Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Чуфистова И.В, Морозковой Е.Е, с участием прокурора Поповой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Ленинградского областного суда от 26 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2023 года, принятые по административному делу N 3а-149/2022 по административным искам Акционерного общества "ЛОЭСК- Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" и Публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" о признании недействующим в части приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области N 603-П от 30 декабря 2021 года "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год".
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, объяснения представителей административного истца Акционерного общества "ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" - Ноздрачевой Анастасии Юрьевны, Лисиной Ирины Юрьевны; административного истца Публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - Шалманова Евгения Григорьевича, Целикова Даниила Васильевича, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, полагавшей судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
административные истцы Акционерное общество "ЛОЭСК- Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (далее-АО "ЛОЭСК" и Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (далее - ПАО "Россети Ленэнерго") являются территориальными сетевыми организациями, осуществляющими на территории Ленинградской области деятельность по передаче электрической энергии, которая подлежит государственному ценовому регулированию.
Регулирующим органом на территории Ленинградской области является Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее- ЛенРТК), действующий на основании Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2011 года и Положения "О Комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области", утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 12 ноября 2004 года N 255.
Приказом ЛенРТК от 30 декабря 2021 года N 603-П установлены тарифы на услуги, в том числе АО "ЛОЭСК" по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год. Необходимая валовая выручка АО "ЛОЭСК" на 2022 год определена в размере 4 228 600, 49 тыс. рублей, установлен базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год
- 1 657, 81 млн. рублей, и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями (также используемые для взаиморасчетов АО "ЛОЭСК" и ПАО "Россети Ленэнерго) на 2022 год.
АО "ЛОЭСК" и ПАО "Россети Ленэнерго", каждый в отдельности обратились в суд с административными исками, в которых просили признать не действующим с даты принятия приказ ЛенРТК от 30 декабря 2021 года N 603-П в части:
- величины необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь) АО "ЛОЭСК", установленной на 2022 год в размере 4 228 600, 49 тыс. рублей в таблице 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год" к приложению 1 к приказу ЛенРТК от 30 декабря 2021 года N 603-П;
- величины необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь) АО "ЛОЭСК", установленной на 2022 год в размере 4 228 600, 49 тыс. рублей в таблице "НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" приложение 4 к приказу;
- индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2022 год, установленные в приложении 5 к приказу для АО "ЛОЭСК" на I полугодие, двухставочный тариф, ставка за содержание электрических сетей - 679 140, 16 руб/МВт.ме (в таблице пункт 1, столбец 3); на II полугодие двухставочный тариф, ставка за содержание электрических сетей -780 984, 49 руб/МВт.ме (в таблице пункт 1, столбец 6) (том 7 л.д. 12-20, том 1 л.д. 11-15 и том 3 л.д. 82-90).
АО "ЛОЭСК" также просил признать недействующим приказ ЛенРТК от 30 декабря 2021 года N 603-П в части:
- величины базового уровня подконтрольных расходов на 2020 год в размере 1 657, 81 млн.рублей - пункт 2, столбец 4 приложения 3 "Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основании долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" к приказу.
В качестве способа восстановления нарушенных прав просили суд обязать ЛенРТК принять новый (заменяющий) нормативный правовой акт на 2022 год, соответствующий законодательству Российской Федерации.
Свои требования административные истцы, каждый в отдельности, мотивировали тем, что установив АО "ЛОЭСК" экономически необоснованные величины долгосрочных параметров регулирования, к которым относится базовый уровень подконтрольных расходов на первый год долгосрочного периода регулирования - 2020 год, и необходимой валовой выручки (далее-НВВ) на 2022 год, которые, по утверждению АО "ЛОЭСК" занижены, в то время как, по мнению ПАО "Россети Ленэнерго" - завышены, Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) нарушил требования Федерального закона "Об электроэнергетике", Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (приказ ФСТ России N 98-э от 17 февраля 2012 года), что повлекло утверждение экономически необоснованных величин НВВ АО "ЛОЭСК" на 2022 год, индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также нарушение прав и законных интересов административных истцов и неопределенного круга лиц, в том числе недополучение организациями экономически обоснованных доходов от регулируемого вида деятельности.
Определением Ленинградского областного суда от 29 июля 2022 года административные дела по административным искам АО "ЛОЭСК" и ПАО "Россети Ленэнерго" объединены в одно производство, которому присвоен номер 3а-149/2022.
Решением Ленинградского областного суда от 26 декабря 2022 года административные иски удовлетворены. Суд признал недействующим с даты принятия приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2021 года N 603-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год" в части:
- пункта 2 таблицы 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год" приложения 1 к приказу в части величины необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь), установленной для АО "ЛОЭСК" на 2022 год в размере 4 228 600, 49 тыс. руб.;
- пункта 2 таблицы "НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" приложения 4 в части величины необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь) для АО "ЛОЭСК" на 2022 год в размере 4 228 600, 49 тыс. руб.;
- пункта 2 таблицы "Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" приложения 3 в части величины базового уровня подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2020 год в размере 1 657, 81 млн. руб.
- пункта 1 таблицы "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2022 год" приложения 5 в части взаиморасчетов между АО "ЛОЭСК" и ПАО "Россети Ленэнерго".
Сообщение о принятом решении суда ЛенРТК обязано опубликовать в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2023 года решение Ленинградского областного суда от 26 декабря 2022 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы акционерного общества "ЛОЭСК- Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области", публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго", Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной на решение Ленинградского областного суда от 26 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 19 декабря 2024 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 16 января 2024 года, представитель ПАО "Россети Ленэнерго" ставит вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и неправильное применение норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену постановленных судебных актов, не допущено.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя административные иски, суд первой инстанции исходил из несоответствия приказа ЛенРТК N 603-п от 30 декабря 2021 года в части установления величины НВВ АО "ЛОЭСК" на 2022 год (третий год долгосрочного периода регулирования) по причине принятия в тариф экономически необоснованных расходов по части затрат АО "ЛОЭСК", указал на неправильную корректировку подконтрольных и неподконтрольных расходов по факту 2020 года, который является первым годом долгосрочного периода регулирования, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; согласно выводам суда, органом государственного тарифного регулирования не исполнено решение Ленинградского областного суда от 14 мая 2021 года по административному делу N 3а-60/2021, незаконно пересмотрены расходы организации во исполнение решения Ленинградского областного суда по делу 3а-264/2021, незаконно не приняты для исследования дополнительные обосновывающие документы, представленные АО "ЛОЭСК" для принятии заменяющего нормативного правового акта, что повлекло определение расходов организации по факту 2020 года, определение плановых расходов на 2022 год, НВВ на 2022 год и тарифов в экономически необоснованных размерах.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции согласилась с большей частью выводов суда первой инстанции.
Выводы суда апелляционной инстанции, положенные в основу суждения о законности решения суда первой инстанции, следует признать правильными.
Приказом ЛенРТК от 27 декабря 2019 года N 747-п установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, НВВ территориальных сетевых организаций на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годы, единые (котловые) тарифы по сетям Ленинградской области для населения (и приравненных к ним категориям), и для прочих потребителей на 2020 год, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2020 год.
