедснабжения Комитета здравоохранения" переименовано в государственное учреждение - "Областной медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв" и утвержден Устав ГУ ОМЦ "Резерв" в новой редакции (л.д. 15). Изменения зарегистрированы в установленном порядке 02.12.1997 г.
Согласно пункту 6 Устава целью деятельности учреждения является организация и выполнение мероприятий по накоплению, хранению, сбережению и освежению материальных ценностей мобрезерва, учет и контроль их количественного и качественного состояния, руководство производственной и финансово-хозяйственной деятельностью складов мобрезерва, обеспечение условий хранения и противопожарной безопасности на складах.
Здания, сооружения и их оборудование, технические и другие средства, отраженные в балансе Учреждения, являются государственной собственностью Псковской области. Материальные ценности мобрезерва являются Федеральной собственностью (п. 8 Устава).
Решение о прекращении деятельности Учреждения принимается Комитетом здравоохранения Псковской области на основании указания Минздрава Российской Федерации в виде его ликвидации либо реорганизации на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (п. 28 Устава).
Законодательно общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва (далее - государственный резерв) и регулирование отношений в данной области, закреплены Федеральным законом "О государственном материальном резерве" от 29.12.94 г. N 79-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
Согласно статье 1 названного Закона, в состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации (далее - мобилизационный резерв), запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Одним из предназначений государственного резерва является обеспечение мобилизационных нужд Российской Федерации (статья 3 Закона).
Правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, установление прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности и их должностных лиц, граждан Российской Федерации в этой области, осуществляется Федеральным Законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26.02.1997 г. N 31-ФЗ.
На основании статьи 1, подпункта 14 пункта 3 статьи 2 данного Закона, в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входит создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов в целях обеспечения защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворения потребностей государства и нужд населения в военное время.
В силу подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 8 Закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации: организуют и обеспечивают через соответствующие органы мобилизационную подготовку и мобилизацию и обеспечивают исполнение настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
Таким образом, организация и обеспечение мобилизационной подготовки, в том числе создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, возложены непосредственно на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Российской Федерации о государственном оборонном заказе на 2005, 2006, 2007 гг., "О мерах по обеспечению ввода в действие мобилизационного плана Вооруженных Сил Российской Федерации (МП-2000)", "О плане поставок лекарственных средств, медицинских иммунобиологических препаратов, медицинской техники и продукции медицинского назначения, донорской крови, ее компонентов и препаратов для военных, приравненных к ним потребителей и населения, ветеринарной продукции, а также развертывания формирований медицинской службы и учреждений здравоохранения для населения на 2000 расчетный год" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе Псковской области, установлены мобилизационные задания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном материальном резерве" от 29.12.94 г. N 79-ФЗ запасы материальных ценностей государственного резерва размещаются в организациях, специально предназначенных для хранения государственного резерва.
Перечень организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, номенклатура и объем хранения этих ценностей определяются мобилизационными и другими специальными заданиями (п.З ст. 11 Закона).
Организации, которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обязаны обеспечить размещение, хранение, своевременное освежение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва в соответствии с указанными заданиями своими силами и средствами (п. 4 ст. 11 Закона).
Материалами дела подтверждается, что уставные цели и задачи государственного учреждения "Областной медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв", зарегистрированного распоряжением Администрации города Пскова от 12.07.94 г. N 1659р, полностью отвечают требованиям Закона "О государственном материальном резерве".
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.06.2005 г. утверждены номенклатура и объемы накопления материальных ценностей в мобилизационном резерве по плану 2000 расчетного года Комитета здравоохранения Псковской области Государственное учреждение - "Областной медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв" включено в Перечень организаций-исполнителей мероприятий по ответственному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва в обеспечение мобилизационных заданий по поставкам продукции (работ, услуг) по государственному оборонному заказу в 2006, 2007 гг. Организации, указанные в Перечне, согласованы как единственные исполнители мероприятий по ответственному хранению и утверждены постановлением Правительства РФ "О государственном оборонном заказе на 2006 год". Перечни организаций-исполнителей мероприятий по ответственному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва по медицинским центрам "Резерв" на 2006, 2007 г. согласованы Минэкономразвития России.
Приказом Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации Администрации Псковской области от 15.12.2006 г. государственное учреждение "Областной медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв" утверждено ответственным хранителем медицинского имущества мобилизационного резерва.
