Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г.
судей Григорьевой Ю.А, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 октября 2023 г. по гражданскому делу N 2-243/2023 по иску ФИО1 к Главному управлению Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным решения жилищной комиссии об отказе в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности принять на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шлопак С.А, выслушав объяснения представителя истца - Хведченя И.С, действующего на основании доверенности от 30 ноября 2022 г. сроком на три года, представителя ответчика ФИО6, действующего по доверенности от 28 февраля 2024 г. сроком по 31 декабря 2024 г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором просил признать незаконным решение жилищной комиссии Главного управления Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 24 января 2022 г. об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья незаконным, возложить обязанность на ответчика принять на учет на представление единовременной социальной выплаты в составе семьи из пяти человек.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетврены.
Признан незаконным пункт 1.3 решения жилищной комиссии Главного управления Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, оформленного протоколом N3-С от 24 января 2022 года, утвержденный распоряжением Главного управления Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области N 119-р от 3 марта 2022 года, об отказе в принятии ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На Главное управление Росгвардии по Санкт-Петербургу и "адрес" возложена обязанность принять ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи пять человек (ФИО1, супруга ФИО7, сын ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 октября 2023 г. решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 января 2023 г. отменено.
Принято новое решение по делу, которым в удовлетворении требований о признании незаконным решения об отказе в принятии на учёт для предоставления единовременной социальной выплаты, признании незаконным распоряжения в части утвержденного решения комиссии, возложении обязанности принять на учёт на получение единовременной социальной выплаты ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене апелляционного определения, ссылаясь на нарушение нижестоящими судами норм процессуального и материального права, правил оценки доказательств.
Истец в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражениях, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 ГПК РФ).
По настоящему делу такого характера нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
Судом установлено, что ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации в период с 20 сентября 2012 года по 30 сентября 2016 года, в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации - в период с 1 октября 2016 года по настоящее время в должности командира 1 оперативного взвода 2 оперативной роты отряда мобильного особого назначения "Балтика" (на транспорте) ГУ Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения в составе семьи 5 человек, а именно: он - ФИО1, его супруга - ФИО7, несовершеннолетние дети: сын ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, сын ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, дочь ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения.
Общий стаж службы истца на 30 декабря 2021 года для расчета единовременной социальной выплаты составляет 10 лет 3 месяца 11 дней.
Брак между истцом и ФИО7 заключен 20 сентября 2013 года.
Единовременная социальная выплата ФИО1 по прежним местам службы не предоставлялась, также он не состоит на учете сотрудников, принятых на учет для улучшения жилищных условий по договору социального найма до ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту жительства в однокомнатной квартире общей площадью 34, 00 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", принадлежащей на праве общей долевой собственности. 1/2 доля в праве общей долевой собственности на квартиру, принадлежащая ФИО1, равная 17, 00 кв.м, была отчуждена им сестре на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, общей площадью 34, 20 кв.м, расположенном по адресу: "адрес". Квартира на праве частной собственности принадлежала ФИО11 (матери истца). Квартира продана ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был зарегистрирован по месту жительства в жилом доме общей площадью 100, 30 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", мкр. Пороги, "адрес". Жилое помещение па праве общей долевой собственности принадлежит ФИО12, ФИО13, ФИО14 в равных долях (по 1/3 доли в праве). ФИО1 зарегистрирован по указанному адресу в качестве "постороннего".
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 зарегистрирован по месту жительства в трехкомнатной квартире общей площадью 71, 20 кв.м, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес". Квартира на праве собственности принадлежит ФИО15, ФИО16, ФИО1 зарегистрирован по указанному адресу в качестве "пользователя".
Обеспеченность ФИО1 жилым помещением для принятия на учет для предоставления единовременной социальной выплаты составляет 0 кв.м.
