Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Стаховой Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-8602/2023 по кассационной жалобе административного истца Авдеенко "данные изъяты" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 октября 2023 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми от 25 декабря 2023 года по административному иску Авдеенко "данные изъяты" к администрации МО ГО "Сыктывкар", Управлению ЖКХ АМО ГО "Сыктывкар", начальнику УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" Гонтарю "данные изъяты" о признании неразумным срок, установленный в требовании к собственнику жилого помещения для добровольного сноса многоквартирного жилого дома, возложении обязанности установить новый срок для добровольного сноса многоквартирного жилого дома.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Авдеенко Е.М. является собственником квартиры 6 в доме 51а по ул. Северная в городе Сыктывкаре. Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" N 9/2971 от 15 сентября 2021 года указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Административному истцу вручено требование N 1-04/47 от 22 июля 2022 года о сносе жилого дома до 15 сентября 2024 года.
Административный истец полагает, что срок сноса многоквартирного жилого дома до 15 сентября 2024 года неразумный, поскольку согласно представленного Администрацией расчета временных затрат всех процедур по согласованию сноса многоквартирного дома, утверждению проекта и фактического сноса дома перечисленная работа может быть выполнена в течение 9 месяцев.
С учетом изложенного Авдеенко Е.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании неразумным срок сноса многоквартирного жилого дома до 15 сентября 2024 года, установленный в требовании от 22 июля 2022 года N 01-04/47. И в качестве способа восстановления нарушенных прав просила установить срок сноса многоквартирного жилого "адрес", до 15 сентября 2023 года.
Судом первой инстанции к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков Управление ЖКХ АМО ГО "Сыктывкар", начальник УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" ФИО2, в качестве заинтересованного лица - Комитет жилищной политики АМО ГО "Сыктывкар", собственники жилых помещений в МКД 51а по ул. Северная города Сыктывкара.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Коми от 25 декабря 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе Авдеенко Е.М. просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное определением судом обстоятельств дела и неверное применение норм материального права.
В судебное заседание участники судебного разбирательства не явились.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами не допущено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суды, руководствуясь нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, а также исходя из обязанности органа местного самоуправления обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность, сделали вывод о том, что оспариваемое требование в части срока для добровольного сноса аварийного многоквартирного дома соответствует требованиям разумности, не нарушает прав Авдеенко Е.М, так как установленный администрацией срок для сноса аварийного дома на жилищные права истца, являющегося собственником жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, не влияет.
Проанализировав статьи 55.30 и 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также учитывая, что снос многоквартирного дома предусматривает подготовку проектной документации и организацию работ по сносу объекта, а также организацию и выполнение мероприятий по отключению дома от сетей инженерно-технического обеспечения, суд сделали вывод о том, что требование от 22 июля 2022 года об установлении срока добровольного сноса аварийного многоквартирного дома принято администрацией МО ГО "Сыктывкар" с соблюдением установленного Жилищным кодексом Российской Федерации порядка, и не нарушает права административного истца, в том числе на проживание в жилом помещении пригодном для проживания, отвечающем установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Выводы судов являются правильными.
Из материалов дела следует, что заключением Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 20 августа 2021 года N 499, основанном на техническом заключении NНО-452-07-21, выполненном специализированной организацией ООО "НЕСКО" по результатам обследования технического состояния строительных и конструктивных элементов многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", - названный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Реализуя предоставленные законом полномочия, постановлением главы муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 15 сентября 2021 года N 9/2971 многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", ? признан аварийным и подлежащим сносу.
Пунктом 2 указанного постановления предписано администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" в срок до 2028 принять меры по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес".
В соответствии с пунктом 3 постановления комитету жилищной политики администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" предписано направить гражданам, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, уведомления о предложении жилых помещений маневренного фонда, предназначенных для временного проживания.
Согласно пункту 4 - управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" направить собственникам помещений, расположенных в данном многоквартирном доме, требования о сносе такого дома за счет собственных средств с указанием срока для осуществления сноса.
Во исполнение указанного постановления 22 июля 2022 года административным ответчиком в адрес административного истца в соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации направлено требование N 01-04/47 о необходимости в срок до 15 сентября 2024 года принять меры для добровольного сноса указанного многоквартирного дома. О принятом решении предложено сообщить в администрацию в срок до 01 ноября 2022 года. Разъяснено, что ненаправление ответа в установленный срок считается отказом от осуществления сноса многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Требование администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" N 01-04/47 от 22 июля 2022 года в части срока сноса дома до 15 сентября 2024 года соответствует законодательству.
Пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16 и пункта 3 статьи 2 Федерального закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, является основанием предъявления к собственникам помещений в указанном доме органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее-Положение), согласно пункту 7 которого оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.
В силу абзаца 2 пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
С учетом изложенного, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.
Конкретные сроки, в которые собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Таким образом, выводы судов о том, что при установлении срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, орган местного самоуправления должен исходить из периода времени, необходимого собственникам помещений дома для принятия решения о судьбе дома - о сносе дома в добровольном порядке или об отказе от добровольного сноса, а также учитывать период времени, необходимого для выполнения комплекса работ по сносу многоквартирного дома, является обоснованным и в данном случае установленный срок сноса дома, в котором проживает административный истец, до 15 сентября 2024 года - соответствует всем перечисленным критериям разумности и соразмерности.
Допустимых и достоверных доказательств того, что оспариваемый срок сноса многоквартирного дома является не разумным, суду не представлено. В свою очередь, установление срока для добровольного сноса дома до 15 сентября 2023 года, как заявлено административным истцом, не будет отвечать принципам разумности, поскольку может повлечь нарушение права граждан на получение жилого помещения взамен аварийного и не позволит в установленном порядке выполнить процедуры, предусмотренные статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, решения органа местного самоуправления, принимаемые в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, в ходе процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе об установлении определенного срока для принятия собственниками помещений данного дома мер к его сносу, в конечном итоге направлены на обеспечение условий для осуществления гражданами жилищных прав, а потому не могут рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемый срок сноса многоквартирного дома является неразумным и произвольным, являлся предметом оценки суда первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонен как несостоятельный по вышеприведенным основаниям. Вновь приведенные в кассационной жалобе, они не могут повлечь отмену судебных актов.
Несогласие административного истца с выводами судов в связи с иной оценкой доказательств, а также в виду иного толкования норм права, примененных судами, правильность обжалуемых судебных актов не опровергают, о нарушении норм материального и процессуального права судами не свидетельствуют, и не могут служить основанием для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 октября 2023 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми от 25 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение составлено 20 марта 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.