Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Стаховой Т.М, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Солод В. А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 27 ноября 2023 года по административному делу N 2а-9026/2023 по административному исковому заявлению Солод В. А. к администрации МО ГО "Сыктывкар", Управлению ЖКХ АМО ГО "Сыктывкар", начальнику УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" Гонтарь А.Г. о признании срока, установленного собственнику жилого помещения в требовании для добровольного сноса многоквартирного дома неразумным, обязании предъявить собственнику требование о сносе дома с установлением срока до 08 октября 2023 года в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Солод В.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации МО ГО "Сыктывкар", в котором, с учетом уточненных требований просила признать срок, установленный ей как собственнику квартиры N3 в многоквартирном жилом доме "адрес" для добровольного сноса до 08.10.2024 года в требовании 01-04/62 от 20.10.2022 года неразумным, возложении обязанности предъявить требование о сносе дома с установлением срока до 08 октября 2023 года в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого помещения, расположенного в МКД по адресу: "адрес". Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 08.10.2021 N 10/3349 МКД "адрес" признано аварийным и непригодным для проживания. В порядке статьи 32 Жилищного кодекса РФ истице направлено требование от 20.10.2022 года о сносе жилого дома сроком до 08.10.2024 года. Полагала, что указанный срок является неразумным, поскольку согласно представленного ею расчета временных затрат для проведения всех процедур по согласованию сноса дома, утверждению проектов и его сносе требуется 219 дней.
Определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление ЖКХ АМО ГО "Сыктывкар", начальник УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" Гонтарь А.Г.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 27 ноября 2023 года, в удовлетворении иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Солод В.А. является собственником жилого помещения - квартиры N3, расположенной по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из ЕГРП.
Согласно техническому заключению по результатам обследования технического состояния строительных. и конструктивных элементов многоквартирного дома N51 п.Трехозерка г. Сыктывкара, выполненного ООО "НЕСКО" состояние конструкций здания оценено как аварийное согласно классификации ГОСТ 31937-2011. На момент проведения обследования фундаменты здания, кровля, инженерные системы, конструкции перекрытия и полы, стеновые ограждения и т.п. находились в аварийном состоянии. Материалы несущих и ограждающих конструкций здания не соответствует требованиям действующих строительных норм и правил. Физический износ многоквартирного дома, на момент обследования составляет не менее 70%.
Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 08.10.2021 N 10/3349 МКД N51 п. Трехозерка г. Сыктывкара признан аварийным и подлежащим сносу, на администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность принять меры по расселению, граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по указанному адресу, в срок до 2028 года (п.2).
В соответствии с пунктом 3 постановления Комитету жилищной политики администрации МО ГО "Сыктывкар" поручено направить гражданам, проживающим в жилых помещения многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, уведомления о предложении жилых помещений маневренного фонда, предназначенных для временного проживания.
Пунктом 4 постановления, на Управление ЖКХ МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность направить собственникам помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, требования о сносе такого многоквартирного дома за счет собственных средств с указанием срока для осуществления сноса.
УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" 20.10.2022 года в адрес Солод В.А, а также иных собственников жилых помещений в многоквартирном доме "адрес", направлены требования, в которых на основании части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ установлен срок для добровольного сноса данного многоквартирного дома до 08.10.2024 года. Разъяснено, что ненаправление ответа в установленный в требовании срок (до 30.12.2022 года) будет считаться отказом от осуществления сноса многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о том, что оспариваемое требование по установлению собственникам помещений срока для добровольного сноса спорного многоквартирного жилого дома принято административным ответчиком в рамках предоставленных полномочий, с соблюдением порядка, установленного нормами жилищного законодательства, не противоречит закону и отвечает требованиям разумности, в связи с чем, не усмотрел оснований для удовлетворения требований административного иска.