Супруга истца ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сын ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, с рождения по ДД.ММ.ГГГГ, сын ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, с рождения по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту жительства в двухкомнатной квартире общей площадью 52, 00 кв. метра, расположенной по адресу: "адрес". Квартира на праве общей долевой собственности принадлежала ФИО17, ФИО16, ФИО7 в равных долях (по 1/3 доле в праве общей долевой собственности, равной 17, 33 кв. метра) на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ N. Указанная квартира продана ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи, заключенному всеми собственниками со ФИО18
Супруга истца ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ, сын ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, сын ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, дочь ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, с рождения зарегистрированы по месту жительства в одной комнате трехкомнатной квартиры, общей площадью 61, 50 кв. метров расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", где зарегистрирован по месту жительства также ФИО20 (отец супруги истца). Жилое помещение на праве общей долевой собственности (1/3 доля в праве) принадлежит ФИО20 (отец ФИО7).
Обеспеченность супруги, детей истца общей площадью жилых помещений при принятии на учет для предоставления единовременной социальной выплаты составляла: 16, 40 кв. метров (по 4, 10 кв. метров на 1 члена семьи), в соответствии с пунктом 29 Правил, вычету не подлежит.
Как следует из выписки из протокола N 3-С заседания жилищной комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты ГУ Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 24 января 2022 года, комиссия расценила действия истца и его супруги по отчуждению жилых помещений как намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, отказала в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пункта 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 (далее - Правила предоставления ЕСВ), и части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Решение жилищной комиссии Главного управления Росгвардии по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, оформленное протоколом N3-С от 24 января 2022 года? было утверждено распоряжением Главного управления Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области N119-р от 3 марта 2022 года.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства по правилам статей 56, 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что представленные в дело документы подтверждают те условия и основания, с которыми закон связывает право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья для определенной категории лиц, а также, учитывая конкретные обстоятельства дела, признал отказ в постановке на учет жилищной комиссии ГУ Росгвардии по "адрес" и "адрес" незаконным, возложив на ответчика обязанность поставить на учет ФИО7 для получения единовременной социальной выплаты.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, с выводами суда первой инстанции не согласился, по следующим основаниям.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, входят в предмет регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, согласно которой единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Правила предоставления ЕСВ, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5).
Частью 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ установлено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Пунктом 9 Правил предоставления ЕСВ установлено, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Как ранее было указано, до подачи заявления о постановке на учет для предоставления единовременной выплаты в жилищную комиссию Главного управления Росгвардии по "адрес" и "адрес" ФИО1 в период с 11 июня 2014 года по 24 декабря 2020 года имел 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: "адрес", с площадью 17 кв.м.
Как указала апелляционная инстанция, отчуждение ФИО1 1/2 доли в праве собственности было безвозмездным в виде дарения. Таким образом, ФИО1 не реализовал свою долю в праве собственности в рамках договора купли-продажи с конечной целью получения денежных средств.
Супруга истца ФИО7 также произвела отчуждение жилого помещения в виде продажи 1/3 доли в праве собственности по адресу: "адрес", составлявщей площадь 17, 33. Право собственности ФИО7 прекращено ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем по месту прохождения службы ФИО1 в Санкт-Петербурге не было приобретено ни одного жилого помещения ни на одного члена его семьи.
Согласно пункту 27 Правил предоставления ЕСВ расчет размера единовременной выплаты осуществляется органом исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ, по следующей формуле: Р = О x С x Кп x Кс, где:
О - общая площадь жилого помещения;
С - размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определяемый в установленном порядке уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья применяется с учетом последнего места прохождения службы сотрудником;
Кп - поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным гражданским служащим государственной гражданской службы Российской Федерации, определяемый Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения". Указанный коэффициент применяется с учетом последнего места прохождения службы сотрудником;
Кс - поправочный коэффициент размера предоставляемой единовременной выплаты с учетом общей продолжительности службы, определяемый в соответствии с пунктом 30 настоящих Правил.
Общая площадь жилого помещения определяется по формуле: О = Н + Д - Л, где:
Н - норматив общей площади жилого помещения;
Д - размер дополнительной общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктом 28 настоящих Правил;
Л - сумма общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма.
Согласно пункту 29 Правил предоставления ЕСВ при определении общей площади жилого помещения учитываются:
жилые помещения, принадлежащие на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи;
жилые помещения, занимаемые по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи;
совершенные после принятия на учет для получения единовременной выплаты действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера общей площади или отчуждению жилых помещений, принадлежащих на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи и занимаемых по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи.
Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктами 3 - 5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.
Общая площадь жилого помещения определяется по формуле: О = Н - (Л + П) + Д, где:
Н - норматив общей площади жилого помещения;
Л - сумма общей площади жилых помещений, принадлежащих на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи и занимаемых по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи;
П - общая площадь жилых помещений, на которую в результате совершения после принятия на учет для получения единовременной выплаты действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями уменьшился размер общей площади жилых помещений, принадлежащих на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи и занимаемых по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи, или которая отчуждена сотрудником и (или) членами его семьи;
Д - размер дополнительной площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктом 28 настоящих Правил.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции сделал вывод, согласно которому факт безвозмездного отчуждения жилого помещения, принадлежащего истцу, можно расценивать как увеличение суммы единовременной выплаты, на которую он мог бы рассчитывать, так как площадь жилого помещения, подаренного близкому родственнику (сестре) не подлежит вычету при расчете суммы единовременной выплаты в настоящее время, также как и площадь жилых помещений, принадлежавших ранее членам семьи ФИО1, в настоящее время не подлежит вычету при расчете суммы единовременной выплаты.
В связи с чем, выводы суда первой инстанции о том, что истцом не было совершено действий, направленных на ухудшение жилищных условий, которые способствовали бы приобретению права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты, признаны ошибочными. Напротив, отчуждение относится к намеренному ухудшению жилищных условий, в связи с чем сотрудник может быть принят на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что с выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
По смыслу статьи 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Заслуживают внимания доводы кассационной жалобы истца, который ссылается на то, что следует учитывать при расчете размера ЕСВ на площадь принадлежащих ему и его супруге долей в праве собственности, которые были ими отчуждены, однако при учете долей он и его семья, состоящая из пяти человек, должны быть поставлены на учет для получения ЕСВ.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 года N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно пункту 8 Правил предоставления ЕСВ при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Учитывая, что единовременная социальная выплата является одной из социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий, пункт 29 Правил должен применяться наряду с другими нормами, регулирующими порядок и условия предоставления указанной выплаты.
В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанной нормы закона, данное ограничение допустимо в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, в результате которого такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Из указанных выше норм, включая пункт 29 Правил предоставления ЕСВ, в системной связи с положениями статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что в случае совершения сотрудником и (или) членами его семьи, с учетом которых производится расчет единовременной социальной выплаты, в течение 5 лет до принятия соответствующей комиссией решения о постановке сотрудника на учет для получения выплаты и решения о предоставлении сотруднику данной выплаты, намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в том числе путем отчуждения жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи, площадь этих помещений при расчете суммы единовременной социальной выплаты подлежит зачету.
Как видно из материалов дела, на момент принятия решения об отказе истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты и принятия комиссией решения 5-летний срок с момента отчуждения им и его супругой принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности в отношении квартир не истек.
Доказательств вынужденного характера отчуждения принадлежавших истцу и его супругой долей в праве собственности на квартиры истцом в порядке статьи 56 ГПК РФ не представлено, а судом не установлено.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2016 N 29-КГ16-2, вывод о том, что часть 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 года N 247-ФЗ предусматривает возможность учета только тех жилых помещений, которые принадлежат сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности или занимаемых ими по договору социального найма на момент принятия комиссией решения о предоставлении единовременной социальной выплаты, основан на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела по апелляционной жалобе ответчика о законности пункта 1.3 решения жилищной комиссии ответчика, оформленного протоколом N3-С от 24 января 2022 года, утвержденного распоряжением ответчика N 119-р от 3 марта 2022 года, сделан без учета подлежащих применению к спорным правоотношениям статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, пункта 9 Правил предоставления ЕСВ и установленных по делу обстоятельств.
При разрешении спора следует исходить из того, имелись ли основания у истца и членов его семьи для постановки на учет для предоставления ЕСВ при условии принадлежности им долей в праве общей долевой собственности на жилые помещения.
По указанным основаниям апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, что, в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса, является основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 октября 2023 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.