Решением Ленинградского областного суда, принятым 14 мая 2021 года по делу N 3а-60/2021 удовлетворены административные иски АО "ЛОЭСК" и ПАО "Россети Ленэнерго" - приказ ЛенРТК от 27 декабря 2019 года N 747-п признан недействующим со дня принятия в части: величины НВВ АО "ЛОЭСК" на 2020 год в размере 5, 2 млрд. руб, величины НВВ АО "ЛОЭСК" на 2020-2024 годы, базового уровня подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2020 год в размере 1687, 17 млн. руб, размера индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "ЛОЭСК" и ПАО "Россети Ленэнерго" на первое и второе полугодие 2020 года.
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 26 августа 2021 года (дело N 66а-976/2021) и кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13 апреля 2022 года (дело N 88а-5948/2022) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Основаниями для признания недействующим приказа ЛенРТК N 747-п от 27 декабря 2019 года в оспариваемой части послужили выводы суда о неполном анализе ЛенРТК обосновывающих документов по ряду затрат АО "ЛОЭСК", неправильное выполнение корректировки базового уровня подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2015 год во исполнение предписания ФАС России от N СП/107200/18 от 26 декабря 2018 года, что повлекло неверное определение эффективного уровня подконтрольных расходов на 2020 год и, как следствие, привело к неправильному расчету базового уровня подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2020 год, а так же повлияло на установление расходов и величины НВВ регулируемой организации на следующие периоды регулирования в заниженном размере.
Также суд указал, что входящие в состав подконтрольных расходов на 2020 год затраты АО "ЛОЭСК" по статьям "Услуги сторонних организаций производственного назначения" (за исключением затрат на услуги сторонней организации по формированию балансов и работе с потерями) и "Услуги сторонней организации по формированию балансов и работе с потерями" определены ЛенРТК с нарушением пункта 23 Правил регулирования и пункта 2 статьи 23 Закона об электроэнергетики, т.к. анализ экономической обоснованности заявленных Обществом затрат не осуществлялся.
Доводы ЛенРТК, заявленные в суде апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы на решение Ленинградского областного суда от 14 мая 2021 года по делу 3а-60/2021, о непредставлении Обществом в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 29 Основ ценообразования для анализа расходов по вышеперечисленным статьям затрат регулируемой организации, признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными в виду того, что сославшись на невыполнение Обществом требований пункта 29 Основ ценообразования, ЛенРТК не указало мотивированно, какие конкретно документы надлежало представить Обществу, и какие конкретно документы Обществом не представлены.
С учетом приведенных выводов в том числе, признав недействующим приказ ЛенРТК N 747-п от 27 декабря 2019 года в оспариваемой части, суд возложил на ЛенРТК обязанность проанализировать расходы Общества и принять заменяющий нормативный правой акт.
Из тарифного дела следует, что после вступления в законную силу решения суда по административному делу N 3а-60/2021, письмом от 17 ноября 2021 года N 00-02/3673 АО "ЛОЭСК" направило в ЛенРТК дополнительные обосновывающие документы по расходам на 2020 год: пояснительную записку, оборотно-сальдовую ведомость по счету 20 за 2020 год, таблицу "Расчет затрат на услуги сторонних организаций производственного назначения на 2020 год", копии договоров, заключенных по результатам торгов, таблицу расходов на услуги сторонних организаций производственного назначения в части эксплуатации сетей и электроустановок на 2020 год, акты выполненных работ, счета фактуры.
В объяснениях, данных суду первой инстанции при рассмотрении настоящего административного дела, и в апелляционной жалобе представитель ЛенРТК указал, что решение Ленинградского областного суда от 14 мая 2021 года (дело N За-60/2021) исполнено при принятии тарифного решения на 2022 год, т.е. при принятии оспариваемого приказа N 603-п от 30 декабря 2021 года. Вместе тем дополнительные обосновывающие документы за 2020 год, представленные АО "ЛОЭСК" письмом от 17 ноября 2021 года, ЛенРТК не анализировались, т.к. действующее законодательство не наделяет регулируемую организацию правом представлять дополнительные (новые) документы для принятия заменяющего нормативного правового акта, следовательно, у органа государственного тарифного регулирования нет обязанности анализировать такие документы. ЛенРТк считает, что заменяющий нормативный правой акт принимается только по документам, имеющимся в тарифном деле на момент принятия нормативного правового акта, впоследствии признанного судом недействующим.
С учетом объяснений ЛенРТК и на основании анализа экспертного заключения об установлении (корректировке) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по принадлежащим АО "ЛОЭСК" электрическим сетям на территории Ленинградской области на 2022 год долгосрочного периода 2020-2024 годы (л.д.72-146 том 1), суд первой инстанции сделал вывод, что поскольку пересмотр тарифного решения на 2020 год осуществлялся ЛенРТК во исполнение решения Ленинградского областного суда от 14 мая 2021 года по делу N 3а-60/2021, постольку Комитету надлежало учесть и проанализировать дополнительные документы, представленные АО "ЛОЭСК" письмом от 17 ноября 2021 года, а также провести анализ рыночных цен по расходам на "Услуги сторонней организации по формированию балансов и работе с потерями" для других электросетевых организаций на территории Ленинградской области, что ЛенРТК не исполнено. В связи с этим расходы АО "ЛОЭСК" по статьям "Услуги сторонних организаций производственного назначения" (за исключением затрат на услуги сторонней организации по формированию балансов и работе с потерями) и "Услуги сторонней организации по формированию балансов и работе с потерями" в размере, установленном ЛенРТК, суд признал экономически необоснованными (л.д.210-221 том 4, л.д.221-241 том 4).
Суд апелляционной инстанции с приведённым выше выводом суда обоснованно согласился, указав, что вывод суда первой инстанции об обязанности ЛенРТК при принятии заменяющего нормативного правового акта, устанавливающего экономически обоснованную величину базового уровня подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2020 год, учесть документы, представленные в орган тарифного регулирования письмо АО "ЛОЭСК" от 17 ноября 2021 года N 00-02/3673 в дополнение к уже имеющимся в материалах тарифного дела документам, соответствует судебным актам, принятым по административному делу 3а-60/2021, и не противоречит законодательству в сфере тарифного регулирования, так как Основами ценообразования и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1178 от 29 декабря 2011 года, специальный порядок принятия заменяющего нормативного правового акта взамен признанного недействующим, не установлен; следовательно, заменяющий нормативный акт принимается с применением общих норм и правил.
Согласно пунктам 12, 20, 22, 23 Правил государственного регулирования цен (тарифов) регулирующий орган определяет НВВ регулируемой организации, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность с указанием в экспертном заключении и (или) в протоколе заседание коллегиального органа регулирующего органа по рассмотрению вопросов об установлении цен (тарифов) оснований, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования, пункты 26-28 Правил регулирования цен (тарифов)).
Судом апелляционной инстанции в постановленном по делу определении вполне аргументированно указано на то, что ни в экспертном заключении об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по принадлежащим АО "ЛОЭСК" электрическим сетям на территории Ленинградской области на 2022 год долгосрочного периода 2020-2024 годы (л.д.72-146 том 1), ни в протоколе заседания правления Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29 декабря 2021 года (л.д. 45-48 том 5) основания и причины оставления без рассмотрения дополнительных документов, представленных АО "ЛОЭСК" письмом от 17 ноября 2021 года, не приведены.