В силу пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Статьей 28 Устава ГУ ОМЦ "Резерв" предусмотрено, что решение о прекращении деятельности Учреждения принимается Комитетом здравоохранения Псковской области на основании указания Минздрава Российской Федерации в виде его ликвидации либо реорганизации на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Как видно из Устава ГУ ОМЦ "Резерв", его учредителем выступил Комитет здравоохранения Администрации Псковской области. Согласно приложению к Положению о Комитете, ГУ ОМЦ "Резерв" являлось подведомственным учреждением Комитета здравоохранения Псковской области. С 01.03.2005 г. данный Комитет ликвидирован на основании постановления Администрации Псковской области от 22.12.2004 г. N 527. Постановлением Администрации Псковской области от 28.02.05 г. N 67 "О структуре и предельной штатной численности органов исполнительной власти области" создан Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации. В пункте 4.5 Положения о Государственном комитете Псковской области по здравоохранению и фармации, утвержденного постановлением Администрации области от 01.03.05 г. N 85, прописано, что комитету подведомственны лечебно-профилактические учреждения, однако, не указано какие.
Лица, участвующие в деле не оспаривают, что в силу статьи 120 Гражданского кодекса РФ, пункта 8 Устава учреждения, Администрация Псковской области имела право ликвидировать учреждение созданное областным комитетом.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что цель, для реализации которой было создано учреждение - организация и выполнение мероприятий по накоплению, хранению, сбережению и освежению материальных ценностей мобрезерва, учет и контроль их количественного и качественного состояния, руководство производственной и финансово-хозяйственной деятельностью складов мобрезерва, обеспечение условий хранения и противопожарной безопасности на складах - не достигнута, мобилизационное задание с Псковской области не снято; ГУ ОМЦ "Резерв" не исключено из Перечня организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва; обязанность субъекта Российской Федерации по организации и обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации, не устранена. Вопрос о передаче материальных ценностей мобрезерва, являющихся #Федеральной собственностью, не разрешен.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ликвидация ГУ ОМЦ "Резерв" произведена с нарушением статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1, подпункта 14 пункта 3 статьи 2, подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 8 Федерального Закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26.02.1997 г. N 31-ФЗ, поскольку в силу названных норм создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, является обязанностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе Псковской области, а ГУ ОМЦ "Резерв" - организацией, через которую реализуется исполнение этой обязанности до тех пор, пока она не исключена из Перечня организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва.
Кроме того, из содержания приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.10.05 г. N 627 "Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" следует, что центры медицинские мобилизационных резервов "Резерв" являются учреждениями здравоохранения особого типа.
В силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Никаких указаний о ликвидации ГУ ОМЦ "Резерв" Минздрав Российской Федерации не давал.
Суд не принимает ссылку ответчика на то, что обеспечение осуществления указанных мероприятий по накоплению, хранению, сбережению и освежению материальных ценностей госрезерва, учетом и контролем их качественного и количественного состояния, является полномочием федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление госрезервом (статья 4 Федерального закона N 79-ФЗ),
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О государственном материальном резерве" N 79-ФЗ формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, его территориальными органами и подведомственными организациями, которые образуют единую федеральную систему государственного резерва Российской Федерации (далее - система государственного резерва). Иными словами, систему государственного резерва образуют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, его территориальные органы и подведомственные организации.
Запасы государственного резерва независимо от места их размещения, здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного резерва организаций, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного резерва, являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога (пункт 3 статьи 4 Закона N 79-ФЗ). То есть, сами запасы государственного резерва независимо от места их размещения, являются федеральной собственностью, а здания, сооружения и другое имущество организаций, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного резерва, являются федеральной собственностью только в случае, если эти организации входят в систему государственного резерва.
Структура системы государственного резерва и порядок управления государственным резервом определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 10.01.2005 г. N 8-р государственные учреждения здравоохранения особого типа - медицинские центры "Резерв" не входят в систему государственного материального резерва.
Ссылку ответчика на то, что органы государственной власти области по смыслу части 3 статьи 26.11 Федерального закона N 184-ФЗ могут создавать государственные учреждения, обеспечивающие осуществление областных, а не федеральных полномочий и отсутствие в настоящее время закрепления в федеральных законодательных актах полномочий органов государственной власти субъектов Федерации по формированию, хранению и обслуживанию госрезерва суд считает несостоятельной на основании статьи 1, подпункта 14 пункта 3 статьи 2, подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 8 Федерального Закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26.02.1997 г. N 31-ФЗ.
При таких обстоятельствах, распоряжение Администрации Псковской области от 23.04.2007 г. N 93-р "О ликвидации государственного учреждения "Областной медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв", подлежит признанию недействительным, как несоответствующее действующему законодательству.
На основании части 4 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительная мера подлежит отмене с момента фактического исполнения решения суда.
Руководствуясь статьями 167-170, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Признать недействительным распоряжение Администрации Псковской области от 23.04.2007 г. N 93-р "О ликвидации государственного учреждения "Областной медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв", как несоответствующее действующему законодательству.
Обеспечительную меру отменить с момента фактического исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано путем подачи жалобы в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области в течение месяца после вынесения решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Псковской области от 11 июля 2007 г. N А52-1103/2007 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Псковской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании