Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10 июля 2023 года (N2а-4876/2023-9) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 9 октября 2023 года по административному исковому заявлению Карельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия о возложении обязанности произвести определенные действия.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, возражения против кассационной жалобы прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Карельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился с административным иском к ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия, указав в обоснование требований, что в ходе проведенной органами прокуратуры проверки было установлено нарушение ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия требований по обеспечению содержащихся в нем граждан горячим водоснабжением (далее - ГВС). В частности, в камерах ПФРСИ ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия NN 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31 и помещениях карцеров (камеры 1 и 2) (далее - спорные помещения) отсутствует ГВС и подводка нему. С учетом изложенного прокурор просил обязать ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия обеспечить ГВС вышеуказанные спорные помещения, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины, мойки (ванны), душевые сетки и т.п.), в соответствии с требованиями СП 247.1325800.2016 "Свод правил. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 апреля 2016 года N 245/пр, а в случае недостаточности средств у ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия на проведение указанных работ - возложить на ФСИН России обязанность выделить необходимые для их проведения денежные средства.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10 июля 2023 года с учетом определения об исправлении описки, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 9 октября 2023 года, административный иск удовлетворен с возложением на ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия и ФСИН России обязанности в течение четырех лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ГВС спорные помещения в соответствии с требованиями пунктов 19.2.1 и 19.2.5 СП "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 N1454/пр, СП 30.13330 "Внутренний водопровод и канализация зданий", СП 31.13330 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", СП 32.13330 "Канализация. Наружные сети и сооружения", СП 118.13330 "Общественные здания и сооружения", СанПиН 2.1.3684-21 и пунктов 19.1, 19.5 СП 247.1325800.2016 "Свод правил. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.04.2016 N 245/пр. В удовлетворении требований к УФСИН России по Республике Карелия отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 26 февраля 2024 года решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 9 октября 2023 года оставлены без изменения, кассационная жалоба ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия - без удовлетворения.
В кассационной жалобе на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 9 октября 2023 года, поступивших в суд первой инстанции 21 февраля 2024 года, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными и необоснованными.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела, Карельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по результатам проведения 17 мая 2023 года проверки в ПФРСИ ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия соблюдения требований законодательства установлено, что отсутствует ГВС и подводка нему в камерах NN 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31 и в помещениях карцеров (камеры 1 и 2).
5 июня 2023 года административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обеспечение помещений исправительных учреждений ГВС является обязательным, его отсутствие нарушает санитарно-эпидемиологические требования, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в том числе положений Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации", положений Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 апреля 2016 года N 245/пр, которым утвержден и введен в действие с 4 июля 2016 года Свод правил 247.1325800.2016 "Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной Приказом Минюста РФ от 2 июня 2003 года N 130-ДСП, которая впоследствии была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22 октября 2018 года N 217-дсп, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, в спорных помещениях ПФРСИ ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия не обеспечено подключение ГВС к санитарным приборам, в связи с чем допускается нарушение прав содержащихся в указанных помещениях лиц.
Суды обоснованно согласились с доводами административного иска прокурора о том, что характер выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений, которые на момент рассмотрения дела не устранены, не обеспечивает надлежащую реализацию режимных мероприятий в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, в связи с чем допускается нарушение прав содержащихся в указанных помещениях лиц.
При таких обстоятельствах судом правомерно удовлетворен административный иск прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, установлен разумный срок для устранения указанных нарушений уголовно-исполнительного законодательства.
При этом, выбор конкретных способов материально-технического и финансового обеспечения осуществляется административными ответчиками самостоятельно в ходе исполнения принятого по делу судебного постановления.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационных жалобах по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационную жалобу ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия оставить без удовлетворения.
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 9 октября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 1 апреля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.