Перечень обосновывающих документов и материалов, прилагаемых регулируемой организацией к предложению об установлении цен (тарифов), изложенный в пункте 17 Правил государственного регулирования цен не является закрытым, поэтому до принятия решения об установлении НВВ, цен (тарифов) регулируемая организация вправе по собственной инициативе представить иные документы и материалы, помимо перечисленных в пункте 17 Правил государственного регулирования цен, имеющие значение для рассмотрения дела об установлении цен (тарифов).
Как пунктом 17 Правил государственного регулирования цен, так и иными положения Правил государственного регулирования цен, Основ ценообразования и Методических указаний, другими нормативными правовыми актами, регулирующими порядок государственного регулирования цен в сфере электроэнергетики, орган регулирования не наделен правом отказать в принятии дополнительных обосновывающих документов, представленных регулируемой организацией по своей инициативе до установления тарифов. Напротив, принцип обеспечения недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, приведенный в статье 6 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ, реализуется ЛенРТК путем рассмотрения предложения (заявление) регулируемой организации об установлении тарифов и обосновывающих материалов, и принятием решения об установлении экономически обоснованного тарифа.
Согласно абзацу 12 пункта 7 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов), в том числе во исполнение вступившего в законную силу решения суда в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда, если иной срок не установлен соответствующим решением.
Следует согласиться и с выводом суда апелляционной инстанции, что цель принятого Ленинградским областным судом решения от 14 мая 2021 года (дело N За-60/2021) - установление экономически обоснованных расходов АО "ЛОЭСК", включаемых в базовый уровень подконтрольных расходов Общества на 2020 год, являющийся первым годом долгосрочного периода регулирования 2020-2024 годы, и впоследствии учитываемых при установлении НВВ Общества на 2022 год и в тарифах на 2022 год, не достигнута. При принятии приказа N 603-п от 30 декабря 2021 года, который, по сути, является одновременно тарифно-балансовым решением на 2022 год и нормативным правовым актом, заменяющим приказ ЛенРТК N 747-п от 27 декабря 2019 года в части признанной недействующим по расходам Общества на 2020 год, экономически обоснованные расходы АО "ЛОЭСК" на 2020 год во исполнение решения суда от 14 мая 2021 года ЛенРТК не определены, поскольку не рассмотрены все документы, представленные организацией.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 63 разъяснено, что в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс, с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим.
Согласно части 1 статьи 16 КАС Российской Федерации выводы суда, изложенные в решении по делу об оспаривании нормативного правового акта в сфере тарифного регулирования, подлежат учету органом, на который возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт. Установление экономически обоснованных расходов, включаемых в НВВ регулируемой организации и в тарифы в силу пунктов 7, 8, 10, 12, 16, 38 и других положений Основ ценообразования относится к исключительной компетенции органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Поскольку решением Ленинградского областного суда от 14 мая 2021 года по делу N 3а-60/202) установлена экономическая необоснованность расходов АО "ЛОЭСК", учтенных в тарифном решении, признанном недействующим судом, постольку, как правильно указал суд апелляционной инстанции со ссылкой на часть 1 статьи 16 КАС российской Федерации и соответствующие разъяснения, содержащиеся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 63, регулирующий орган обязан проанализировать и учесть все обосновывающие документы, представленные регулируемой организацией, в том числе после судебного решения; установить НВВ регулируемой организации и тариф в экономически обоснованных размерах, отразив их величину в заменяющем тарифно-балансовом решении.
Поэтому факт не рассмотрения расчетных и обосновывающих материалов/документов АО "ЛОЭСК", поступивших в Комитет с письмом ОА "ЛОЭСК" от 17 ноября 2021 года, т.е. до принятия приказа N 603-п от 30 декабря 2021 года, свидетельствует о неисполнении ЛенРТК обязанностей, предусмотренных пунктами 8, 17, 23, 28 Правил государственного регулирования цен, вышеперечисленных пунктов Основ ценообразования, и о нарушении статьи 6 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ.
Решением Ленинградского областного суда от 14 мая 2021 года по делу N 3а-60/2021 расчёт затрат АО "ЛОЭСК" по статье "Услуги сторонней организации по формированию балансов и работе с потерями" признан неправильным, т.к. ЛенРТК использованы неверные значения точек поставки в зоне деятельности АО "Петербургская сбытовая компания", без учета точек поставки, приходящихся на зону деятельности АО "ЛОЭСК"; не произведён ЛенРТК и анализ экономической обоснованности фактических затрат, первичной и бухгалтерской документации (л.д.210- 221 том 4).
В связи с этим, являются правильными выводы суда первой и суда апелляционной инстанции о том, что при принятии тарифного решения на 2022 год ЛенРТК определилрасходы АО "ЛОЭСК" по статье затрат "Услуги сторонней организации по формированию балансов и работе с потерями" без учета выводов суда, изложенных в решении Ленинградского областного суда от 14 мая 2021 года по делу N 3а-60/2021, то есть вновь с нарушением требований пункта 29 Основ ценообразования.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов об отсутствии у ЛенРТК права на пересмотр базового уровня подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2015 год при принятии тарифного решения на 2022 год (при принятии приказа N 603-п от 30 декабря 2021 года) по следующим основаниям.
2015- 2019 годы - долгосрочный период регулирования деятельности АО "ЛОЭСК", который предшествовал долгосрочному периоду регулирования 2020-2024 годы, рассматриваемому по настоящему делу.
Приказом ЛенРТК от 30 декабря 2015 года N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области" базовый уровень подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2015 год установлен в размере 1754, 62106 тыс. руб.
Впоследствии Федеральной антимонопольной службой России (ФАС России) 26 декабря 2018 года вынесено предписание N СП/107200/18, которым ЛенРТК обязано устранить нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные при установлении базового уровня подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2015 года, путем повторного пересчета и исключения из НВВ регулируемой организации экономически необоснованных (неподтвержденных) расходов (доходов).
Во исполнение предписания ФАС России от 26 декабря 2018 года N СП/107200/18 приказом ЛенРТК от 01 февраля 2019 года N 34-п внесены изменения в приказ от 30 декабря 2015 года N 535-п, которыми первоначально установленный базовый уровень операционных расходов на 2015 год в размере "1754, 62106" заменен на "1382, 12888 тыс. рублей".
Решением Ленинградского областного суда, принятым 18 сентября 2020 года по административному делу N 3а-1/2020, приказ ЛенРТК от 30 декабря 2015 года N 535-п в редакции приказа ЛенРТК от 01 февраля 2019 года N 34-п в части указания базового уровня операционных расходов АО "ЛОЭСК" на 2015 год в размере "1382, 12888" признал недействующим с 01 февраля 2019 года; также суд признал недействующим с 29 декабря 2018 года приказ ЛенРТК от 30 декабря 2015 года N 535-п в редакции приказа от 29 декабря 2018 года N 727-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 года N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области", в части указания НВВ АО "ЛОЭСК" в размере 5 100 001, 38 тыс. руб.
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 28 января 2021 года (дело N 66а-82/2021) и кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 02 июня 2021 года (дело N 88а-8498/2021) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Таким образом, в связи с тем, что на дату принятия приказа ЛенРТК N 747-п от 27 декабря 2019 года об установлении для ОА "ЛОЭСК" долгосрочных параметров регулирования на 2020 - 2024 годы и НВВ на 2020 год, еще действовал приказ ЛенРТК от 30 декабря 2015 года N 535-п в редакции приказа от 01 февраля 2019 года N 34-п, то расчёт величины подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2020 год, выполнен ЛенРКТ исходя из базового уровня операционных подконтрольных расходов 1382128, 88 тыс. руб.
Поскольку решением Ленинградского областного суда от 18 сентября 2020 года по делу N 3а-1/2020 и решением ФАС России от 04 мая 2021 года N СП/36389/21 установлено, что на момент принятия приказа ЛенРТК N 747-п от 27 декабря 2019 года предписание ФАС России от 26 декабря 2018 года N СП/107200/18 не исполнено ЛенРТК, перерасчёт базового уровня подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2015 год в соответствии с предписанием ФАС России, не произведён, постольку судом правильно указано на то, что определение эффективного уровня операционных расходов АО "ЛОЭСК" на 2020 год и НВВ АО "ЛОЭСК" на 2020 год, исходя из неверной величины базового уровня операционных подконтрольных расходов на 2015 год - 1382128, 88 тыс. руб, также неправомерно; в связи с этим решением Ленинградского областного суда от 14 мая 2021 года по делу N 3а-60/2021 приказ ЛенРТК N 747-п от 27 декабря 2019 года в указанной части признан недействующим.
Следовательно, у ЛенРТК сохранилась обязанность установить базовый уровень подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2015 год в экономически обоснованном размере, а так же пересмотреть эффективный уровень подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2020 год с применением метода сравнения аналогов в соответствии с пунктом 9 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России N 421-э от 18 марта 2015 года.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что впоследствии, во исполнение названных выше судебных актов и предписания ФАС России от 26 декабря 2018 года, ЛенРТК выполнило дополнительный анализ расходов, включенных в базовый уровень операционных расходов АО "ЛОЭСК" на 2015 год, и посчитало экономически обоснованной величину базового уровня операционных расходов АО "ЛОЭСК" на 2015 год - 1 133, 74287 тыс.руб. (л.д. 76-108 т.4).
Приказом ЛенРТК N 665-п от 30 декабря 2020 года с учетом последующих изменений, внесенных приказами N 71-п от 29 июня 2021 года и N 98-п от 31 августа 2021 года, установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год и НВВ АО "ЛОЭСК" на 2021 год, при расчете которых учтена величина подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2015 год - 1 133, 74287 тыс.руб.
Решением Ленинградского областного суда от 04 октября 2021 года и дополнительным решением от 14 марта 2022 года (дело N 3а-264/2021) признан недействующим со дня принятия приказ ЛенРТК от 30 декабря 2020 года N 665-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год" в части: единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области, поставляемой прочим потребителям, на 2021 год; НВВ (без учета оплаты потерь) ПАО "Россети Ленэнерго" и АО "ЛОЭСК"; базового уровня подконтрольных расходов ПАО "Россети Ленэнерго"; индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2021 года для АО "ЛОЭСК"; с 01 июля 2021 года признаны недействующими таблица 1 Приложения 1 и Приложение 4 к приказу N 665-п (в редакции приказа N 71-п) в части НВВ (без учета оплаты потерь) АО "ЛОЭСК" в размере 1 639 431, 08 тыс. руб.; с 01 сентября 2021 года признаны недействующими таблица 1 Приложения 1 и Приложение 4 к приказу N 665-п (в редакции приказа N 98-п) в части НВВ (без учета оплаты потерь) ПАО "Россети Ленэнерго" в размере 24 608 917, 97 тыс. руб.; с 01 сентября 2021 г. признано недействующим приложение 3 к приказу N 665-п (в редакции приказа N 98-п) в части базового уровня подконтрольных расходов ПАО "Россети Ленэнерго" в размере 5 831, 90 милл. руб.
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16 июня 2022 года (дело N 66а-465/2022, 66а-509/2022) и кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 23 ноября 2022 года (дело N 88а-20254/2022) решение Ленинградского областного суда от 04 октября 2021 года и дополнительное решение от 14 марта 2022 года оставлены без изменений.
Перечисленными судебными актами суд признал необоснованным исключение (при установлении НВВ АО "ЛОЭСК" на 2021 год приказом N 71-п) из базового уровня подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2015 год в полном объеме расходов по следующим статьям: "обслуживание систем релейно-защитной автоматики и телемеханики", "техническое сопровождение процесса передачи электроэнергии", "межевание", "услуги по метрологическому обеспечению", "расходы, связанные с обеспечением экологической безопасности объектов", "ремонт основных фондов", "расходы на охрану и пожарную безопасность", "расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности", "расходы на командировки", "расходы на программное обеспечение", "расходы на содержание компьютерной и оргтехники", "транспортные услуги", "прочие расходы из прибыли". Так же суд указал на отсутствие обоснования расчета ЛенРКТ расходов Общества по статье "услуги по формированию балансов и работе с потерями" (в целях установления базового уровня подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2015 год).
С учетом нарушений, допущенных при проведении повторного анализа экономической обоснованности расходов АО "ЛОЭСК", подлежащих учету в составе базового уровня подконтрольных расходов на 2015 год, суд признал, что исключение из НВВ АО "ЛОЭСК" на 2021 год суммы в размере 3770554, 07 тыс. руб. является незаконным (при принятии приказа N 71-п).
Таким образом, на протяжении времени с 2015 года по 2021 год ЛенРТК трижды рассчитывало базовый уровень операционных расходов АО "ЛОЭСК" на 2015 год, и определяло его в размерах: 1754, 62106 тыс.руб, 1382, 12888 тыс. руб, 1 133, 74287 тыс.руб, ни один из которых не признан экономически обоснованным предписанием ФАС России от 26 декабря 2018 года и решениями Ленинградского областного суда по делам N 3а-1/2020, N 3а-60/2021, N 3а-264/2021.
Пунктом 38 Основ ценообразования, пунктом 6 Методических указаний N 98-э к долгосрочным параметрам регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются, отнесен базовый уровень подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций.
Согласно абзацу 12 пункта 7 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования во исполнение вступившего в законную силу решения суда в месячный срок со дня вступления в силу решения суда, если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием).
Перерасчет базового уровня подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2015 год не мог производиться ЛенРТК при принятии тарифного решения на 2022 год во исполнение решения Ленинградского областного суда по делу N За-264/2021, т.к. ко дню вынесения оспариваемого по настоящему делу приказа N 603-п от 30 декабря 2021 года, административное дело N За- 264/2021 еще не было рассмотрено Ленинградским областным судом.
Несмотря на то, что решение суда принято 04 октября 2021 года, по существу спор, возникший между ОА "ЛОЭСК", ПАО "Россети Ленэнерго", индивидуальным предпринимателем ФИО1 и ЛенРТК разрешен Ленинградским областным судом полностью только 14 марта 2022 года, когда вынесено дополнительное решение по делу, являющееся согласно статье 183 КАС Российской Федерации частью уже принятого, но еще не вступившего в законную силу решения суда от 04 октября 2021 года (дело N 3а-264/2021).
