Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сенчуковой Е.В, судей Лепской К.И, Кураковой С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 21 ноября 2023 года по гражданскому делу N 2-326/2023 по иску Синникова Романа Владимировича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о включении периодов работы в стаж в льготном исчислении, перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Сенчуковой Е.В, объяснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Морозовой С.П, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержавшей кассационную жалобу, возражения относительно кассационной жалобы представителя Синникова Р.В. - Синниковой Н.А, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Синников Р.В. обратился в суд с иском к Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее также - УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о включении периодов работы в стаж в льготном исчислении, перерасчете пенсии.
В обоснование заявленных требований Синников Р.В. указал, что приказом УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N- N от ДД.ММ.ГГГГ уволен со службы в органах принудительного исполнения наказаний на основании пункта 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", по выслуге лет, дающей право на пенсию.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет в календарном исчислении составила 22 года 11 месяцев, в льготном исчислении - 28 лет 8 месяцев 27 дней.
В расчет выслуги лет в льготном исчислении при назначении пенсии не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых "адрес" УВД по "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера-кинолога охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых "адрес" УВД по "адрес", поскольку занимаемые им в указанные периоды должности не включены в Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет.
С данным решением Синников Р.В. не согласен, ссылается на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял должностные обязанности, непосредственно связанные с охраной и конвоированием подозреваемых и обвиняемых.
На основании изложенного, Синников Р.В. просил суд возложить на УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обязанности произвести перерасчет выслуги лет, зачесть периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца службы, произвести перерасчет и выплату пенсии с учетом указанных периодов с момента увольнения ДД.ММ.ГГГГ
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 апреля 2023 г. на УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возложена обязанность включить периоды прохождения Синниковым Р.В. службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД "адрес" УВД по "адрес", и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера-кинолога охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД "адрес" УВД по "адрес" в специальный стаж, дающий право на льготное исчисление выслуги лет 1 месяц службы за полтора месяца службы; произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; произвести перерасчет и выплату назначенной пенсии по выслуге лет с учетом периодов службы, дающих право на льготное исчисление выслуги лет с момента увольнения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 21 ноября 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области просит решение и апелляционное определение отменить, принять новое решение об отказе Синникову в удовлетворении исковых требований
В письменных возражениях относительно кассационной жалобы Синников Р.В, соглашаясь с принятыми по делу судебными актами, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (часть 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Синников Р.В. проходил службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
Приказом УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N от ДД.ММ.ГГГГ Синников Р.В. уволен со службы по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), с ДД.ММ.ГГГГ
При увольнении, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выслуга лет Синникова Р.В. в календарном исчислении составила 22 года 11 месяцев, в льготном исчислении - 28 лет 8 месяцев 27 дней.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Синников Р.В. замещал должность милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД "адрес" УВД по "адрес", и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещал должность милиционера-кинолога охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД "адрес" УВД по "адрес".
Указанные периоды прохождения службы Синникова Р.В. включены в выслугу лет в календарном исчислении, как не соответствующие Перечням должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии, утвержденным приказами МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N.
Разрешая заявленные исковые требования о включении периодов службы в льготный стаж, назначении пенсии, суд первой инстанции руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", ем Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Федеральной противопожарной службе, Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семьям в Российской Федерации", установив, что в спорные периоды Синников Р.В. проходил службу в конвойных подразделениях милиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, пришел к выводу о том, что истец имеет право на включение в выслугу лет указанных периодов в льготном исчислении, из расчета один месяц службы за полтора месяца.
суд первой инстанции исходил из того, что на момент расчета выслуги лет Синникова Р.В. при увольнении из органов внутренних дел, приказ от ДД.ММ.ГГГГ N утратил силу в связи с изданием приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N, которым утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, согласно разделу 2 которого правом на льготное исчисление выслуги лет пользуются, в том числе, полицейский (милиционер) (строка 12) и полицейский-кинолог (милиционер кинолог) (строка 13), при этом судом установлено, что должности милиционера охранно-конвойной службы, милиционера-кинолога охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых при ОВД включены в штатное расписание горрайонов внутренних дел "адрес", как утвержденное приказом Начальника УВД "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, и в дальнейшем указаны в штатном расписании, утвержденном Приказом Начальника УВД "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Федеральный закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан.
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в числе прочего, служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел.
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2000 г. N 690 в подпункт "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации", предусматривающий перечень службы, прохождение которой засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении 1 месяц за 1, 5 месяцев, введен абзац, в соответствии с которым в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях (из расчета один месяц службы за полтора месяца) служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2003 г. N 684, вступившим в силу с 24 ноября 2003 г, указанный абзац дополнен указанием на то, что служба в указанных подразделениях засчитывается в выслугу лет в льготном исчислении с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД России от 9 октября 2004 г. N 640 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, который утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 20 декабря 2016 г. N 868 "Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий".
Из вышеприведенных положений следует, что с 1 января 2001 г. и до принятия перечня должностей, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации для исчисления выслуги лет в льготном порядке, необходимым условием исчисления выслуги лет в льготном порядке являлась служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Данное обстоятельство определялось, исходя из закрепленных и фактически исполняемых должностных обязанностей сотрудника.
Судами установлено, что в периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД "адрес" УВД по "адрес", и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера-кинолога охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД "адрес" УВД по "адрес" Синников Р.В. выполнял обязанности, непосредственно связанные с осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Проанализировав должностные инструкции милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД "адрес" УВД по "адрес" и милиционера-кинолога охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД "адрес" УВД по "адрес"
ИВС подозреваемых и обвиняемых МО МВД России " "адрес"", суд пришел к выводу, что в должностные обязанности по указанным должностям, которые занимал в определенные периоды Синников Р.В, входило осуществление охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
С учетом изложенного, установив, что фактически истец проходил службу в спорные периоды в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, суды правомерно возложили на УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обязанности включить спорные периоды прохождения службы истца в специальный стаж для определения выслуги лет в льготном исчислении.
Довод жалобы о том, что истец должен занимать должность, названную в перечне должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденных приказом МВД России ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N признан судебной коллегией необоснованным, поскольку основан на неправильном толковании закона.
Правительством Российской Федерации 15 сентября 2000 г. принято постановление N 690 "О внесении дополнений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941", в соответствии с которым дополнен подпункт "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 указанием на включение в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел периода прохождения службы в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г.
Достаточным условием для льготного исчисления выслуги лет является служба в конвойном подразделении милиции в должности, выполнение обязанности по которой связано с непосредственным осуществлением функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Факт выполнения истцом в спорные периоды функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений вытекает из самого наименования структурного подразделения и занимаемой должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых и милиционера-кинолога охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых. В обязанности истца входило, в том числе, осуществление охраны и конвоирование подозреваемых и обвиняемых.
Суды, оценив, имеющиеся в деле доказательства в совокупности и взаимосвязи пришли к выводу о том, что материалами дела подтверждено, что в спорные периоды истец проходил службу в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД "адрес" УВД по "адрес", в должности милиционера-кинолога охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД "адрес" УВД по "адрес", что является достаточным основанием для включения спорных периодов в выслугу лет в льготном порядке, поскольку факт выполнения Синниковым Р.В. функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений также вытекает из наименования должностей и структурного подразделения, в котором истец нес службу.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконных решений, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах.
Однако эти доводы, сами по себе не могут служить основанием для отмены судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Поскольку доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 21 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.