Как верно отмечено нижестоящим судом, без соблюдения предусмотренной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры решение об изъятии земельного участка, занятого подлежащим сносу многоквартирным жилым домом, и расположенного в таком доме жилого помещения для муниципальных нужд, принято быть не может. Установление срока для добровольного сноса собственниками многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, в данном случае - администрации МО ГО "Сыктывкар". Единственным предусмотренным законом критерием для установления этого срока является его разумность. При установлении указанного срока орган местного самоуправления должен исходить из периода времени, необходимого собственникам помещений дома для принятия решения о судьбе дома - о сносе дома в добровольном порядке или об отказе от добровольного сноса, а также из периода времени, необходимого для выполнения комплекса работ по сносу многоквартирного дома.
Проанализировав положения статей 55.30 и 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, признав, что снос многоквартирного дома предусматривает необходимость подготовки проектной документации по организации работ по сносу, а также выполнение мероприятий по отключению дома от сетей инженерно-технического обеспечения и выполнения уполномоченным индивидуальным предпринимателем или организацией работ по сносу дома с заключением договора подряда, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое административным истцом требование от 20 октября 2022 года об установлении срока для добровольного сноса аварийного многоквартирного дома принято администрацией МО ГО "Сыктывкар" в соответствии с имеющимися полномочиями, с соблюдением установленного нормами Жилищного кодекса Российской Федерации порядка, права административного истца не нарушает и не создает препятствий к их осуществлению.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми согласилась с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение- о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии с пунктом 49 которого на основании полученного заключения о непригодности жилого помещения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта, орган местного самоуправления в течение ЗОдней со- дня получения заключения в установленном порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно пунктам 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 названной статьи.
В силу абзаца второго пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу относится к компетенции органа местного самоуправления.
Конкретные сроки, в которые собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в пункте 22 Постановления от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Как верно отмечено судом первой инстанции оспариваемое требование администрации МО ГО "Сыктывкар" от 20 октября 2022 года соответствует требования закона, установленный в требовании администрации срок для совершения мероприятий по сносу аварийного дома на жилищные права административного истца, являющегося собственником жилого помещения в спорном многоквартирном доме, не влияет.
При этом допустимых и достоверных доказательств того, что установленный срок для добровольного сноса многоквартирного дома "адрес" - до 08 октября 2024 года не является разумным, суду не представлено и материалы дела не содержат. В свою очередь, установление срока для добровольного сноса дома - до 08 октября 2023 года не будет отвечать принципам разумности и не позволит в установленном порядке соблюсти процедуры, предусмотренные статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Приведенные в жалобе доводы о том, что необходимый срок для добровольного сноса аварийного дома, по мнению апеллянтов, не превышает восемь месяцев, не являются основанием к отмене обжалуемого решения суда, поскольку не свидетельствуют о неразумности срока для сноса дома, установленного с учетом организации всех мероприятий, предусмотренных нормами жилищного и градостроительного законодательства.
Довод жалобы о том, что дальнейшая эксплуатация жилого дома и проживание в нем создает угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем граждан, не является основанием к отмене решения суда. Избранный истцом способ защиты предполагаемого нарушения прав не влечет возможность восстановления нарушенных прав и возложение обязанности на орган местного самоуправления снести аварийный жилой дом в срок до 08 октября 2023 года, потому что, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственников жилых помещений в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. путем выкупа изымаемых жилых помещении.
В силу пункта 3.1 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, могут быть предоставлены жилые помещения маневренного фонда, предназначенные для временного проживания.
Полагая, что до наступления срока отселения из аварийного здания, проживание в таком доме представляет опасность для жизни и здоровья по причине аварийного состояния дома или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, административный истец не лишена права на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда до наступления срока отселения из аварийного здания.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 27 ноября 2023 года по административному делу N 2а-9026/2023 по административному исковому заявлению Солод В. А. к администрации МО ГО "Сыктывкар", Управлению ЖКХ АМО ГО "Сыктывкар", начальнику УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" Гонтарь А.Г. о признании срока, установленного собственнику жилого помещения в требовании для добровольного сноса многоквартирного дома неразумным, обязании предъявить собственнику требование о сносе дома с установлением срока до 08 октября 2023 года в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу оставить без изменения, кассационную жалобу Солод В. А. - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 27 ноября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 марта 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.