Решение суда и дополнительное решение суда вступили в законную силу и стали обязательны для исполнения ЛенРТК только 16 июня 2022 года, т.е. после принятия приказа ЛенРТК N 603-П от 30 декабря 2021 года.
Между тем из экспертного заключения ЛенРТК об установлении (корректировке) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по принадлежащим АО "ЛОЭСК" электрическим сетям, расположенным на территории Ленинградской области, на 2022 год долгосрочного периода регулирования 2020-2024 годы (листы экспертного заключения 31-62) (л.д. 87-102 т.2), а также представленного по запросу судебной коллегии экспертного заключения ЛенРТК об установлении (корректировке) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по принадлежащим АО "ЛОЭСК" электрическим сетям, расположенным на территории Ленинградской области, на 2023 год долгосрочного периода регулирования 2020-2024 годы, и из письменных пояснений представителя ЛенРТК от 30 мая 2023 года, поданных в суд апелляционной инстанции следует, что во исполнение еще не вступившего в законную силу решения суда по административному делу N За-264/2021 от 4 октября 2021 года (а по факту еще до окончания рассмотрения судом дела N За-264/2021 в целом), ЛенРТК в декабре 2021 года выполнило перерасчет базового уровня подконтрольных расходов АО "ЛОСЭК" на 2015 год и в связи с этим пересмотр эффективного уровня операционных, подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2020 год.
Пересмотр (дополнительный или повторный анализ) долгосрочных параметров регулирования АО "ЛОЭСК" в течение долгосрочного периода регулирования в отсутствие вступившего в законную силу решения суда является нарушением требований абзаца 12 пункта 7 и пункта 38 Основ ценообразования, пункта 6, 11 Методических указаний N98-э, пункта 9 Методических указаний N 421-э.
Более того, по результатам дополнительного анализа расходов ОА "ЛОЭСК" на 2015 год, указанных в решении Ленинградского областного суда по делу N 3а-264/2021 как необоснованно исключенных в полном размере из затрат организации на: "обслуживание систем релейно-защитной автоматики и телемеханики", "техническое сопровождение процесса передачи электроэнергии", "межевание", "услуги по метрологическому обеспечению", "расходы, связанные с обеспечением экологической безопасности объектов", "ремонт основных фондов", "расходы на охрану и пожарную безопасность", "расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности", "расходы на командировки", "расходы на программное обеспечение", "расходы на содержание компьютерной и оргтехники", "транспортные услуги", "прочие расходы из прибыли", ЛенРТК указало в Экспертном заключении на 2022 год, что определить экономически обоснованную величину фактических расходов АО "ЛОЭСК" по рассмотренным статьям за 2013 год и за 2015 год, а также определить экономически обоснованную величину плановых расходов по указанным статьям на 2015 год в соответствии с пунктами 29 и 31 Основ ценообразования не возможно. Поэтому расходы Общества по указанным статьям затрат вновь в полном объеме исключены из базового уровня подконтрольных расходов на 2015 год.
Таким образом, судом апелляционной инстанции в постановленном по данному административному делу апелляционном определении правильно указано на то, что расчёт базового уровня подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2015 год, признанный незаконным решением и дополнительным решением Ленинградского областного суда по административному делу N 3а-264/2021, апелляционным определением от 16 июня 2022 года (дело N 66а-465/2022, 66а-509/2022) и кассационным определением от 23 ноября 2022 года (дело N 88а-20254/2022), фактически вновь использован ЛенРТК при принятии тарифного решения на 2022 год, что нельзя признать законным, а принятое на 2022 год тарифное решение экономически обоснованным.
В составе неподконтрольных расходов на 2022 год АО "ЛОЭСК" заявлены расходы по статьям "Погашение заемных средств" и "Проценты за пользование кредитом" за 2020 год в сумме 482 697, 1 тыс.руб и 522 920, 3 тыс.руб; плановые расходы на 2022 год - 1 121 966, 7 тыс.руб и 875 967, 3 тыс. руб.
Ссылаясь на отсутствие у АО "ЛОЭСК" необходимости в привлечении кредитных денежных средств для осуществления регулируемой деятельности и на экономическую необоснованность заявленных расходов, ЛенРКТ не принял расходы в полном объеме.
Оспаривая решение ЛенРТК, представитель АО "ЛОЭСК" указывал в административном иске, что изначально при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2020 год (приказ ЛенРТК от 27 декабря 2019 года N 747-п), заявленные расходы приняты ЛенРТК частично: по статье "Погашение заемных средств" в сумме 186 069, 48 тыс.руб (на 296 627 тыс.руб меньше суммы, заявленной Обществом) и по статье "Проценты за пользование кредитом" в сумме 32 731 тыс.руб (на 490 189, 32 тыс.руб меньше заявленной Обществом).
Приказ ЛенРТК от 27 декабря 2019 года N 747-п решением Ленинградского областного суда от 14 мая 2021 года (дело N За-60/2021) признан недействующим в оспариваемой части. В мотивировочной части решения суд указал, что заявленные АО "ЛОЭСК" расходы на "Погашение заемных средств" и "Проценты за пользование кредитом" подлежат пересчету ЛенРТК с учетом обоснованности заявленных Обществом целей получения кредитных средств и их относимости к деятельности по передаче электрической энергии.
Во исполнение указанного решения суда ЛенРТК выполнил повторный анализ заявленных расходов и обосновывающих документов, который приведен на страницах 98-105 экспертного заключения ЛенРТК об установлении (корректировке) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по принадлежащим АО "ЛОЭСК" электрическим сетям на 2022 год долгосрочного периода регулирования 2020-2024 годов (том 4 л.д.49 оборот -53).
По результатам повторного анализа расходы признаны экономически необоснованными и не приняты в полном объеме в связи с отсутствием документального подтверждения дефицита средств на финансирование инвестиционной программы на 2020-2024 годы. Как указано в экспертном заключении ЛенРТК, АО "ЛОЭСК" демонстрирует положительный финансовый результат, что согласно правовой позиции ФАС России, изложенной в предписании в адрес Государственного комитета Республики Карелии по ценам и тарифам по результатам проверки тарифного решения за
2016- 2018 годы в отношении АО "Прионежская сетевая компания", свидетельствует об экономической необоснованности привлечения заемных денежных средств. ЛенРТК признал деятельность АО "ЛОЭСК" рентабельной и указал, что Общество в состоянии в установленный срок и в полном объеме рассчитываться по своим текущим обязательствам за счет текущих результатов хозяйственной деятельности (л.д.51 оборот т.4).
В экспертном заключении ЛенРТК и в административном исковом заявлении ПАО "Россети Ленэнерго" указано, что привлеченные (кредитные) средства не предусмотрены в качестве источника финансирования инвестиционной программы АО "ЛОЭСК"; документально не подтверждены кассовые разрывы, поскольку расчет кассовых разрывов не коррелирует со счетами бухгалтерского учета и не обоснован относительно требований к отражению фактов финансово-хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета, утвержденными приказом Минфина России от 31 октября 2000 года N 94н; не представлены достоверные регистры бухгалтерского учета, из которых следовал бы раздельный учет кредитных денежных средств и процентов по кредитам по видам экономической деятельности, а именно на услугу по передаче электрической энергии в разрезе раздельного учета доходов и расходов по видам экономической деятельности.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции признал неправомерным решение ЛенРТК об отказе во включении в НВВ АО "ЛОЭСК" на 2022 год расходов по статьям затрат "Погашение заемных средств" и "Проценты за пользование кредитом", и возложил на ЛенРТК обязанность выполнить повторный анализ обосновывающих документов и расчетов Общества.
