Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Стаховой Т.М, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тимошенко Т. А. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 6 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 июля 2023 года по административному делу N 2а-841/2023 по административному исковому заявлению Тимошенко Т. А. к администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения о снятии с учета.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга - Шаймардановой Т.В, возражавшей против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тимошенко Т.А. обратилась в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга, в котором просила признать незаконным решение от 13 марта 2022 года N1132-р о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Быкова Д.Л. и членов его семьи Тимошенко Т.А, Быкова Е.Д, Быкова А.Д. и Быкову С.Д, а также обязать административного ответчика восстановить Быкова Д.Л. и членов его семьи Тимошенко Т.А, Быкова Е.Д, Быкова А.Д. и Быкову С.Д. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование заявленных требований Тимошенко Т.А. указала, что Быков Д.Л. с семьей, состоящей из пяти человек, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 31 мая 2019 года с учетом льгот: семья, имеющая в составе "данные изъяты"; семья, имеющая совершеннолетних детей, проживающих совместно, не создавших своих семей; многодетная семья, имеющая трех детей. Как указала административный истец, решением от 13 марта 2022 года N1132- р семья была снята с учета со ссылкой на пункт 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Административный истец отметила, что Быковым Л.Д. были представлены исчерпывающие документы и сведения, представление которых установлено законодательством.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 06 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 июля 2023 года, в удовлетворении иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что с административный истец и заинтересованные лица Быков Д.Л, Быков Е.Д, Быкова С.Д. и "данные изъяты" постоянно зарегистрированы и проживают в отдельной двухкомнатной квартире, общей площадью 55, 50 кв.м, расположенной по адресу: "адрес"
Указанная квартира принадлежит в равных долях Быкову Д.Л. и его дочери Быковой М.Д. 13 ноября 2018 года административному истцу выдано свидетельство о том, что семья является многодетной и имеет право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга.
24 апреля 2019 года Быков Д.Л. обратился в администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просил принять его и членов его семьи в количестве 5 человек на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании распоряжения N2073 с 31 мая 2019 года семья Быкова Д.Л. поставлена на учет "данные изъяты"
В ходе актуализации сведений выявлено, что с 11 июня 2008 года в собственности Быкова Д.Л. находился жилой дом, общей площадью 34, 1 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", в связи с чем, на заседании жилищной комиссии от 12 ноября 2021 года принято решение запросить у Быкова Д.Л. правоустанавливающие документы на собственность.
23 ноября 2021 года и 19 января 2022 года в адрес Быкова Д.Л. направлены запросы на предоставление правоустанавливающих документов.
22 февраля 2022 года состоялось заседание жилищной комиссии, на котором установлено, что состав семьи: 7 человек, с учетом льготы: "Семья, имеющая ребенка-инвалида" состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях с 31 мая 2019 года ("данные изъяты"). Жилищная обеспеченность на 1 человека общей площадью составляет 7, 93 кв.м, при этом, при проверке предоставленных документов, установлено, что в собственности Быкова Д.Л. находилось жилое здание площадью 34, 1 кв.м, по адресу: "адрес" (основание - договор купли-продажи жилого дома от 14 мая 2008 года).
Между тем, при принятии на жилищный учет, указанная собственность не была выявлена, так как заявителем, при подаче заявления 30 апреля 2019 года, не представлено сведений о правах на данное недвижимое имущество. Учитывая, что на основании действующего законодательства уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, жилищная обеспеченность на семью из 7 человек общей площадью с учетом выявленной собственности составляла 89, 6 кв.м, на 1 человека - 12, 8 кв.м. Кроме того, в собственности супруги Быкова Д.Л. имеется земельный участок площадью 669 кв.м для ведения садоводства, на основании договора купли-продажи от 20 июня 2017 года, по адресу: "адрес"
Решением администрации Василеостровского района Санкт- Петербурга от 13 марта 2022 года N1132-р постановлено снять с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Быкова Д.Л, а также членов его семьи: Тимошенко Т.А, Быкова Е.Д, Быкова А.Д. и Быкову С.Д.
Основанием для принятия решения послужило выявление того обстоятельства, что при подаче документов для постановки на учет заявители не уведомили жилищно-бытовую комиссию о наличии прав в отношении принадлежащей площади 34, 1 кв.м.
Судом первой инстанции установлено, что по сведениям, предоставленным из ЕГРН, с 28 декабря 2021 года произведена регистрация прекращения права собственности Быкова Д.Л. в отношении жилого дома, общей площадью 34, 1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Также в материалы дела представлено заключение специалиста от 16 мая 2022 года "данные изъяты", выполненное ООО "ЛРК Строй надзор", по обследованию жилого дома по адресу: "адрес", из которого следует, что здание построено из бывших в употреблении деревянных железнодорожных шпал, которые являются умеренно опасными отходами 3 класса опасности для окружающей среды и здоровья человека, в связи с чем, существует несоответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям и отсутствует возможность безопасной эксплуатации жилого дома по своему назначению и является изначально непригодным для проживания и не может учитываться при определении обеспеченности жилой площадью.
Суд первой инстанции, установив, что жилой дом в установленном законном порядке не признан непригодным для проживания, приняв во внимание, что оспариваемое решение принято со ссылкой на выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда согласилась с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворении требований административного истца, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", актуализации подлежат, в том числе, сведения об обеспеченности состоящих на учете граждан жилыми помещениями. Актуализация данных выполняется уполномоченным органом посредством обмена информацией с соответствующими государственными организациями и направления состоящим на учете гражданам запросов для устранения неопределенностей, возникших в процессе получения информации, в порядке, устанавливаемом Правительством Санкт-Петербурга.
Актуализация данных проводится уполномоченным органом ежегодно, а также при подготовке документов для принятия решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма (пункт 3 статьи 11 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге").
Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 1 Закона Санкт- Петербурга от 19 июля 2005 года N407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в том числе такие категории, как граждане, имеющие трех и более "данные изъяты" "данные изъяты" (многодетные семьи).
Абзацем 7 пункта 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлено, что на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, являющиеся нанимателями и (или) собственниками (членами семьи нанимателей и (или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге для проживающих в коммунальных квартирах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", гражданин и члены его семьи представляют в уполномоченный орган: заявление о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи; паспорт или иные документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи; документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства; документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет; документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи; документы, содержащие сведения об обеспеченности жилыми помещениями и иные документы.
Частью 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" определено, что учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 кв.м, общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, при этом с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (части 3 и 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Исходя из смысла приведенных норм, под не соответствующими действительности сведениями понимаются не любые сведения, содержащиеся в документах, а лишь те, которые касаются существенных обстоятельств и были определяющими при принятии решения о постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как верно установлено судом первой инстанции, 30 апреля 2019 года при обращении Быкова Д.Л. в администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга не были представлены сведения о наличии у него в собственности жилого дома.
Одновременно, после выявления сведений о наличии у Быкова Д.Л. в собственности жилого дома и направления в его адрес запроса о предоставлении правоустанавливающих документов, им были совершены действия по отчуждению жилого дома.
Заслуживает внимания, что сокрытие выявленных обстоятельств, является существенным, поскольку площадь жилого дома подлежала учету при проверке жилищной обеспеченности семьи.
Доводы о непригодности жилого дома для проживания были оценены судом первой инстанции, и как обоснованно указал суд первой инстанции, законодательством установлен порядок признания жилого помещения непригодным для проживания граждан, однако, административным истцом и заинтересованным лицом Быковым Д.Л. не были представлены доказательства обращения в установленном законом порядке с соответствующим заявлением.
Кроме того, документы относительно характеристик жилого дома могли быть представлены Быковым Д.Л. в администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга после получения запросов от 23 ноября 2021 года и 19 января 2022 года для рассмотрения их на заседании жилищной комиссии.
Однако данных о признании жилого дома, принадлежавшего Быкову Д.Л. непригодным для проживания в установленном законом порядке, судам первой и апелляционной инстанций не представлено.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 6 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 июля 2023 года по административному делу N 2а-841/2023 по административному исковому заявлению Тимошенко Т. А. к администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения о снятии с учета оставить без изменения, кассационную жалобу Тимошенко Т. А. - без удовлетворения.
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 6 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 июля 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 марта 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.