Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-2355/2023) по кассационной жалобе ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 22 июня 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 27 ноября 2023г. (N33а-10450/2023) по административному иску ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным и отмене постановления Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 17 февраля 2023г.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, возражения прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми обратилось в суд с административным исковым заявлением к Ухтинскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Шенцеву Н.В. о признании незаконным постановления прокурора от 17 февраля 2023г. и его отмене.
В обоснование указано, что оспариваемым постановлением отменено постановление врио начальника ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми от 24 ноября 2022г. о применении к осужденному Сысманову Е.Л. взыскания в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 6 суток. Считает постановление прокурора незаконным, поскольку администрацией учреждения взыскание к осужденному применено обосновано, порядок наложения взыскания не нарушен. Взыскание в виде водворения в штрафной изолятор на 6 суток наложено на осужденного Сысманова Е.Л. за нарушение требований пунктов 10.1, 10.10.1 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04 июля 2022г. N 110, а именно - за то, что спальное место не заправлено по установленному образцу, и не выполнено законное требование сотрудника УИС заправить постель по установленному образцу. Права осужденного не нарушены, взыскание применено в соответствии со статьями 115, 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации с учетом обстоятельств совершения нарушения, личности осужденного и предыдущего его поведения, соответствует тяжести проступка и является единственно возможным.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 22 июня 2023г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 27 ноября 2023г, в удовлетворении административного иска ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми отказано.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Прокурором поданы возражения в письменном виде относительно кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 24 ноября 2022г. на основании постановления врио начальника ФКУ РЛС-19 УФСИН России по Республике Коми к Сысманову Е.Л. применена мера взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на срок 6 суток за нарушение, выразившееся в том, что 15 ноября 2022г. в 08 часов 56 минут, находясь в спальном помещении N 1 карантинного отделения, не заправил спальное место по установленному образцу, утвержденному приказом начальника УФСИН России по Республике Коми от 15 июля 2022г. N 368, и не выполнил законное требование сотрудника исправительного учреждения заправить постель по установленному образцу.
При проведении проверки Ухтинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях усмотрел нарушения при вынесении постановления от 24 ноября 2022г. в связи с тем, что ранее осужденный не привлекался к дисциплинарной ответственности, системность его противоправного поведения отсутствовала, за аналогичное нарушение, допущенное позже - 16 ноября 2022г, ему был объявлен выговор, в связи с чем, примененное взыскание является чрезмерно суровым.
Постановлением Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 17 февраля 2023г. оспариваемое постановление врио начальника ФКУ ПК-19 УФСИН России по Республике Коми в отношении Сысманова Е.Л. отменено.
Не согласившись с действиями административного ответчика, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми обратилось в суд с административным иском.
Установив изложенные обстоятельства, руководствуясь положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федерального закона от 15 июля 1995г. N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации N 110 от 04 июля 2022г, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление прокурора соответствует требованиям закона, принято в пределах предоставленных ему полномочий, при наличии законных оснований, права и законные интересы административного истца не нарушены.
Суд первой инстанции исходил из того, что при наложении дисциплинарного взыскания исправительным учреждением не были соблюдены требования статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, поскольку к осужденному Сысманову Е.Л. применено несоизмеримо строгое наказание за допущенное нарушение, при применении наказания не учитывалось предыдущее поведение осужденного и его личность, а именно тот факт, что Сысманов Е.В. характеризуется удовлетворительно, за период отбывания наказания нарушение им совершено впервые.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, указав следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992г. N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
На основании статьи 27 названного выше Федерального закона органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.
При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений.
Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона от 17 января 1992г. N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор, в том числе, вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Условия и порядок отбывания наказания в виде лишения свободы регламентированы Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, а также в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04 июля 2022г. N 110.
В силу части 1 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее-также УИК РФ) при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Применение начальником ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми к осужденному Сысманову Е.Л. взыскания в виде водворения в штрафной изолятор связано с осуществлением властных полномочий, предусмотренных статьей 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
При оценке обоснованности применения к Сысманову Е.Л. взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на 6 суток прокурор обоснованно указал на чрезмерную суровость назначенного исправительным учреждением наказания за впервые совершенное осужденным нарушение.
Из постановления врио начальника ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми от 24 ноября 2022г. следует, что за период отбывания наказания (в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми) осужденный Сысманов Е.Л. не нарушал установленный порядок отбывания наказания, и, следовательно, взысканий не имел.
Из представленных в материалы дела документов следует, что постановлением врио начальника ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, вынесенным в тот же день - 24 ноября 2022г, за аналогичное нарушение, допущенное позже - 16 ноября 2022г, Сысманову Е.Л. объявлен выговор.
Таким образом, примененное к осужденному наказание в виде водворения в штрафной изолятор на срок 6 суток является несоразмерно строгим, поскольку у Сысманова Е.Л. взысканий ранее не имелось.
В связи с указанными обстоятельствами, действия прокурора по отмене постановления врио начальника ФКУ ИК-19 от 24 ноября 2022 года являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства. Основания для удовлетворения административного иска ФКУ ИК-19 УФСИН России отсутствуют.
Оценивая доводы административного истца о наличии у Сысманова Е.Л. дисциплинарных взысканий за нарушения, допущенные им в период его нахождения в СИЗО-1 и в СИЗО-2 (л.д.29), суд апелляционной инстанции обоснованно указал о том, что данные обстоятельства не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку указанные взыскания применены к Сысманову Е.Л. в соответствии со статьями 38, 39 Федерального закона от 15 июля 1995г. N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" за нарушения установленного порядка содержания под стражей (до обращения приговора к исполнению).
Выводы судов основаны на правильном применении норм приведенного выше законодательства.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке уже оцененных судами доказательств и не опровергают правильности выводов судов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 22 июня 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 27 ноября 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 22 июня 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 27 ноября 2023г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 20 марта 2024г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.