С таким выводом согласился и суд апелляционной инстанции.
Выводы судов следует признать правильными.
Остальные доводы апелляционных жалоб ЛенРТК и ПАО "Россети Ленэнерго" не опровергают правильности выводов суда о предоставлении АО "ЛОЭСК" полного и достаточного пакета документов в обоснование необходимости привлечения кредитных денежных средств для осуществления регулируемой деятельности, целевого характера их использования, и экономической обоснованности заявленных расходов.
Так, из текста экспертного заключения, объяснений ЛенРТК в суде первой инстанции следует, что в обоснование вышеуказанных расходов, в том числе самой необходимости привлечения кредитных денежных средств и их целевого использования АО "ЛОЭСК" в ЛенРТК представлены следующие документы: пояснительная записка; таблица "Расчет погашения средств (основного долга) с указанием сведений о кредиторах, сумме кредита, процентной ставке, доле отнесения расходов по каждому из договоров на регулируемую деятельность по передаче электрической энергии; таблица "Расчет процентов по кредитам по видам деятельности в разрезе кредитных договоров" с реестром ежемесячных платежей по кредитным договорам, в том числе приходящихся на услуги по передаче электрической энергии; расчет кассовых разрывов; кредитные соглашения; банковские выписки по счетам; оборотно-сальдовую ведомость.
В процессе рассмотрения данного дела судом представитель ЛенРТК не указал, какие именно документы надлежало представить АО "ЛОЭСК" и (или) какие документы не представлены Обществом.
Начальник отдела регулирования тарифов на электрическую энергию ЛенРТК ФИО2, допрошенный судом в качестве свидетеля, так же не смог пояснить суду, какие документы отсутствовали в числе представленных акционерным обществом "ЛОЭСК" для подтверждения необходимости привлечения заемных денежных средств, их целевого использования на осуществление регулируемой деятельности. Свидетель не смог перечислить недостатки, которые имелись в содержании документов и расчетов, представленных АО "ЛОЭСК". Также свидетель не дал пояснения о том, какая цель получения кредита должна указываться в кредитном договоре, чтобы ЛенРТК учитывало его в составе НВВ регулируемой организации.
Утверждение свидетеля ФИО2 о том, что АО "ЛОЭСК" надлежало представить формы раскрытия сетевой организацией информации об отчётах о реализации инвестиционной программы и об обосновывающих их материалах по формам 1 и 3, утвержденным приказом Минэнерго России от 24 апреля 2018 года N 320 "Об утверждении форм раскрытия сетевой организацией информации об отчетах о реализации инвестиционной программы и об обосновывающих их материалах, указанной в абзацах втором - пятом, седьмом и девятом подпункта ж(1) пункта 11 стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года N 24, Правил заполнения указанных форм и требований к форматам раскрытия сетевой организацией электронных документов, содержащих информацию об отчетах о реализации инвестиционной программы и об обосновывающих их материалах", судебная коллегия обоснованно признаны судом апелляционной инстанции несостоятельным поскольку требования об обязательном предоставлении данных отчетов в орган тарифного регулирования законодательством не установлено; отчеты по форме 1 и 3 публикуются в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынках электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года N 24, находятся в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а значит, доступны для изучения ЛенРТК при возникновении необходимости в этом.
Несмотря на то, что суд апелляционной инстанции счёл обоснованными доводы ЛенРТК и ПАО "Россети Ленэнерго" относительно неправомерности процессуальных действий суда первой инстанции запросившего в АО "ЛОЭСК" документы, которые не представлялись в ЛенРТК для принятия оспариваемого тарифного решения на 2022 год, и использовавшего такие документы при принятии решения, данное обстоятельство не может опровергать правильности изложенных выше выводов о достаточности объёма представленных органу тарифного регулирования документов в обоснование необходимости привлечения кредитных средств и учета расходов для целей установления тарифов.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования расходы сетевой организации, связанные с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, которые связаны с технологическим присоединением и не учтены в инвестиционной программе, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии абзацем 3 пункта 32 Основ ценообразования регулирующие органы обязаны учитывать расходы, связанные с возвратом и обслуживанием долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, начиная с даты поступления средств на реализацию проекта, а также обеспечить учет таких расходов при расчете регулируемых цен (тарифов) на последующие расчетные периоды регулирования в течение всего согласованного срока окупаемости проекта.
Инвестиционная программа АО "ЛОЭСК" на 2020-2022 годы утверждена распоряжением Комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области от 30 октября 2020 года N 112. Распоряжением от 29 сентября 2021 года N 78 внесены изменения в распоряжение N 112 от 30 октября 2020 года.
Из приложения 11 к распоряжению N 78 от 29 сентября 2021 года следует, что источником финансирования капитальных вложений Общества (строительство новых объектов и реконструкция старых) являются привлеченные денежные средства в размере 2, 4 млрд.руб, которые не являются собственностью АО "ЛОЭСК".
Согласно подпункта "а" пункта 46 и пункта 49 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных Постановление Правительства РФ от 01 декабря 2009 года N 977 (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого тарифного решения), ЛенРТК, как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), рассматривал проект инвестиционной программы АО "ЛОЭСК" в части оценки предложения субъекта электроэнергетики по включению инвестиционных ресурсов, необходимых для реализации инвестиционной программы, в цены (тарифы), регулируемые указанным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Результат рассмотрения проекта инвестиционной программы оформляется заключением органа государственного регулирования цен (тарифов), которое направляется в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Поскольку отрицательное заключение ЛенРТК о результатах рассмотрения проекта инвестиционной программы АО "ЛОЭСК" на 2020-2022 годы не было представлено суду в виду отсутствия документа такого содержания, суды обоснованно согласились с утверждением АО "ЛОЭСК" о нуждаемости Общества в привлеченных средствах для финансирования инвестиционной программы, что также свидетельствует о незаконности решения ЛенРТК о полном исключении из НВВ Общества расходов по статье "Погашение заемных средств".
Специальный порядок контроля за исполнением инвестиционных программ, в том числе в части стоимости строительства объектов, источников финансирования инвестиционных программ установлен Правилами осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 977.
В данном случае, контроль достоверности отчетов о реализации Обществом на территории Ленинградской области инвестиционной программы за 2020 год, осуществляет Комитет по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области, который не выявил нарушений со стороны АО "ЛОЭСК". Из протокола совещания по слушанию итогов реализации инвестиционных программ субъектами электроэнергетики на территории Ленинградской области за первый квартал 2021 года от 10 июня 2021 года следует, что представитель ЛенРТК - ФИО3 участвовал в рассмотрении отчета АО "ЛОЭСК" об исполнении инвестиционной программы и так же не выявил каких-либо нарушений.
