Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" на решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 5 октября 2023 года (N 2а-673/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 20 декабря 2023 года по административному исковому заявлению прокурора Багратионовского района Калининградской области, предъявленному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" о возложении обязанности создать маневренный жилищный фонд.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, возражения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Багратионовского района Калининградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" которым, с учетом уточнения требования, просил возложить на ответчика обязанность в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" в количестве не менее 20 квартир.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе осуществления прокуратурой Багратионовского района проверки исполнения администрацией муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" жилищного законодательства, выявлены нарушения, а именно в нарушение требований жилищного законодательства маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования отсутствует, что создает угрозу нарушения прав граждан при возникновении обстоятельств, перечисленных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением Багратионовского районного суда Калининградской области от 5 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградской области от 5 октября 2023 года, административное исковое заявление прокурора Багратионовского района Калининградской области, предъявленное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" удовлетворено частично.
На администрацию муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" в количестве не менее 8 квартир.
В кассационной жалобе на решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 5 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 20 декабря 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 7 февраля 2024 года, администрация муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального и процессуального права, настаивая на отсутствии оснований для удовлетворения заявленных к ней прокурором требований.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Полномочия органов местного самоуправления муниципального округа в сфере жилищных правоотношений, по вопросу участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций определены частями 1, 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 3, 6, 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решением Окружного Совета депутатов муниципального образования "Багратионовский городской округ" от 24 ноября 2021 года N 96 утверждено Положение об администрации МО "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области", которым к компетенции исполнительно-распорядительного органа - администрации муниципального округа отнесены вопросы обеспечения исполнения полномочий местного самоуправления по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, нормативно-правовыми актами окружного Совета депутатов на соответствующей территории; осуществление отдельных государственных полномочий; управление и распоряжение муниципальной собственностью; осуществление иных полномочий по решению вопросов местного значения, а также установленных федеральными законами.
Согласно положениям Устава муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования; обеспечение проживающих в муниципальном округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункты 2, 7 статьи 4 Устава).
Решением окружного Совета депутатов МО N31 от 26 апреля 2017 года утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Судами установлено, что по состоянию на 30 июня 2023 года к жилым помещениям маневренного жилищного фонда муниципального образования отнесены 29 жилых помещений, такие жилые помещения предоставлены 29 семьям.
При этом свободных жилых помещений, отнесенных к жилым помещениям маневренного жилищного фонда, в муниципальном образовании не имеется.
Из ответа администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" на текущую дату 13 июля 2023 года на учете не имеется граждан на получение жилых помещений маневренного жилищного фонда.
В то же время судом установлено и подтверждается материалами дела, что за период с 2021 года по настоящее время на территории муниципального образования признаны аварийными и подлежащими сносу следующие многоквартирные дома: NN 15, 17, 19, 21 по ул. Молодежной п. Долгоруково Багратионовского района Калининградской области, ДОС-3 п. Долгоруково Багратионовского района Калининградской области, дом N 12 по ул. Центральной п. Загородное Багратионовского района Калининградской области.
Согласно представленной ответчиком информации из многоквартирного дома ДОС-3 п. Долгоруково Багратионовского района Калининградской области не расселены 5 семей, проживавших в квартирах NN 8, 21, 22, 24, 29, занимавших жилые помещения по договорам социального найма, в виду отсутствия жилых помещений, которые могут быть предоставлены в рамках расселения, т.е. равнозначных по площади предоставления жилого помещения.
Кроме того, собственникам жилых помещений - квартир NN 3, 13, 15, до настоящего времени не выплачена компенсация стоимости изымаемых жилых помещений, изыскивается источник финансирования. Проведение мероприятий по сносу многоквартирного дома не представляется возможным вследствие незавершения процедуры расселения. Снос многоквартирного дома будет произведен после процедуры его расселения. От собственников жилых помещений отказа от сноса аварийного дома не поступило
Полагая, что администрация муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ" неправомерно бездействует, ненадлежащим образом осуществляя полномочия в жилищной сфере, чем нарушает права и законные интересы граждан из числа указанных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, прокурор обратился в суд с рассматриваемым административным иском.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Жилищного кодекса Российской Федерации, Устава муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области", установив, что принимаемые административным ответчиком меры, направленные на создание маневренного жилищного фонда, являются явно недостаточными, пришел к выводу о допущенном бездействии со стороны администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области", требующем судебного пресечения, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Всем доводам администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области", изложенным в кассационной жалобе, судами была дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой суд кассационной инстанции не усматривает.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 5 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 20 декабря 2023 года без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" - без удовлетворения.
Решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 5 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 20 декабря 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 3 апреля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.