Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ирышковой Т.В, судей Птоховой З.Ю, Снегирева Е.А
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-143/2022 по иску Сланцевского городского прокурора Ленинградской области в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области об обязании привести защитные сооружения в соответствие с нормативными требованиями по кассационной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 27 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 11 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, объяснения представителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области на основании доверенности Ромашова Д.В, поддержавшего доводы жалобы, объяснения старшего прокурора второго отдела апелляционно- кассационного управления Главного гражданско- судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой О.Н, полагавшей, что основания для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сланцевский городской прокурор Ленинградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд иском к Межрегиональному территориальному управлению (далее - МТУ) Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области о возложении обязанности в срок до 31 декабря 2023 г. привести в соответствие с нормативными требованиями помещение защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) по адресу: "адрес", спецобъект N, с кадастровым номером N, ссылаясь на то, что указанное защитное сооружение гражданской обороны находится в ненадлежащем техническом состоянии, требует ремонта, что создает угрозу необеспеченности граждан защитным сооружением, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, требующей использования защитного сооружения по назначению.
Решением Куйбышевского районного суда города Санкт-Петербурга от 14 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 2 августа 2022 г, иск Сланцевского городского прокурора Ленинградской области в интересах неопределенного круга лиц к МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области о понуждении привести защитные сооружения в соответствии с нормативными требованиями удовлетворен.
На МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области возложена обязанность привести в срок до 31 декабря 2023 г. в соответствие с нормативными требованиями помещение защитного сооружения гражданской обороны по адресу: "адрес", спецобъект N, с кадастровым номером N.
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 14 декабря 2022 г. решение Куйбышевского районного суда города Санкт-Петербурга от 14 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 02 августа 2022 г. отменены и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
С учетом уточнения требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Сланцевский городской прокурор Ленинградской области просил возложить на МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области в срок до 31 декабря 2023 г. привести в соответствие с нормативными требованиями помещение защитного сооружения гражданской обороны по адресу: "адрес", спецобъект N 5, с кадастровым номером N в виде:
-восстановления защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно- герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно- технического оборудования и возможности перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации в соответствии с пунктом 3.2.1 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583, зарегистрированным в Минюсте РФ 25 марта 2003 г. N 4317;
-восстановления защитных входов и аварийных выходов убежищ от атмосферных осадков и поверхностных вод в соответствии с пунктом 3.2.6 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных приказом МЧС России МЧС России от 15 декабря 2002 г. N583, зарегистрированным в Минюсте РФ 25 марта 2003 г. ;
-обеспечения содержания инженерно-технического оборудования убежищ в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению в соответствии с п. 3.2.11 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных приказом МЧС России МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583;
-обеспечения поддержания температурно-влажностного режима в этих помещениях в зимнее и летнее время в соответствии с требованиями проекта и требований пункта 3.2.7 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных приказом МЧС России МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583;
-обеспечения содержания, эксплуатации, текущего и планового ремонта инженерно-технического оборудования убежищ в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, уточненными с учетом особенностей эксплуатации ЗС ГО в соответствии с пунктом 3.2.12 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных приказом МЧС России МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583;
обеспечения проверок состояния убежища при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных проверках н инвентаризации. В соответствии с пунктом 4.1.1 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных приказом МЧС России МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583;
-осуществления проверки состояния ограждающих конструкций защитных устройств в соответствии с пунктом 4.2 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных приказом МЧС России МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583;
-восстановления системы фильтровентиляции и герметичности защитного сооружения с последующим проведением проверок состояния в соответствии с пунктом 4.3 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных приказом МЧС России МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583;
-восстановления систем водоснабжения, канализации и энергетических устройств с последующим проведением проверок состояния в соответствии с пунктом 4.5 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных приказом МЧС России МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583;
-проведения технического обслуживания и плановопредупредительного ремонта технических систем в соответствии с п. 5.1.1 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных приказом МЧС России МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583;
-обозначения защитных сооружений и маршрутов движения укрываемых к ним в соответствии с пунктом 6.2 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных приказом МЧС России МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583.
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 27 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 11 октября 2023 г, на МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области в срок до 31 декабря 2023 г. возложена обязанность привести помещение защитного сооружения гражданской обороны по адресу: "адрес", спецобъект N, с кадастровым номером N в соответствии с нормативными требованиями в виде:
-восстановления защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно- герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно- технического оборудования и возможности перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычаной ситуации в соответствии с пунктом 3.2.1 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583, зарегистрированным в Минюсте РФ 25 марта 2003 г. N 4317;
-восстановления защитных входов и аварийных выходов убежищ от атмосферных осадков и поверхностных вод в соответствии с пунктом 3.2.6 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных приказом МЧС России МЧС России от 15 декабря 2002 г. N583, зарегистрированным в Минюсте РФ 25 марта 2003 г. ;
-обеспечения содержания инженерно-технического оборудования убежищ в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению в соответствии с п. 3.2.11 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных приказом МЧС России МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583;
-обеспечения поддержания температурно-влажностного режима в этих помещениях в зимнее и летнее время в соответствии с требованиями проекта и требований пункта 3.2.7 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных приказом МЧС России МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583;
-обеспечения содержания, эксплуатации, текущего и планового ремонта инженерно-технического оборудования убежищ в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, уточненными с учетом особенностей эксплуатации ЗС ГО в соответствии с пунктом 3.2.12 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных приказом МЧС России МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583;
обеспечения проверок состояния убежища при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных проверках н инвентаризации. В соответствии с пунктом 4.1.1 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных приказом МЧС России МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583;
-осуществления проверки состояния ограждающих конструкций защитных устройств в соответствии с пунктом 4.2 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных приказом МЧС России МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583;
-восстановления системы фильтровентиляции и герметичности защитного сооружения с последующим проведением проверок состояния в соответствии с пунктом 4.3 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных приказом МЧС России МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583;
-восстановления систем водоснабжения, канализации и энергетических устройств с последующим проведением проверок состояния в соответствии с пунктом 4.5 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных приказом МЧС России МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583;
-проведения технического обслуживания и плановопредупредительного ремонта технических систем в соответствии с п. 5.1.1 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных приказом МЧС России МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583;
-обозначения защитных сооружений и маршрутов движения укрываемых к ним в соответствии с пунктом 6.2 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных приказом МЧС России МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583.
В кассационной жалобе МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области ставит вопрос об отмене решения Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 27 марта 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 11 октября 2023 г, как незаконных, принятии решения об отказе в удовлетворении иска Сланцевского городского прокурора Ленинградской области
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
Руководствуясь статьей 1651 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее -ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела такие нарушения были допущены судами нижестоящих инстанций при разрешении спора.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;.
В силу статьи 6 Закона о гражданской обороне Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.
В пункте 2 указанного Порядка к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно пункту 9 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны, в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В соответствии с пунктом 10 Порядка организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
МЧС России в силу пункта 14 Порядка создания убежищ принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт: содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (пункты 1.3, 1.7 и 1.8 Правил N 583).
Правилами N 583 также предусмотрено, что статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО (абзац 2 пункта 1.2); документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения и который оформляется, в частности, после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО (п. 2.2).
В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ (пункт 1.3 Правил N 583).
Согласно пункта 3 статьи 18 Закона о гражданской обороне обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в том числе содержание спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, является расходным обязательством Российской Федерации.
Судами нижестоящих инстанций установлено и следует из материалов дела, что Сланцевской городской прокуратурой во исполнение задания прокуратуры Ленинградской области 24 марта 2021 г. проведена проверка соблюдения законодательства в части содержания ЗС ГО.
В ходе проведения совместно с Отделом надзорной деятельности и профилактической работы Сланцевского района УНДиПР ГУ МЧС России по Ленинградской области обследования в отношении объекта защиты - защитного сооружения N, расположенного по адресу: "адрес", выявлены нарушения статьи 7 Закона о гражданской обороне, пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г..N 804, пунктов 10-12 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г..N 1309, пункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14 ноября 2008 г..N 687, пунктов 3.2.1, 4.1.1, 4.2, 4.3, 4.5, 3.2.6, 3.2.7, 3.2.11, 3.2.12, 5.1.1, 6.2 Правил N 583, выразившиеся в неосуществлении мер, направленных на сохранение объектов (убежищ), необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; не поддержании в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны, к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимых условий для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, не обеспечивается сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно- герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно- технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, кроме того, установлено, что входы и выходы убежищ не защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод,
инженерно-техническое оборудование убежищ не содержится в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению, помещения залиты водой, температура в зимнее и летнее время не поддерживается в соответствии с требованиями проекта, содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования убежищ не осуществляется в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, уточненными с учетом особенностей эксплуатации ЗС ГО; состояние не проверяется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных проверках и инвентаризации; не проводится проверка состояния системы фильтровентиляции и герметичности, систем водоснабжения, канализации и энергетических устройств защитного сооружения; не осуществлено обозначение защитных сооружений и маршрутов движения по ним.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Ленинградской области от 19 января 2022 г. N 0702 объект с кадастровым номером 47:28:0301036:517 внесен в Единый государственный реестр недвижимости в качестве ранее учтенного на основании технического паспорта. Технический паспорт составлен по состоянию на 15 ноября 2011 г. с инвентарным номером N 2735-10 на спецобъект N. Согласно кадастровому и техническому паспортам, объект построен и введен в эксплуатацию в 1959 году, имеет определенные технические характеристики и учтен по инвентарному номеру. Иных учетов в отношении данных объектов недвижимого имущества не оформлено.