Установив изложенное, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что ЛенРТК, определив величину необходимых Обществу средств для осуществления регулируемой деятельности без учёта привлеченных кредитных ресурсов, нарушил требования Основ ценообразования (пункты 7, 32) и Методических указаний N 98-э (пункт 11), в связи чем расходы Общества на погашение заемных средств подлежат пересмотру ЛенРТК с учетом обоснованности заявленных Обществом целей получения кредитных средств и их относимости к деятельности по передаче электрической энергии.
Доводы представителей ПАО "Россети Ленэнерго" о недопустимости применения судом при рассмотрении данного административного дела ненормативных правых актов не соответствующих закону: распоряжения Комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области от 30 октября 2020 года N 112 о внесении изменений в распоряжение N 112 от 30 октября 2020 года об утверждении инвестиционной программы АО "ЛОЭСК" на 2020-222 годы и распоряжения ЛенРТК от 28 декабря 2021 года N 253-р "Об установлении выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение, размер которых включается в тариф на оказание услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области, на 2022 год" (л.д. 136-139 том 12) являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, который обоснованно указал на то, что оценка законности таких ненормативных правовых актов не относится к подведомственности судов общей юрисдикции; и, поскольку перечисленные правовые акты имеют значение для рассмотрения данного административного дела, в установленном законом порядке они не оспорены и не отменены, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в принятии их в качестве доказательств по настоящему делу.
В соответствии с пунктами 5, 6 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательного ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.
Положения об учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2018 и 2019 годы утверждены приказами АО "ЛОЭСК" от 31 декабря 2017 года N 1147 о/д и от 31 декабря 2018 года N 1427о/д. Учетная политика Общества предусматривает раздельный учет доходов и расходов по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
Документы учетной политики представлены в ЛенРТК одновременно с заявлением об установлении тарифов.
Доводы представителя ПАО "Россети Ленэнерго" об отсутствии у АО "ЛОЭСК" раздельного учета по основным средствам в соответствии с Порядком ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденным Приказом Минэнерго России от 13 декабря 2011 года N 585, как правильно указано судом апелляционной инстанции, противоречат решению Ленинградского областного суда от 4 октября 2021 года, принятому по делу N 3а-264/2021, которым признано установленным ведение раздельного учета акционерным обществом "ЛОЭСК" и что отчёт о финансовых результатах формируется им раздельно по видам деятельности, в том числе по передаче и распределению электрической энергии.
Решение Ленинградского областного суда от 4 октября 2021 года, принятому по делу N 3а-264/2021 оставлено без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций (апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16 июня 2022 года (дело N 66а- 465/2022, 66а-509/2022) и кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 23 ноября 2022 года (дело N 88а- 20254/2022).
Кроме того, суду представлялся акт проверки ЛенРТК от 23 октября 2019 года N 14, составленный по результатам проверки деятельности АО "ЛОЭСК"; предметом проверки являлось, в том числе соблюдение Обществом требований по ведению раздельного учета доходов и расходов по оказанию услуг по передаче электрической энергии (л.д.78-82 том 9).
По результатам проверки установлено и в акте отмечено, что ведение раздельного учета доходов и затрат АО "ЛОЭСК" от регулируемых видов деятельности подтверждается предоставленными оборотно-сальдовыми ведомостями по счетам 01.01, 02, 20.01.1, 50.01, 51, 66, 67, 68, 69, 76, 90, 91 за 2018 год и за 1 полугодие 2019 года. Анализ бухгалтерских документов за 2018 год подтверждает достоверность доходов и расходов по статьям сметы затрат, отражённых в отчетности АО "ЛОЭСК" по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области (л.д. 81 том 9).
Реестр платежных документов по исполнению инвестиционной программы за 2020 год, первичные бухгалтерские документы, пояснительная записка с указанием причин отклонений исполнения инвестиционной программы от утвержденной инвестиционной программы представлялись АО "ЛОЭСК" в октябре 2021 года по запросу ЛенРТК (л.д. 105-108 т.8).
Выводы судов о неправомерном отказе ЛенРТК в принятии и оценки документов АО "ЛОЭСК", представленных письмом от 17 ноября 2021 года, в том числе по затратам на "Погашение заемных средств" за 2020 год, основаны на исследованных по делу доказательствах, следовательно суждение о неверной корректировке неподконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" по факту 2020 года по статье "Погашение заемных средств" также следует признать правильным.
Подробное правовое обоснование со стороны судов получили и решения органа тарифного регулирования об отклонении части заявленных АО "ЛОЭСК" расходов по статье "Другие прочие неподконтрольные расходы" в подстатье "Обеспечение коммерческого учета электрической энергии" на 2022 год и признании необоснованными дополнительных расходов на "Отчисления на социальные нужды" на 2022 год.
Суды обоснованно приняли во внимание выводы, приведенные в решении Ленинградского областного суда от 4 октября 2021 года и дополнительном решении от 14 марта 2022 года по административному делу N 3а-264/2021, а также в апелляционном определении Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16 июня 2022 года (дело N 66а- 465/2022, 66а-509/2022) и кассационном определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 23 ноября 2022 года (дело N 88а-20254/2022), которыми расчет ЛенРТК по указанным статьям затрат АО "ЛОЭСК" на 2021 год признан экономически необоснованным в связи с тем, что в базовом уровне подконтрольных расходов на первый год долгосрочного периода 2020-2024 годы не учитывались расходы на обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности) и на фонд оплаты труда, т.к. необходимость их несения сетевой организацией возникла только с 1 июля 2020 года.
Вывод суда первой инстанции о незаконности отказа в корректировки неподконтрольных расходов по факту 2020 года по подстатье "Отчисление на социальные нужды" апелляционным судом также признан правильным.
Из материалов дела следует, что АО "ЛОЭСК" просило учесть в составе НВВ на 2022 год корректировку неподконтрольных расходов по факту 2020 года по подстатье "Отчисление на социальные нужды" в сумме 65822, 01 тыс. руб. в соответствии подпунктом 6 пункта 18 Основ ценообразования и пунктом 11 Методических указаний N 98-э.
При корректировки неподконтрольных расходов по статье "Отчисления на социальные нужды" органом тарифного регулирования принято только 9756, 16 тыс.руб.
Довод представителя ЛенРТК о том, что дополнительные расходы на отчисления на социальные нужды дополнительно нанимаемого акционерным обществом персонала для исполнения обязанностей территориальной сетевой организации по коммерческому учету электрической энергии, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального Закона об электроэнергетике, не подлежат учету, поскольку долгосрочные параметры регулирования не могут пересматриваться в течение долгосрочного периода регулирования даже в случае изменения законодательства и возложения на сетевую организацию дополнительных обязанностей, требующих дополнительных расходов, судами обоснованно отклонён, с указанием на то, что такой подход не соответствует законодательству о тарифном регулировании.
С вступлением в силу с 01 июля 2020 года Федерального закона N 522- ФЗ от 27 декабря 2018 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации" на электросетевую компанию возложены дополнительные обязанности, связанные с обеспечение учета электрической энергии и обслуживанием приборов учета, исполнение которых требует привлечение дополнительных работников и затрат на оплату труда, отчисления на социальные нужды, которые не запланированы на 2020 год.