По сведениям, предоставленным третьим лицом ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области указанный объект учтен в качестве защитного сооружения гражданской обороны, имеет инвентарный номер, проходит учет по виду - убежище.
Ответчиком в ходе рассмотрения дела не опровергался тот факт, что указанное защитное сооружение не готово к приему и обеспечению необходимых условий пребывания в нем людей при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, требует капитального ремонта.
Удовлетворяя требования Сланцевского городского прокурора, суд первой инстанции признал установленным, что защитное сооружение является собственностью Российской Федерации, включено в реестр федеральной собственности, находится в состоянии, непригодном для его использования по прямому назначению, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 212, пунктов 1 и 5 статьи 214 ГК РФ, пунктами 1, 2 раздела 3 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Закона о гражданской обороне", Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309, Правил N 583, исходил из того, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N432, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, возложил на МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области обязанность по устранению выявленных нарушений.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отклонив доводы ответчика о необходимости определения конкретного перечня мероприятий в целях исполнения решения со ссылкой на отсутствие у прокурора права вмешиваться в оперативно - хозяйственную деятельность организаций и указанием на то, что конкретный перечень данных мероприятий может быть установлен только в процессе исполнения судебного постановления.
Также признаны несостоятельными доводы жалобы ответчика об отсутствии потребности в защитном сооружении, поскольку объект расположен на территории закрытого предприятия и доводы относительно не указания в решении источника и порядка финансирования работ в целях исполнения решения суда, при этом суд апелляционной инстанции сослался на нормы Закона о гражданской обороне, Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, с указанием на то, что федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в спорным правоотношениях является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, потому именно ответчик сам устанавливает источник финансирования устранение недостатков содержания защитного сооружения.
Довод ответчика о том, что судом при рассмотрении спора не был поставлен на обсуждение вопрос о разумности срока на устранение нарушений, также отклонен судом апелляционной инстанции, при этом указано, что в соответствии со 434 ГПК РФ, ответчик не лишен возможности обратиться в суд, принявший соответствующее судебное решение, за отсрочкой его исполнения.
Между тем, судами нижестоящих инстанций не учтены указания суда кассационной инстанции, изложенные в определении судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 14 декабря 2022 г, вопреки положениям части 4 статьи 390 ГПК РФ.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (пункт 11).
Из анализа приведенных норм права и акта их толкования следует, что решение суда должно быть исполнимым.
Между тем, возлагая на МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области обязанность привести защитное сооружение в соответствие с перечисленными в резолютивной части решения пунктами Правил N 583, а также устанавливая сроки исполнения такой обязанности, суд в нарушение приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суд Российской Федерации не обсудил и не выяснил объемы работ и затрат, которые должен произвести ответчик для исполнения решения суда, в каком порядке это необходимо сделать, а также не выяснил, являются ли установленные судом сроки с учетом процесса бюджетного финансирования реальными, а решение исполнимым. Кроме того, для правильного разрешения спора суду также следовало установить, существует ли в настоящее время объект гражданской обороны, по поводу которого возник спор, возможно ли его восстановление и использование по целевому назначению.
Поскольку суд не является специалистом в области строительства, суду в соответствии с положениями статьи 79 ГПК РФ надлежало обсудить вопрос о назначении и проведении соответствующей судебной экспертизы, чего сделано не было.
При этом суд также не обосновал, по какой причине он считает срок до 31 декабря 2023 г. (решение суда постановлено - 27 марта 2023 г.) достаточным для устранения перечисленных недостатков объекта.
При этом, на необходимость установления перечисленных обстоятельств при разрешении спора ссылался ответчик - МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, однако, в нарушение положений части 4 статьи 198 ГПК РФ мотивы, по которым суд первой инстанции отклонил приведенные в обоснование своих возражений доводы ответчика в решении не приведены.
Судом апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права не устранены, апелляционная жалоба ответчика МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, оставлена без удовлетворения.
Принимая во внимание положения части 1 статьи 327 ГПК РФ, в соответствии с которым суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 61 ГПК РФ), судебная коллегия находит апелляционное определение по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 11 октября 2023 г. подлежащим отмене в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, при новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует принять меры к устранению допущенной неполноты судебного разбирательства и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 11 октября 2023 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.