При определении размера НВВ на 2021 год ЛенРТК учел расходы на дополнительно нанимаемый персонал, но не учел расходы на отчисления на социальные нужды. Вступившим в законную силу решением Ленинградского областного суда от 04 октября 2021 года в редакции дополнительного решения от 16 марта 2022 года (дело N За-264/2021) ЛенРТК признан нарушившим законодательство в сфере тарифного регулирования, суд обязал ЛенРТК учесть расходы на отчисления на социальные нужды с учетом дополнительно нанимаемого персонала для исполнения обязанностей, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике.
Обязанность учесть данные расходы предусмотрена формулой 4 Методических указаний N 98-э при корректировке НВВ по фактическим показателям истекшего периода.
С учетом изложенного судами обоснованно указано на то, что органом тарифного регулирования нарушен пункт 18 Основ ценообразования, формула 4 Методических указаний N 98-э при расчете корректировки неподконтрольных расходов по факту 2020 года по подстатье "Отчисление на социальные нужды", поскольку неправомерно не приняты произведенные АО "ЛОЭСК" в 2020 году расходы на отчисления на социальные нужды дополнительно нанимаемого персонала.
Признавая неправомерным отказ ЛенРТК в принятии расходов АО "ЛОЭСК" по статье "Прочие государственные пошлины", суд указал на нарушения требований пункта 23 Правил государственного регулирования тарифов, допущенные ЛенРТК, поскольку в экспертном заключении не приведены мотивы в обоснование решения об отклонения заявленных расходов. Кроме того, суд согласился с утверждением ПАО "Россети Ленэнерго" о допущенных в экспертном заключении противоречиях по данным затратам Общества, поскольку на странице 130 заключения в общей сумме экономически обоснованных фактических неподконтрольных расходов (3 424 350 тыс.руб.) по данной статье расходов ЛенТРК учел фактические расходы Общества в размере 439 тыс.руб.
Доводы апелляционной жалобы ЛенРТК повторяют правовую позицию представителя административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции. Новых обстоятельств и фактов, изменяющих вышеизложенные выводы суда первой инстанции, не приведено.
В составе прочих неподконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2022 год ЛенРТК приняты "Расходы на государственную регистрацию объектов недвижимости" размере 1 182 ООО руб.
Признавая решение ЛенРТК необоснованным, суд правильно согласился с доводами ПАО "Россети Ленэнерго" и указал, что в нарушение пункта 23 Правил государственного регулирования тарифов в экспертном заключении отсутствует расчет принятых расходов и анализ их экономической обоснованности.
Фактические расходы на государственную регистрацию объектов недвижимости за 2020 год АО "ЛОЭСК" составляют 593 тыс.руб, которые в полном объеме признаны ЛенРТК экономически обоснованными. Однако с учетом динамики фактических расходов АО "ЛОЭСК" (при отсутствии сведений о конкретных объектах, подлежащих регистрации, оценки фактических расходов на государственную регистрацию объектов недвижимости АО "ЛОЭСК") плановые расходы определены по предложению Общества в размере 1 182 000 руб. Прирост плановых расходов на 2022 год относительно фактических расходов на 2020 год составляет 99%, что значительно превышает индексы потребительских цен на 2021 - 2022 годы, заложенные в прогноз социально-экономического развития РФ, опубликованного Минэкономразвития России от 30 сентября 2021 года. В связи с этим, признав размер принятых плановых расходов на 2022 год в сумме 1 182 000 руб. экономически обоснованным, суд обязал ЛенРТК пересмотреть затраты АО "ЛОЭСК" на государственную регистрацию объектов недвижимости.
Аналогичные по своему содержанию основания для признания экономически необоснованными плановые расходы АО "ЛОЭСК" на "Аренду зданий и сооружений" в разрезе статьи "Плата за аренду имущества и лизинг", принятые ЛенРТК на 2022 год в размере 34 096, 9 тыс.руб, изложены в решении суда.
Оснований для переоценки выводов судов, судебная коллегия не усматривает.
Отклонение судом апелляционной инстанции доводов апелляционной жалобы АО "ЛОЭСК" о необоснованности отказа принятия органом тарифного регулирования заявленных Обществом плановых расходов в размере 34 096, 9 тыс.руб, а также о несогласии с выводами суда первой инстанции о правомерности отклонения ЛенРТК части плановых расходов Общества 2022 год на "Услуги связи" в составе статьи "Работы и услуги непроизводственного характера", входящей в эффективный уровень подконтрольных расходов на первый 2020 (базовый) год долгосрочного периода регулирования и об отказе в перерасчете подконтрольных расходов не могут служить основанием для отмены постановленных по делу судебных актов.
То обстоятельство, что судом апелляционной инстанции ряд доводов апелляционной жалобы АО "ЛОЭСК" признаны правильными - о несогласии с выводами суда первой инстанции по расходам "Транспортный налог", включаемых в неподконтрольные расходы, и "Корректировка неподконтрольных расходов по факту 2020 года по подстатье "Транспортный налог"; о расчёте экономической обоснованности расходов на приобретение средств индивидуальной защиты, в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-2019); о том, что во исполнение решений Ленинградского областного суда от 18 сентября 2020 года по делу N 3а-1/2020 и от 14 мая 2021 года по делу N 3а-60/2021 из НВВ АО "ЛОЭСК" подлежит исключенную сумма в размере 2 933 605, 0 тыс.руб.; об ошибочности выводов суда первой инстанции по статье затрат "Содержание зданий и сооружений, хозтовары и хозинвентарь"; об обоснованности расчета ЛенРТК затрат АО "ЛОЭСК" по статье "Аренда сетей (объекты электросетевого хозяйства)" на 2022 год, не могло служить основанием, для отмены решения суда первой инстанции, поскольку указанные выводы апелляционной инстанции касаются аргументов истца (АО "ЛОЭСК"), оспаривавшего нормативный акт органа тарифного регулирования, который решением суда первой инстанции признан в части незаконным, поэтому указание суда апелляционной инстанции на обязанность ЛенРТК выполнить дополнительный анализ документов представленных акционерным обществом "ЛОЭСК" вследствие согласия с доводами названного Общества относительно указанных выше видов расходов никак не опровергает правильности итогового решения суда первой инстанции изложенного в его резолютивной части.
Доводы жалобы ПАО "Россети Ленэнерго" о нарушении судом процессуальных норм, выразившееся в опубликовании в государственной автоматизированной системы "Правосудие" (ГАС "Правосудие") 7 декабря 2022 года информации о вынесении решения по делу, которым "административный иск удовлетворен частично" в то время, как спор по существу разрешен судом только 26 декабря 2022 года, не влекут отмену решения суда и получили надлежащую оценку при апелляционном рассмотрении дела.
Доводы представителей ПАО "Россети Ленэнерго" по существу основаны на обстоятельствах уже изложенных при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием; вновь приведенные в кассационной жалобе, они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу обжалуемых судебных постановлений.
Несогласие представителей ПАО "Россети Ленэнерго" с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского областного суда от 26 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу кассационную жалобу Публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Решение Ленинградского областного суда от 26 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 7 марта 2024 года.
Председательствующий: Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.